Мотивы самосохранительного поведения

Самосохранительное поведение молодежи

План лекции

Содержание понятий «самосохранительное поведение» и «здоровье»

Структура самосохранительного поведения молодежи.

Здоровый образ жизни молодежи как вид самосохранительного поведения.

Вопросы для самостоятельной работы и докладов

1. Качество Жизни молодых россиян – Основы работы с молодежью: учебное пособие / П.И. Бабочкин, Москва, 2010, С. 24-28 – самостоятельная работа

2. Развитие физической культуры и спорта в молодежной среде – Основы работы с молодежью: учебное пособие / П.И. Бабочкин, Москва, 2010, С. 31-41 – самостоятельная работа

3. Социальные аспекты инвалидности в молодежной среде – доклад, который будет в билетах. -Социальная работа с молодежью: учебное пособие/Под ред. Н.Ф. Басова, Москва, 2010,С. 108-131 – доклад.

 

1.

    Здоровье человека - это качественная характеристика, которая определяет состояние живого человеческого организма как физического тела; способность организма в целом и всех его органов в отдельности выполнять свои функции по поддержанию и обеспечению жизнедеятельности.

Здоровье складывается из набора количественных параметров.

·   антропометрические (рост, вес, объем грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей);

· физические (частота пульса, артериальное давление, температура тела);

· биохимические (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.);

· биологические (состав кишечной флоры, отсутствие или наличие вирусных и инфекционных болезней).

    Для состояния организма человека существует понятие «нормы». Это значит, значение параметров укладывается в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой, диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.

    Самосохранительное поведение – это система действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление сроков жизни в пределах этого цикла.

    В понятии «самосохранительное поведение» следует различать позитивную и негативную стороны.

    Позитивная сторона: действия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, на реализацию стремления прожить долгую и здоровую жизнь (занятия физической культурой и спортом, отказ от злоупотребления пищей, курения, алкоголя, наркотиков и т.п.)

    Негативные формы самосохранительного поведения связаны с сознательным или неосознаваемым предпочтением смерти возможной или условной перспективе неполноценной с точки зрения индивида жизни, неполноценной в физиологическом, психологическом, социальном или ином отношениях. Наиболее ярким примером негативного самосохранительного поведения является самоубийство.

    Понятие самосохранительного поведения введено в современную науку в связи с тем, что в современных условиях все большую роль в детерминации заболеваемости и смертности начинает играть поведенческий фактор, отношение людей к собственному здоровью и продолжительности собственной жизни.

 

2.

Структура самосохранительного поведения:

· Потребность личности в самосохранении.

· Самосохранительные установки.

· Самосохранительные мотивы.

· Решения.

· Действия.

 

    Ядром структуры самосохранительного поведения является потребность личности в самосохранении.

    Верхним уровнем потребности в самосохранении является потребность личности в сохранении своего Я, своего социального статуса и лица.

    Средний уровень потребности в самосохранении образует потребность личности в психологическом самосохранении, сохранении определенности своего Я в коммуникациях с другими. Это потребность в уважении к себе со стороны других людей, потребность в общении и принадлежности к себе подобным.

    Нижний уровень потребности в самосохранении - это потребность в сохранении себя как физического, телесного существа. Это потребность в сохранении самой жизни и здоровья на всех стадиях жизненного цикла.

    Весь комплекс потребностей третьего уровня фокусируется в потребности в конкретных сроках жизни, что позволяет ставить вопрос об измерении установок самосохранительного поведения.

    Средняя идеальная продолжительность жизни – характеризует представление индивида о наилучшем числе лет жизни вообще, не обязательно своей.

Мотивы самосохранительного поведения

    Экономические мотивы – это мотивы, которые побуждают выбирать такую стратегию самосохранительного поведения (стремиться жить дольше или отказываться от этого стремления), которая способствует достижению ряда экономических целей, т.е. целей, связанных с повышением (сохранением) достигнутого экономического статуса, с желанием получить определенные материальные блага или избежать их потери. Например, выбор человеком опасной профессии, связанной с повышенным риском, может мотивироваться желанием получения высокого дохода и разного рода льгот и привилегий, которые в данном случае являются определенной компенсацией риска.

    Социальные мотивы - это мотивы, которые побуждают выбирать такую стратегию самосохранительного поведения, которая способствует достижению определенных социальных целей, т.е. целей, связанных с повышением (сохранением) достигнутого социального статуса. Они являются реакцией на бытующие в культуре социальные нормы отношения к ценности человеческой жизни и ее продолжительности, к полноте и завершенности индивидуального цикла жизни и т.д. Социальные мотивы действуют там и тогда, где и когда действуют стимулы, символизирующие повышение социального статуса и престижа человека, прожившего долгую жизнь, прошедшего через все социально значимые стадии жизненного цикла (вступление в брак, приобретение статуса родительства и прародительства), отметившего все «положенные» юбилеи, отпраздновавшего все мыслимые символические события типа серебряных или золотых свадеб, выхода на пенсию и т.п. Там же, где нет таких стимулов, там нет и желания жить долго.

    Психологические мотивы - это мотивы, которые побуждают стремиться выбирать такую стратегию самосохранительного поведения, которая способствует достижению определенных сугубо личностных, социально-психологических внутренних целей личности. Они отражают исключительно личностную заинтересованность прожить тот или иной срок жизни. Например, наличие у человека того или иного числа детей формирует у него стремление и желание пожить подольше, чтобы увидеть, кем и чем станут его дети. И ясно, что чем больше детей имеет человек, тем сильнее это желание.

 

 

3.

 

    Здоровый образ жизни – осознанное, постоянное выполнение гигиенических норм и правил, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.

    Здоровый образ жизни – это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: