Культура России в 18 – первой половине 19 века

Внешняя политика России в первой половине 19 века

Главными направлениями внешней политики России при Александре Первом были: сдерживание агрессии со стороны Франции, в которой победила демократическая революция, защита южных рубежей от угрозы со стороны Турции и Ирана, борьба за укрепление позиций на Балтийском море.

Либеральные реформы начального периода правления Александра были прерваны начавшейся войной с Францией (одна из причин которой – присоединение России после поражения под Аустерлицем (1805) и по условиям Тильзитского мира (1807) к континентальной блокаде Англии, что наносило ущерб российской экономике). Россия терпела значительные убытки из-за прекращения торговли с Англией, поэтому начала нарушать условия мира. Наполеон использовал сложившуюся ситуацию как предлог для начала войны с Россией. Войны с Турцией, Ираном, Швецией, Францией (1805 – 1814, 1812 – Отечественная война, выявившая полководческий талант, М. И. Кутузова, М. Б. Барклая-де-Толли  и П. И. Багратиона) принесли победы России и территориальные расширения (в состав России вошли Бессарабия (Молдавия) (из состава Турции), Закавказье, Финляндия (из состава Швеции), Польша (Герцогство Варшавское), являвшееся союзником Франции в наполеоновских войнах. После Отечественной войны 1812 (самые значительные события – соединение русских армий под Смоленском (вопреки намерениям Наполеона разгромить разрозненные русские армии на границе в генеральных сражениях, не допустить отхода русской армии вглубь страны, разворачивания партизанского движения, мобилизации русскими резервов и истощения сил наступающей французской армии), Бородинское сражение августа 1812, пожар в Москве и Тарутинский маневр русской армии, позволивший сберечь силы и подготовиться к решающим битвам) и заграничных походов русской армии (1813-1814) Россия приобрела роль «жандарма Европы», заняв видное место в «Священном Союзе монархов», созданного в 1815 году в результате работы Венского конгресса для борьбы с революционными волнениями, войнами, направленными против законных монархов и установленных порядков. С 1816 Россия вступила в Кавказскую войну (известные участники – генерал А. П. Ермолов с русской стороны и Шамиль со стороны горских народов), длившуюся до 1859.

В период правления Николая Первого во внешней политике России успехи (территориальные приобретения; установление торгового, дипломатического союза с Грецией, добившейся независимости в ходе русско-турецкой войны 1828-1829; контроля над черноморскими проливами) сменились чередой поражений в Крымской войне 1853-1856 годов, в которой Англия, Франция, Королевство Сардиния (Пьемонт), Австрия, обеспокоенные усилением экономического влияния Росси на Балканах, выступили в поддержку Турции, от которой ожидали в случае победы над Россией территориальных уступок. Несмотря на героическое сопротивление защитников Севастополя (полуостров Крым) в 1854-1855, подвиги адмиралов П. С. Нахимова (победа в Синопской бухте в 1853), В. И. Истомина, В. А. Корнилова; хирурга Н. И. Пирогова (впервые применившего эфирный наркоз, спасшего не одну тысячу жизней), Россия понесла тяжелое поражение, приняв позорные условия Парижского договора 1856, по которому лишалась права держать флот, иметь военно-морские базы на Черном море, лишалась единоличного контроля над черноморскими проливами – теряла статус великой державы. Причины поражения: а) Несовершенство системы управления страной; б) Сказался вред от крепостного права: крепостные были лишены стимула и возможности производительно работать, повышать квалификацию, осваивать новую технику, технологи. Они были привязаны к деревне, и промышленные предприятия в городах долгое время простаивали (во время сезонных деревенских работ). Феодальные повинности препятствовали накоплению капитала в сельском хозяйстве, росту спроса на промышленную продукцию. Также крепостное право препятствовало росту численности вольнонаемной рабочей силы в городах. Сказывалась нехватка железных дорог (строительство их началось в 30-е годы), качество имеющихся оставляло желать лучшего. Промышленность была развита слабо, армия недополучала качественного оружия. Русский флот оставался парусным. Трагедия Крымской войны убедила нового правителя – Александра II в необходимости искоренения самого страшного зла, сдерживающего развитие страны, – крепостного права, а также в проведении «великих реформ» 1860-1870-х.

 

Культура России в 18 – первой половине 19 века

   Реформы Петра Первого в сфере культуры способствовали ее европеизации, внедрению элементов, достижений европейской культуры (смотрите в теме о реформах Петра Первого). Продолжалась секуляризация культуры, то есть ее освобождение от власти религии и церкви.

При Петре Первом вводится новый календарь с летосчислением от Рождества Христова, развивается печатание светских (нерелигиозных) книг с новым гражданским шрифтом, что облегчало книгопечатание, способствовало распространению грамотности. Появляется сеть государственных школ, удовлетворяющих потребности государства и общества (для подготовки военных специалистов (например, Навигацкая, Артиллерийская) и общеобразовательные, цифирные для детей из разных сословий), частных школ (например, школа Феофана Прокоповича). В 1725 году была открыта Академия наук для подготовки научных кадров. В 1755 году (по инициативе М. В. Ломоносова и графа И. И. Шувалова) – первый университет (Московский). При Екатерине Второй в 1780-е годы по инициативе президента Академии художеств И. И. Бецкого проводились масштабные реформы в сфере просвещения: были созданы губернские и уездные народные училища для представителей различных сословий. Е. Р. Дашкова (директор и президент Академии наук во времена Екатерине Второй, одна из наиболее образованных женщин столетия) внесли большой вклад в развитие филологии, изучения русского языка: при ее содействии был опубликован первый словарь русского языка, а также были изданы научные труды М. В. Ломоносова. Значительные успехи были достигнуты в области географии (благодаря экспедиции В. И. Беринга к побережью Америки), происходило зарождение истории как науки (благодаря трудам В. Н. Татищева, Г. Ф. Миллера). В искусстве преобладающим стилем стало барокко, а со второй половины 18 века – классицизм (в 19 веке – ампир). К числу выдающихся представителей искусства 18 века относятся: в области литературы – М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин (писали оды), Н. М. Карамзин («Бедная Лиза), Д. И. Фонвизин («Недоросль»), Н. И. Новиков, А. И. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), А. П. Сумароков (сатирический жанр), А. Д. Кантемир; в области скульптуры – Ф. И. Шубин (портрет М. В. Ломоносова), М. И. Козловский, Э. М. Фальконе (скульптура «Медный всадник»), И. Ф. Моторин; в театральном искусстве – Ф. Г. Волков (создатель первого с 1756 государственного театра и актер); в архитектуре – Д. Трезини (здание двенадцати коллегий, Петропавловский собор,), В. В. Растрелли (Зимний дворец, Смольный собор в Петербурге), В. И. Баженов (дом Пашкова), М. Ф. Казаков (Сенатский дворец в Кремле), И. Е. Старов (Таврический дворец в Петербурге); в живописи – А. П. Антропов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский; в музыке – Д. С. Бортнянский.

Первую половину 19 века заслуженно называют «золотым веком» русской культуры, так как в этот период русская культура обогатилась новыми стилями и жанрами (что отражало духовные поиски русской интеллигенции), пополнила сокровищницу мировой культуры новыми шедеврами. В своем творчестве русские авторы (реалисты) обращались к проблемам развития своей страны и мира, в художественных образах выражали свой взгляд на современное им общество и его будущее. Крупнейшие деятели культуры периода «золотого века»: в скульптуре – И. П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве), П. К. Клодт (памятник Николаю Первому, «Укрощение коня»); в литературе – М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев («Записки охотника»), А. С. Грибоедов («Горе от ума»); в архитектуре – А. Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге), А. Д. Захаров (Адмиралтейство), О. И. Бове (Большой театр в Москве, Триумфальная арка), Ж. Тома де Томон, К. И. Росси (здание Главного штаба), О. Монферран (Исаакиевский собор, Александровская колонна), А. Д. Жилярди; в живописи – О. А. Кипренский (портретист), А. Г. Венецианов (картины с изображением быта крестьян), В. А. Тропинин (портретист), А. А. Иванов («Явление Христа народу»), К. П. Брюллов («Последний день Помпеи», «Всадница»), П. А. Федотов («Сватовство майора», «Завтрак аристократа»); в музыке – М. И. Глинка (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), А. С. Даргомыжский; в театральном искусстве – М. С. Щепкин. Знамением времени стали литературные салоны, кружки, выход журналов «Современник» (основан А. С. Пушкиным) и «Отечественные записки», в которых работал знаменитый литературный критик В. Г. Белинский. Существенные успехи относятся к развитию математики (Н. И. Лобачевский), географии (открытие Антарктиды экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева), химии (Н. Н. Зинин, открывший анилин – краситель), физике (В. В. Петров и Б. С. Якоби, изучавшие электричество).

    

К. П. Брюллов, «Последний день Помпеи», 19 век А. А. Иванов, «Явление Христа народу», 19 век

         

В. А. Тропинин «Портрет         И. Ф. Моторин, Царь-колокол,  

А. С. Пушкина», 19 век                              18 век

             

Петропавловский собор,    Э. М. Фальконе, памятник Петру 1     В. И. Баженов «Дом Пашкова», 18 век,

18 век, Д. Трезини          («медный всадник»), Петербург, 18 век     Москва (классицизм)

(собор начал строиться

во времена Петра 1)

Б. Ф. Растрелли, «Зимний дворец» в Петербурге,              Б. Ф. Растрелли,

18 век                                                                         Смольный собор, 18 век

М. Ф. Казаков «Сенатский дворец в Кремле»,        И. Е. Старов, Таврический дворец, 18 век               

18 век (классицизм)                                           (в здании проходили заседания Государственной

                                                                                                Думы с 1906 года)

 

И. П. Мартос, «Памятник Минину и           П. К. Клодт, памятник Николаю Первому,  

Пожарскому», Москва, 19 век                        19 век (архитектор – О. Монферран

 

А. Д. Захаров, «Адмиралтейство», 19 век А. Н. Воронихин, Казанский собор в Петербурге,              

                                                                     19 век (место захоронения М. И. Кутузова)

 

  

О. Монферран, Исаакиевский собор, 19 век,     О. Монферран, Александровская

Санкт-Петербург                                                колонна, Петербург, 19 век

 

   

О. И. Бове, Большой театр, Москва, 19 век   О. И. Бове, Триумфальная арка, Москва,  

                                                                       19 век (в честь героев Отечественной

                                                                         войны 1812)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: