Лекция №1. Введение в экономику.
Человек имеет многообразные потребности, но в тоже время он ограничен в имеющихся ресурсах и возможностях. Общество в целом имеет многообразные потребности, но в тоже время сталкивается с проблемой ограниченности имеющихся ресурсов, в связи с этим обществу приходится делать выбор: «Что?», «Как?» и «Для кого производить?»
Это означает, что обществу необходимо определить какие товары и услуги нужно производить, в каком объёме, какие ресурсы и технологии использовать и как будет распределяться выпускная продукция.
Ближайшим следствием недостаточности ресурсов является конкуренция за их использование. Эффективные способы решения задач выбора человека, фирмы, государства и общества в целом определяет экономическая наука. В ней выделяют два раздела:
1. Микроэкономика – раскрывает принципы функционирования рыночной экономики на фоне потребителя.
2. Макроэкономика – изучает функционирование национальной экономики страны в целом.
В связи с этим объектом исследования экономики являются экономические явления и процессы, а предметом изучения – человек, домашнее хозяйство, фирмы, государства, экономические системы, производственные силы (ресурсы) и отношения.
В связи с этим существуют различные подходы к определению экономики (с древнегреческого – искусство управления домом).
· Экономика – это совокупность отношений, складывающихся в процессе производства, разделения, обмена и потребления товаров и услуг.
· Экономика – это совокупность отраслей, видов материального производства, а также непроизводственной сферы в рамках отдельного государства.
Задачами экономики как науки является дальнейшее развитие рыночной экономики, преодоление социально-экономических кризисов и обеспечение экономического развития в обществе. Т.е. экономическая наука способствует максимально полному удовлетворению потребностей общества, которому параллельно приходиться решать:
· обеспечение экономического роста и развития;
· стабильный уровень цен;
· экономическая свобода;
· справедливое распределение доходов;
· экономическая обеспеченность населения;
· обеспечение торгового баланса страны и стабильности национальной валюты.
В качестве методов экономической теории используются:
· Метод научной абстракции;
· Анализ и синтез (расчленение и соединение);
· Метод материалистической диалектики, который предполагает, что происходят постоянные изменения от простого к сложному, а их движущей силой являются внутренние противоречия.
В экономической теории используются позитивный и нормативный анализ:
· Позитивный анализ (положительная наука) – определяется как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть.
· Нормативный анализ (регулятивная экономика) – определяется как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть.
Функции экономики:
· Познавательная – означает, что категории, причины и закономерности экономики позволяют отразить общественное развитие и обеспечить познание окружающего мира;
· Практическая – обеспечивает ориентиры хозяйственной деятельности и направления эффективного использования ресурсов;
· Планово-прогностическая – позволяет давать прогнозы о будущем;
· Мировоззренческая – даёт возможность человеку выявить баланс взаимодействия человека, общества и природы.
Лекция №2. Рынок: сущность, функции, спрос и предложения, рыночное равновесие
1. Основные черты и функции рынка, сущность.
2. Спрос на товары и услуги.
3. Предложения на рынке и рыночное равновесие.
1.
Рынок – совокупность экономических отношений по производству и обмену товаров при помощи денег.
Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношение спросов и предложений товаров.
Субъектами рынка являются участники рыночных сделок, т.е. физические лица, юридические (предприятия, организации, фирмы) и государство.
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие функции:
· Регулирующая – регулирует объёмы производства в зависимости от спроса и предложения;
· Стимулирующая – конкуренция на рынке требует от продавцов снижения затрат на производство и внедрение новых технологий;
· Информационная – даёт объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве товаров и услуг;
· Посредническая;
· Санирующая – очищает общественное производство от экономически слабых нежизнеспособных организаций.
Рынок имеет многообразную структуру, в связи с чем рынки классифицируются по следующим признакам:
1. По объектам купли-продажи (рынок ресурсов, потребительский, финансовый, рынок предприятий);
2. Рынок прав владения и пользования (владение лизингом);
3. Рынок интеллектуальной собственности и др.
По масштабам:
· Местные (локальные);
· Региональные;
· Национальные;
· Международные;
· Мировые.
По объёмам сделок:
· Оптовые;
· Мелкооптовые;
· Розничные
Инфраструктура рынка – это система утверждений и организаций, обеспечивающая движение товаров и услуг на рынке.
Она включает снабженческо-бытовые, брокерские, транспортные, посреднические, информационные системы и средства связи. Банковские и страховые учреждения: ярмарки, аукционы, биржы и др.
2.
Спрос – это количество товаров или услуг, которые желают и имеют возможность приобрести покупатели по розничным ценам.

Можно представить в виде функции, таблицы и графика. В каждой на кривой спроса можно определить объём спроса. Если перемещаться из точки 1 в 2 цена на товар снижается (
а объём товара увеличивается (
Это демонстрирует закон спроса:






