На изменение спроса оказывают влияние неценовые факторы:
· Наличие у товара взаимодополняющих товаров;
· Цены других товаров и услуг (товаров заменителей);
· Доходы потребителей;
· Общее количество потребителей;
· Предпочтения и вкусы потребителей, мода, сезонность;
· Ожидание потребителей по поводу инфляции;
· Государственная поддержка потребителей.
3.
Предложение – это количество товаров, предлагаемых для продажи на рынке в определённый момент или период или количество товара, которое предполагается на рынке по различным ценам.
На предложение влияют неценовые факторы:
· Наличие и цена ресурсов для производства товаров;
· Уровень развития технологий производства;
· Количество товаропроизводителей;
· Наличие государственной поддержки производителей (выдача субсидий, таможенное регулирование и налогообложение).

Закон предложения:
С повышением цены товара возрастает цена предложения и наоборот.
Точка Е – иллюстрирует равновесие на рынке, от которого зависит рыночная цена, т.е. взаимодействие спроса и предложения. Этот процесс порождает формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавцов и потребителей.
Государство может вмешиваться в рыночное равновесие путём установления предельных значений цен. Например, цена
выше, чем
и в такой ситуации образуется избыток товара. Со временем это приведет к снижению цены, т.к. рынок стремится к равновесию, если
ниже
, то образуется дефицит товара, что со временем приведёт к росту цен.
Изменению параметров равновесия на рынке способствует введение государством налогов, дотаций, субсидий, как на потребителя, так и на производителя.
Если вводятся налоги на потребителя, то объёмы спроса уменьшаются и кривая спроса смещается, а если на производителя, то кривая предложения S занимает место
. Действие дотаций и субсидий происходит в обратном направлении.






