Тема №13. Гигиеническое обеспечение обучения в общеобразовательных учреждениях

Гигиенические требования, предъявляемые к организации учебно-воспитательного процесса. Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – понятие, критерии, методы и формы. Здоровьесберегающие технологии и современная система образования. Факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся. Оптимизация учебной нагрузки на учащихся.Рациональная организация урока.


 

Основные источники информации:

1. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека (10-е изд., стер.): учебник / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский - М.: Изд-ий центр «Academia», 2015

2. Назарова Е.Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник / Е.Н. Назарова, Ю.Д.Жилов - М.: Изд-ий центр «Academia», 2014.

3. Сапин М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебное пособие / М. Р.Сапин, В. И. Сивоглазов - М.: Изд-ий центр «Academia», 2015.

 

Дополнительные источники информации:

1. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: учеб.пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.- 528с.

2. Билич, Г.Л.Анатомия человека/ Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова.- 2-е изд.- Москва: Эксмо, 2018.- 240 с.+ил. – (Медицинский атлас).

 

 

Перечень вопросов:

1. Предмет и задачи курса. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены человека. Связь этих дисциплин с психолого-педагогическими и медицинскими дисциплинами.

2. Организм – единое целое. Понятия о тканях. Виды тканей человека. Органы и системы органов. Физиологическая система.

3. Основные закономерности онтогенеза: системность, непрерывность, гетерохронность, биологическая надежность, гармоничность.

4. Возрастная периодизация. Характеристика возрастных периодов развития.

5. Рост и развитие организма: понятия, соотношение процессов, понятие о «скачке роста».

6. Основные закономерности роста и развития детей. Понятие "физическое развитие". Показатели физического развития. Критические и сенситивные периоды развития. Хронологический и биологический возраст.

7. Акселерация и ретардация.

8. Влияние наследственности и среды на рост и развитие.

9. Эндокринная система организма человека.Возрастные и морфофункциональные особенности эндокринных желез и желез смешанной секреции. Их влияние на рост и развитие организма, обмен веществ, процессы жизнедеятельности.

10. Анатомия и физиология центральной нервной системы:Структурно-функциональная характеристика центральной нервной системы.

11. Строение, развитие и функциональное значение спинного мозга.

12. Строение, развитие и функциональное значение головного мозга.

13. Особенности организации и функции коры головного мозга.

14. Функциональные физиологические зоны КБП.

15. Анатомия и физиология вегетативной нервной системы.

16. Понятие о высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретённые формы поведения и их классификация.

17. Рефлекс и рефлекторная дуга. Безусловные и условные рефлексы – сравнительная характеристика.

18. Общее положение о типах высшей нервной деятельности и темпераментах личности. Показатели свойств нервной системы по И.П. Павлову. Типы высшей нервной деятельности. Первая и вторая сигнальные системы.

19. Общий план строения сенсорных систем. Понятие "Сенсорная система". Учение И.П. Павлова об анализаторах. Организация периферического отдела анализаторов. Рецепторы – виды, свойства, возрастные особенности.

20. Зрительная система.Развитие зрительной сенсорной системы в онтогенезе. Возрастные особенности системы восприятия. Цветовосприятие. Возрастные изменения зрительных реакций.

21. Система слуха.Развитие слухового анализатора в онтогенезе. Значение слуха в формировании речи. Системы положения тела: вестибулярная, проприоцептивная. Возрастные особенности формирования вестибулярных реакций.

22. Вкусовая и обонятельная системы человека. Возрастные особенности формирования вкусового и обонятельного анализаторов.

23. Тактильный и температурный анализаторы. Строение и развитие кожи.
Кожный анализатор.

24. Строение скелета человека: Рост и развитие скелета, формирование изгибов позвоночника процесс окостенения скелета, изменение отделов скелета с возрастом. Типы соединения костей: прерывные, непрерывные, полупрерывные.

25. Мышцы человека. Скелетные мышцы как орган движения. Группы мышц человека: мышцы туловища, верхних и нижних конечностей, черепа.

26. Понятие о внутренней среде организма: кровь, лимфа, межклеточная жидкость, их значение в поддержании гомеостаза. Возрастные изменения состава крови. Группы крови, лимфатическая система. Группы крови, резус-фактор.

27. Строение сердечно-сосудистой системы человека. Кровообращение.

28. Возрастные особенности организации и работы сердца. Сердечный цикл и его стадии. Систолический и минутный объемы кровенаполнения.

29. Строение дыхательной системы. Значение дыхания.

30. Процессы дыхания: внешнее, тканевое, внутреннее. Организация дыхательного акта. Жизненная ёмкость легких, изменения с возрастом. Частота и глубина дыхания. Минутный объём дыхания.

31. Строение и функции органов пищеварительной системы.

32. Пищеварение. Особенности протекания процессов пищеварения в ротовой полости, в желудке, тонком и толстом кишечнике. Основные группы пищеварительных ферментов.

33. Понятие об обмене веществ в организме человека. Общий и основной обмен. Изменение интенсивности основного обмена в зависимости от пола и возраста.

34. Строение и физиология мочевыделительной системы. Образование мочи. Гигиенические основы и профилактика заболеваний мочевыделительной системы.

35. Анатомические особенности строения половой системы человека. Возрастные особенности. Половое созревание. Возрастные изменения в организме в период полового созревания. Половое воспитание.

36. Понятие "адаптация", регуляция адаптационного процесса. Адаптация детей к образовательному учреждению.

37. Сон и бодрствование. Сон в онтогенезе: фазы сна, общая характеристика состояния ребенка во время сна, роль сна в развитии нервной системы, сновидения. Гигиена сна.

38. Защитные силы организма и иммунитет.Иммунитет, виды иммунных систем. Органы иммунной системы. Механизм клеточного и гуморального иммунитета.

39. Гигиенические требования, предъявляемые к организации учебно-воспитательного процесса. Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза.

40. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – понятие, критерии, методы и формы. Здоровьесберегающие технологии и современная система образования. Факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся. Оптимизация учебной нагрузки на учащихся.Рациональная организация урока.

 

Ситуационные задачи к экзамену ОП.03. ВАФиГ с ответами

№п/п Условия ситуационной задачи Ответ
1.   Почему большая кровопотеря опасна для жизни человека? Ответ поясните.   1) При снижении объема циркулирующей крови (ОЦК) снижается артериальное давление: уменьшается приток крови к жизненно важным органам (сердцу, головному мозгу); 2) Возникает кислородное голодание - гипоксия: в тканях снижается уровень обмена веществ, выработка энергии, вследствие чего возможна смерть человека.
2.   Что можно определить по пульсу и как его правильно прощупать? Ответ поясните. 1) Пульс (от лат. pulsus - удар) - толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами; по пульсу определяют число сокращений сердца в минуту и судят о его работе, а также де- лают вывод о состоянии сосудов 2) Наиболее легко пульс определяется в местах, где крупные артерии расположены близко к поверхности кожи: пульс определяют на боках шеи, висках, запястьях.
3.   Если перетянуть палец жгутом, кольцом или веревкой, практически сразу можно заметить изменение его цвета - сначала покраснение, затем посинение. Через некоторое время субъективно ощущаются «ползание мурашек» и покалывание как результат кислородного голодания. Снижается его чувствительность. Объясните эти процессы. 1) Перетяжка жгутом, кольцом или веревкой затрудняет отток крови; расширяются капилляры и вены, что приводит к покраснению, а затем - к посинению; 2) Вследствие перетяжки нарушается кровоснабжение пальца: кровь перестает поступать к его тканями и клеткам, наблюдается кислородное голодание; 3) Вследствие кислородного голодания тканей (гипоксии) чувствительность снижается, работа рецепторов нарушается (возникает ощущение покалывания).
4.   Почему кровь человека имеет красный цвет? Почему артериальная кровь ярко-красного цвета, а венозная - тёмнокрасного? Ответ поясните.   1) Гемоглобин - белок, содержащийся в эритроцитах, придает красный цвет крови. Гемоглобин состоит из органической (белковой части) - глобина, и неорганического компонента (железосодержащего) – гема; 2) За счет гемоглобина, который соединен с кислородом, - оксигемоглобина, артериальная кровь имеет ярко-красный цвет; 3) За счет гемоглобина, который соединен с углекислым газом, - карбгемоглобина, венозная кровь имеет тёмно-красный цвет.
5.   Почему в раннем возрасте вредно ходить на высоких каблуках, переносить большие тяжести, большую часть дня проводить на ногах? Ответ поясните. 1) При ношении обуви на высоких каблуках свод стопы находится в приподнятом, не физиологичном положении: свод становится более плоским, может развиться плоскостопие;
    2) Для профилактики плоскостопия полезно ходить босиком, плавать, носить ортопедическую обувь на невысоких каблуках, заниматься подвижными играми.
6.   Формирование правильной осанки очень важная задача. Опишите основные правила формирования правильной осанки (сформулировать правила «Гигиена ОДА») o Не носить тяжелые предметы в одной руке, тяжелые сумки, портфели на одном плече o Правильно организовать учебное место - спина должна быть плотно прижата к спинке стула, слегка прогнута в пояснице o Плечи должны быть расположены на одном уровне, не напряжены o Девушкам следует избегать обуви на высоком каблуке - это приводит к возникновению поясничного гиперлордоза.
7.   Как воздействует на организм человека низкая двигательная активность - гиподинамия? Укажите не менее трех последствий. 1) Снижается выносливость организма, из-за отсутствия физической нагрузки происходит гипотрофия мышц, вплоть до атрофии (их уменьшение в объеме, ослабление, либо атрофия, которая сопровождается замещением мышечной ткани на соединительную); 2) Происходит замедление обмена веществ, энергозатраты организма снижаются и излишек питательных веществ (углеводов) превращается в жиры, которые накапливаются в подкожной жировой клетчатке: масса тела становится избыточной; 3) Отсутствие физической активности и избыточная масса тела приводят к повышению кровяного давления (артериальной гипертензии), что ведет к возрастанию нагрузки на сердечную мышцу и ее гипертрофии, в результате чего ухудшается кровоснабжение сердца; 4) Недостаточная активность мышц нижних конечностей (вследствие гиподинамии) приводит к венозному застою, расширению вен - возникает варикозная болезнь. Гиподинамия приводит к болезням сердечно-сосудистой системы и негативно сказывается на здоровье человека.
8.   Объясните, почему в клетках мышечной ткани нетренированного человека после напряженной физической работы возникает чувство боли.   1) Во время напряженной физической работы в клетках мышечной ткани человека возникает недостаток кислорода; 2) При этом происходит бескислородное расщепление глюкозы, которое сопровождается образованием молочной кислоты, вызывающей эти симптомы.

            

9.   Какие функции выполняет носовая полость? Укажите не менее трёх функций. Ответ поясните. 1) Слизь и реснички носовой полости очищают вдыхаемый воздух (от частиц пыли, микроорганизмов) и увлажняют его; 2) Мукоциты слизистой оболочки носа секретируют слизь, которая содержит вещества, препятствующие росту и развитию бактерий; 3) Слизистая оболочка носа хорошо кровоснабжается, ее питает множество капилляров, которые согревают (в жаркое время года - охлаждают) вдыхаемый воздух; 4) Резонаторная функция - носовая полость наряду с пазухами носа служит резонатором для голоса.
10. Почему для нормального восприятия запаха носовая полость должна быть увлажнённой и чистой? Ответ поясните.   1) Полость носа должна быть увлажненной, так как обонятельные клетки (рецепторы) раздражают только те вещества, которые растворились в слизи, покрывающей эпителий носовой полости; 2) Избыточное, обильное выделение слизи затрудняет доступ химическим веществам к обонятельным рецепторам (например при насморке обонятельная функция носа страдает: снижается способность распознавать запахи).
11. Слишком быстрый подъем водолазов с большой глубины приводит к кессонной болезни. Что является причиной этого заболевания? 1) На глубине водоема давление повышено, вследствие чего в крови растворяется гораздо больше газов, чем при нормальном атмосферном давлении; 2) При быстром всплытии с глубины водоема давление резко падает: растворимость газов в крови снижается, они не успевают выделяться через дыхательную систему - пузырьки газа образуются внутри сосудов.
12. Какие этапы дыхания выделяют у человека, и какие процессы для них характерны? Ответ поясните. 1) Внешнее (легочное) дыхание - обмен газов между альвеолярным воздухом и газами окружающей среды; 2) Транспорт газов, растворенных в крови, от тканей к легким организма; 3) Тканевое дыхание - газообмен в тканях (газы диффундируют через стенку капилляра к тканям и клеткам), биологическое окисление в митохондриях.
13. Как осуществляется гуморальная регуляция дыхания у человека? Ответ поясните. 1) Гуморальная регуляция дыхания происходит за счёт изменения концентрации углекислого газа в крови; 2) Увеличение концентрации углекислого газа крови вызывает возбуждение дыхательного центра: дыхание учащается и
    становится глубже; 3) Уменьшение концентрации углекислого газа крови вызывает торможение дыхательного центра: дыхание уряжается и становится более поверхностным.
14. Какая кровь содержится в правой половине сердца человека? По каким сосудам она туда поступает и по каким она покидает сердце? Частями каких кругов кровообращения являются правое предсердие и правый желудочек? 1) В правой половине сердца человека находится венозная кровь; 2) Кровь поступает в правую половину сердца по верхней и нижней полым венам, впадающим в правое предсердие, а покидает ее по легочному стволу, который отходит от правого желудочка; 3) В правом предсердии заканчивается большой круг кровообращения, а от правого желудочка начинается малый круг кровообращения.  
15. Какая кровь содержится в левой половине сердца человека? По каким сосудам она туда поступает и по каким она покидает сердце? Частями каких кругов кровообращения являются левое предсердие и желудочек?   1) В левой половине сердца содержится насыщенная кислородом артериальная кровь; 2) Кровь поступает в левую половину сердца по четырем легочным венам, впадающим в левое предсердие, а покидает ее по аорте, которая отходит от левого желудочка; 3) В левом предсердии заканчивается малый круг кровообращения, а от левого желудочка начинается большой круг кровообращения.
16. Для того, чтобы сохранить хорошее зрение на долгие годы, или же не допустить дальнейшего ухудшения зрения, следует придерживаться следующих правил гигиены зрения:... 1. Читать, держа текст на расстоянии 30- 35 см от глаз 2. При письме источник света (лампа) для правшей должен находиться с левой стороны, и, наоборот, для левшей - с правой стороны 3. Следует избегать чтения лежа при слабом освещении 4. Следует избегать чтения в транспорте, так как расстояние от текста до глаз постоянно меняется. Ресничная мышца то сокращается, то расслабляется - это приводит к ее слабости, снижению способности к аккомодации и ухудшению зрения 5. Следует избегать травм глаза, так как повреждения роговицы вызывают нарушение преломляющей способности, что приводит к ухудшению зрения.
17. Назовите отделы зрительного анализатора и укажите, какую функцию выполняет каждый из этих отделов.   1) Периферический отдел - сетчатка, нервная ткань, которая содержит рецепторы - колбочки и палочки, воспринимающие и преобразующие световое раз-
    дражение в нервные импульсы; 2) Проводниковый отдел - зрительный нерв, по которому нервные импульсы достигают затылочной доли коры больших полушарий; 3) Центральный отдел - расположенная в затылочной доли коры больших полушарий зрительная зона, где происходит анализ поступающих по зрительному нерву нервных импульсов, формируется окончательное изображение.
18. Почему воспалительный процесс может распространиться из носоглотки в среднее ухо? 1) Бактерии из носоглотки могут попасть в среднее ухо по слуховой (евстахиевой) трубе 2) Размножение бактерий приводит к воспалительному процессу в полости среднего уха.
19. Какие кости входят в состав среднего уха у млекопитающих? Ответ поясните. 1) В состав среднего уха входят: молоточек, наковальня и стремечко; 2) Молоточек - воспринимает колебания барабанной перепонки и передает их на наковальню; 3) Наковальня - передает колебания с молоточка на стремечко; 4) Стремечко - передает колебания с наковальни на мембрану овального окна, что приводит к колебаниям жидкости внутреннего уха – эндолимфы.
20. У ребёнка 7 лет отмечается выраженная физическая и умственная отсталость. Отставание в росте, непропорциональное сложение. Основной обмен и температура снижены. Какая патология имеет место? Как вы объясняете причины? Имеет место гипофункция щитовидной железы, или гипотиреоз, носящий название – кретинизм. Симптомы этого заболевания объясняются, прежде всего, снижением действия йодтиронинов на деление и дифференцировку клеток, что ведёт к замедлению и неправильному росту костной ткани, нарушению дифференцировки нейронов, которые не могут выполнять возложенные на них специфические функции.
21. У ребёнка 5 лет наблюдается остановка роста, специфические изменения кожи, волос, мышц, резкое снижение скорости процессов обмена, глубокие нарушения психики. Специфическое гормональное лечение в этом случае не дает положительного результата. Врождённый гипотиреоз. В результате уменьшения тиреотропного гормона нарушается синтез и поступление тиреоидных гормонов. Дефицит гормонов щитовидной железы приводит к нарушению всех видов обмена. Резкое снижение окислительных процессов и понижение синтеза белка служат причинами задержки роста у детей.
22. При резекции щитовидной железы были случайно удалены околощитовидные железы. После операции у больного начались приступы тетании. Дефицит паратгормона приводит к уменьшению поступления кальция из костной ткани в кровь и увеличению реабсорбции фосфора в проксимальных отде-
  Нередко приступы тетании предшествуют предвестники: похолодание конечностей, онемение, покалывание, чувство ползания мурашек, чувство спазмов. Вслед за предшестниками различаются болезненные тонические судороги. лах канальцев почек, вследствие чего возникают гипокальциемия и гиперфосфатемия. В результате гипокальциемии нарушается равновесие между ионами натрия и калия, а также кальция и магния, что в свою очередь ведёт к резкому повышению нервно – мышечной возбудимости. Кальций принимает участие в механизме мышечного сокращения.
23. Женщина 25 лет жалуется на сердцебиение, вспыльчивость, раздражительность, плохой сон, похудание, дрожание рук (изменился почерк). Аппетит повышен, но одновременная потеря массы тела. Наблюдается отрицательный азотистый баланс, температура тела повышена, кожа влажная, щитовидная железа увеличена. Пульс 118/мин. Какое нарушение работы гормональной системы можно предположить в данном случае? Диффузный токсический зоб (Базедова болезнь) – гиперфункция гормонов щитовидной железы (тироксина, трийодтиронина). Тироксин, трийодтиронин резко усиливают процессы митохондриального окисления. Однако, являясь разобщителями дыхания и фосфорилирования, снижают эффективность митохондриального окисления, в результате образование АТФ снижается, энергия рассеивается в виде тепла. Отсюда температура повышена, кожа влажная. Тироксин усиливает расходование углеводов, жиров и белков. Возникает похудание и интенсивное потребление тканями глюкозы из крови. Убыль глюкозы из крови возмещается её пополнением за счёт усиленного распада гликогена в печени и мышцах. Интенсивное расходование белков приводит к увеличению количества азота в моче (отрицательный баланс). Йодсодержащие гормоны щитовидной железы оказывают стимулирующие влияние на ЦНС. При больших концентрациях тироксина сухожильные рефлексы усиливаются, появляется дрожание (тремор) конечностей.
24. Рост ребенка 10 лет 180 см. Умственное развитие нормальное. Содержание глюкозы в крови повышено (10ммоль/л). С нарушением функции какой эндокринной железы это может быть связано? Соматотропный гормон (СТГ) угнетает поглощение и утилизацию глюкозы клетками, при этом концентрация глюкозы в крови повышается; избыток СТГ в детском и юношеском возрасте приводит к гигантизму, что и наблюдается у пациента. СТГ вырабатывается в гипофизе. Следовательно, данные симптомы связаны с нарушением функции гипофиза.
25. Мужчина жалуется на увеличение диуреза (до 15 л в сутки). При обследовании в моче отсутствуют белок и сахар. Нарушение секреции какого гормона может вызвать такие изменения? Недостаток антидиуретического гормона (или снижение чувствительности почек к этому гормону) приводит к большим потерям воды с мочой (полиурии) из-за снижения реабсорбции воды в почках. Это состояние называется несахарным диабетом.

            

26. Почему у детей чаще, чем у взрослых, наблюдается воспаление среднего уха? Дайте анатомическое обоснование. У детей первых лет жизни слуховая (евстахиева) труба, сообщающая полость глотки с полостью среднего уха, относительно короче и шире, чем у взрослых, к тому же легко растяжима. В результате при воспалении глотки процесс чаще и легче распространяется на барабанную полость.
27. У ребенка вследствие травмы поврежден отводящий нерв. Какие нарушения будут выявлены при этом? Дайте анатомическое обоснование. Отводящий нерв иннервирует латеральную прямую мышцу глаза. В связи с этим при его повреждении мышца будет парализована, и преобладающий тонус ее антагониста, медиальной прямой мышцы, приведет к смещению зрачка в медиальную сторону (внутреннее косоглазие).
28. Ребенок, играя, вдохнул горошину. В каком бронхе наиболее вероятно ее застревание? Дайте анатомическое обоснование. Чаще всего в правом главном бронхе. Он почти продолжает ход трахеи, короче и шире левого. Здесь более интенсивный поток воздуха, способный увлечь инородное тело.
29. У ребенка воспалены стенки наружного слухового прохода (наружный отит). Болезненность резко усиливается при жевательных движениях. Чем, с точки зрения анатомии, можно это объяснить? К передней стенке наружного слухового прохода прилегает височно-нижне челюстной сустав. В связи с этим при жевательных движениях боли могут усиливаться.
30. В связи с тем, что из-за невесомости в космосе изменяются условия действия вестибулярного анализатора, сохраняется ли в какой-то мере способность космонавта осознавать положение своего тела в пространстве? Да, сохраняется. В обычных условиях положение тела в пространстве точно оценивается на основе анализа ЦНС комплекса зрительных, проприоцептивных и вестибулярных сигналов, а также кожной чувствительности. В условиях невесомости исчезает информация только со стороны вестибулярного анализатора.
31. У здоровых супругов с 3 группо1 крови родился сын гемофилик с первой группой крови. Какова вероятность рождения следующего ребенка в этой семье фенотипически похожим на своих родителей? Гемофилия - сцепленный с полом признак.

Для очной формы обучения

32. Мать с 3 группой крови и положительным резусом, отец с 4 группой крови и положительным резусом. Какова вероятность рождения детей с 4 группой крови и отрицательным резусом, если родители гетерозиготны по обеим парам генов.
33. У человека имеется два вида слепоты и каждая определяется своим рецессивным аутосомным геном. Гены обоих признаков находятся в разных
  парах хромосом: а) Какова вероятность того, что ребенок родится слепым, если отец и мать его страдают одним и тем же видом наследственной слепоты, а по другой паре генов слепоты нормальны?
34. б) Какова вероятность рождения ребенка слепым в семье в том случае. если отец и мать страдают разными видами наследственной слепоты, имея в виду, что по обеим парам генов они гомозиготны?
35. Мать имеет свободную мочку уха (доминантный признак) и гладкий подбородок, отец – несвободную мочку уха и треугольную ямку на подбородке (доминантный признак), а дочь имеет те же признаки, что и у матери. Напишите возможные генотипы родителей и потомков.

 

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: