Лекция №6. Поведение фирмы в различных типах рыночных структур

1. Типы рыночных структур и основные черты рынка совершенной конкуренции.

2. Монополия, монопольная власть.

3. Ценовая дескриминация и условия максимизации прибыли при монополии.

4. Основные черты рынка монополистической конкуренции.

5. Олигополия: модели, ценовые войны, максимизация прибыли.

1.

Любая фирма, работая на рынке попадает в определённую рыночную структуру на определённый тип рынка, которые отличаются такими характеристиками как:

· Количество продавцов и покупателей;

· Особенности продукции;

· Степень конкуренции;

· Возможность входа на рынок (при создании бизнеса);

· Степень госрегулирования;

· Степень информированности продавцов и покупателей о ситуации на рынке.

В экономической теории рассматриваются следующие типы рыночных структур:

1. Совершенная конкуренция (в реальности не существует);

2. Монополия;

3. Монополистическая конкуренция;

4. Олигополия.

Для совершенной конкуренции характерны следующие признаки:

· множество мелких продавцов и множество покупателей продукции;

· однородность выпускаемой продукции, т.е. товары, предлагаемые конкурирующими фирмами одинаковые;

· свободный вход на рынок, отсутствие барьеров для создания бизнеса;

· продавцы и покупатели не могут воздействовать на цену, следовательно, она у всех одинаковая;

· совершенная информированность продавцов и покупателей о состоянии рынка.

Любая фирма стремится к максимизации прибыли, которая представляет собой разницу между валовым доходом (валовой выручкой) и совокупными издержками.

Прибыль определяется по формуле:

П = RT – TC

TR = Q P

где TR – валовая (общая) выручка;

TC – валовые (общие) издержки;

Q – объём продукции;

P – цена.

В краткосрочном периоде фирма анализирует все виды издержок:

· Постоянные;

· Средние;

· Переменные;

· Предельные.

В условиях совершенной конкуренции цена на продукцию является постоянной величиной, не зависящей от объёмов производства.

Условием максимизации прибыли при определении требуемых объёмов производства является равенство предельных издержек и цены продукции:

MC = P

Объём выпуска, который максимизирует объём прибыли называется максимальным.

 

2.

Монополия – это тип рыночной структуры, при которой существует только один продавец, контролирующий всю отрасль (рынок) определённого товара, не имеющего близкого заменителя.

Существуют следующие виды монополий:

· Закрытая – защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентами, авторскими правами (вакцина, лекарство).

· Естественная – отрасль, в которой издержки производства будет минимальными, если только одна фирма будет обслуживать государство (коммунальные предприятия, РЖД).

· Открытая – ситуация, когда одна фирма на определённое время поставляет продукцию или услуги без защиты.

· Чистая – существует единственный продавец товара, которому нет близких заменителей, они существуют чаще на местных рынках, в том числе при покровительстве органов власти, государства.

Таким образом, основными чертами любой монополии является отсутствие у товаров заменителей, свободы входа на рынок и установление монополистом цены на свой товар.

Монополистическая власть – это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар и контролировать рынок, но степень монопольной власти может определиться даже для нескольких конкурентов.

В качестве измерителя монопольной власти используется индекс Лернера:

L > 0, но меньше 1.

Поведение фирмы монополиста при определении объёма выпуска и цены товара определяется его затратами и потребительским спросом на товары определённой ценой.

 

Ценовая дискриминация – монополистическая практика продажи данного товара при данном объёме по разной цене разным покупателям. Занимаются для увеличения прибыли. Это понятие в 20 веке придумал и ввел Пигу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: