Система государственной службы

Лекция 2. Основы государственной гражданской службы

Вопросы

1. Сущность понятий «государственная служба», «государственная должность», «государственная гражданская служба», «государственный гражданский служащий»

2. Реформирование системы государственной службы Российской Федерации

3. Федеральный Закон РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ

Слайд 1

Государственное строительство предполагает обязательного формирования профессионального чиновничества, соответствующего политическим задачам государства, его целям, политическому устройству и функциям. Государство не может существовать без специально созданного аппарата, без эффективной системы государственной службы.

Характеристики государственной службы как одного из социальных институтов, определяются особенностями конкретного общества, его политическим развитием, традициями, государственным устройством.

Процесс становления государственной службы отражает существующие в данном обществе экономические, политические, духовные отношения и способ организации социального управления.

ГС призвана реализовывать функции государства, а точнее - государственного управления, государственные служащие исполняют функции государства: это касается всех ветвей власти.

Слайд 2Институт государственной службы – уровни взаимодействия

(ЦВЕТОК) институт государственной службы представляет собой орган взаимодействия

- общества и государства (госслужба выполняет организующую роль для общества и государства), обеспечивает исполнения полномочий государственных органов – проводит в жизнь законы, принятые парламентом и государственную политику, обслуживает общество, организует и упорядочивает, обеспечивает права и свободы человека и гражданина, повышает качество жизни населения.

- госаппарата и общественных структур, (напр., обеспечивает стабильность, снимает социальную напряженность. Напр., создание Общественной палаты РФ, института Уполномоченного по правам человека в РФ), существуют различные модели взаимодействия, все зависит от политического режима (покровительство, партнерство или контроль) При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо политических партий, религиозных и иных общественных объединений. Гражданские служащие не вправе официально и публично демонстрировать свою приверженность или принадлежность к политической партии, к той или иной религии, конфессии, церкви

- госслужащего и гражданина ( уровень доверия гражданина ).

Слайд 3

Впервые понятие государственная служба было нормативно закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 августа 1995 г. № 119 «Об основах государственной службы РФ» (ныне утратившем силу). В нем законодатель определял государственную службу как, профессиональную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий только государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов».

В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» дано новое определение понятия государственная служба. Теперь государственная служба РФ определяется как:

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также государственные должности субъектов Российской Федерации.

Т.о. определение расширено, более конкретно названы источники полномочий.

 

Слайд 4

Система государственной службы

Федеральный закон от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ст. 2) установил новую систему государственной службы Российской Федерации. Эта система включает в себя три отдельные ее вида: военную, правоохранительную и государственную гражданскую службу. (ст.2 № 58 ФЗ)

Согласно новому Закону (п. 2 и 3 ст. 2), государственная гражданская служба подразделяется на два уровня:

n федеральная государственная служба

n государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации

Федеральная государственная служба - самостоятельный институт единой системы государственной службы Российской Федерации, который, в соответствии с Конституцией, находится в ведении Российской Федерации. Полномочия, обеспечение которых осуществляет федеральная государственная служба, закреплены в ст. 71 Конституции Российской Федерации. К ним относятся управление федеральной собственностью, оборона, безопасность, внешняя политика и международные отношения, другие вопросы федеральной значимости.

Государственная служба субъектов Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности в субъекте Российской Федерации. Эта служба может быть только гражданской.

 

Это самые разнообразные структуры, призванные решать проблемы различных сфер: экономической (регулирование промышленности, сельского хозяйства, использования природных ресурсов), социально-культурной (управление в области образования, науки, средств массовой информации и др.),

Характеристика основополагающих начал (принципов) государственной службы в Российской Федерации.

1. Принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Принцип законности, - федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации является базисом построения системы государственной службы в Российской Федерации, а также порядка поступления и прохождения отдельных видов служебной деятельности;

· любые решения органов исполнительной власти, судебных органов, а также их должностных лиц в отношении государственных служащих должны приниматься исключительно в рамках и на основании действующего законодательства.

3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, предполагает, что высшей ценностью для государственных служащих являются обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов граждан.

4. Принцип равного доступа граждан к государственной службе, что означает недопустимость установления любых ограничений для поступления граждан на государственную службу, не связанных с профессиональными и деловыми качествами.

5. Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации любого вида государственной службы.

6. Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, означает единство основных квалификационных требований к должностям государственной службы и должностям муниципальной службы; учет стажа, оплата труда и социальные гарантии, пенсионное обеспечение

7. Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих, право физических и юридических лиц свободно обращаться в органы государственной власти с предложениями, заявлениями или жалобами; право физических и юридических лиц получать от государственных служащих разъяснения по возникающим вопросам, а также получать необходимую информацию (за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну); право граждан и юридических лиц знать о расходах на содержание государственного аппарата, а также о численности государственных служащих.

8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, предполагающий:

а) наличие соответствующего специального образования у лиц, состоящих на государственной службе; б) исполнение государственными служащими должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне;
в) наличие специальных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

9. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц, что означает установление специального комплекса мер, защищающих государственных служащих от угроз, связанных с исполнением ими должностных обязанностей, как внутри государственного аппарата, так и от иных физических или юридических лиц.

Эти принципы распространяются и на гражданскую службу

Взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и единых принципов ее построения и функционирования

ФЗ No 58 является базовым. Им определены правовые и организационные основы, как Федеральной государственной гражданской службы, так и государственные гражданские службы субъектов Российской Федерации.

1)понятия государственной гражданской службы и её подразделения на федеральную и Службу субъектов РФ; 2) подразделение должностей государственной гражданской службы на федеральные и Субъекты Федерации, 3) по группам и категориям; 4) понятие о соотношении должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации.

ФЗ No58 определён порядок установления квалификационных требований к гражданам для замещения должностей гражданской службы.

 

В ФЗ No58 даны понятия: - о реестрах должностей государственной гражданской службы субъектов РФ; - изложены общие условия государственной, в том числе гражданской службы; - закреплено важное положение о том, что прохождение государственной гражданской службы субъектов РФ, включающее в себя назначение на должность, присвоение классного чина, аттестации или квалификационного экзамена – регулируется как федеральным законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, так и законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ.


Слайд 5

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ;

 

Определение государственного служащего дает Федеральный закон. N 79-ФЗ ≪О государственной гражданской службе Российской Федерации Государственный служащий: – это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы                                                      

(Статья 13. Гражданский служащий) Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

 

Признаки государственного служащего:

1. государственный служащий — это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом.

2. государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке.

3. государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.

4. государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

Госслужба – это профессиональная деятельность, то есть это профессия. Профессионализм государственного служащего определяется закрепленными в законодательстве качествами (образование, специальность, стаж работы в определенной сфере). Однако, только это не дает возможность решать публично-значимые задачи, здесь нужны реальные знания, умения и навыки служащего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow