Вопросы для самоконтроля

Задачи.

Проверить умение выделять основные черты литературных направлений поэзии «серебряного века»;

проверить умение работать с документальными источниками, интернет-ресурсами.

Ход урока:

  Материал для повторения: какой период в русской литературе называют «серебряным веком» русской поэзии, какое значение имела поэзия «серебряного века» для развития всей русской культуры, для развития русской литературы 20 века.

 

«Серебряный век»… Такое определение уже стало общеупотребительным не только среди литературоведов, но и в школьном литературном образовании в речевом обиходе. А впервые оно появилось более семидесяти лет тому назад, когда в парижском журнале «Числа» поэт и критик Николай Оцуп напечатал одноименную статью. Считая пушкинскую эпоху Золотым веком русской литературы, он назвал Серебряным веком возникшую на рубеже 19-20 столетий русскую поэзию, которая «по силе и энергии, а также по обилию удивительных созданий не имеет аналогий на Западе». Атмосферу этого периода создавали не только непосредственно художники-творцы. Но и организаторы художественной жизни, знаменитые меценаты.

Поэзия «серебряного века» отмечена беспримерным в истории культуры духовным всплеском. Нам известна лишь малая часть культурного богатства, накопленного человечеством. Поэты и философы «серебряного века» стремились к овладению всеми пластами мировой культуры.

Принято определять границы «серебряного века» всего лишь четвертью столетия: 1890-1913 годы. Однако с обеих сторон эти границы весьма спорны. В научных трудах за начало обычно принимается середина 1890-го – Мережковский и ранний Брюсов. Антологии – начиная со времён знаменитых антологий Ежова и Шамурина – обычно начинают с Вл. Соловьёва, чья поэтика сформировалась ещё в 1870-е годы. Сборник «Сонет серебряного века» открывается Плещеевым. В начале века к предшественникам модернизма относили Гоголя, Тургенева, Достоевского. Символисты помещали у истоков своей школы то Случевского, то Эсхила – и чуть ли не поэзию Атлантиды.

На вопрос: «Когда закончился «серебряный век»? нормальный средний интеллигентный человек ответит: «25 октября 1917 года». Многие назовут 1921-й – отмеченный гибелью Блока и Гумилёва. Но к поэтам «серебряного века» относят Ахматову, Мандельштама, Пастернака, Цветаеву, которые создавали свои стихи и после 1920-го, и после 1930-го годов.

Творчество некоторых поэтов послереволюционной эпохи никак не вписывается в рамки соцреализма. Поэтому отнесённость поэта к «серебряному веку» правильнее будет определять не датами, а поэтикой.

Поэтов «серебряного века» интересует поэтические возможности слова, тонкие оттенки смыслов в стихотворениях. Редки в эту эпоху эпические жанры: поэма А. Блока «Двенадцать», М. Кузмина «Форель разбивает лёд», но в этих произведениях отсутствует связный сюжет.

Форма в «серебряном веке» играет главную роль, поэты экспериментируют со словом, рифмой. Каждый автор ярко индивидуален: сразу можно определить, кому принадлежат те, или иные строки. Но все стремятся сделать стих более ощутимым, чтобы каждый мог прочувствовать каждую строку.

Ещё одна особенность поэзии «серебряного века» – использование мистических смыслов, символов. Мистика окрашивала собою вечные темы: любовь, творчество, природа, родина. Даже мелким деталям в стихах придавался мистический смысл…

Поэзия «серебряного века» трагична, пропитана ощущением вселенской катастрофы, мотивами гибели, разрушения, увядания – отсюда термин «декаданс». Но окончание – это всегда и начало, и в сознании поэтов «серебряного века» присутствует предчувствие начала новой жизни, грандиозной, славной.

Сложность и неоднозначность мировоззрений «серебряного века» породили множество поэтических направлений: символизм, акмеизм, футуризм.

Группа. Символизм.

(Французское symbolisme от греческого symbolon — знак, символ).

Европейское литературно-художественное направление конца 19-начала 20 веков. Оформилось в связи с общим кризисом гуманитарной культуры 2ой половины 19 века. Основы эстетики символизма сложились в конце 60-х-70-х годов в творчестве французских поэтов П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме и др.

Назвали символистами, потому что СИМВОЛ играет главную роль в поэзии. В статьях утверждали необходимость передавать мир, с его предметами, чувствами, переживаниями, посредством художественного символа. Но они не должны быть искусственно придуманными. В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символизм делает поэзию одухотворенной, прозрачной «как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя» (Дм. Мережковский). Считали, что художник должен быть абсолютно свободен от политики (В. Брюсов). В период своего расцвета обращались к мифам, легендам и народным сказаниям, потому что большая их часть построена по принципу символа (В. Брюсов). Символизм являлся первым модернистским направлением. Все последующие появились на его основе. Символисты не стремились к тому, чтобы их поэзия была понятной, логичной и ясной, наоборот, утверждали, что искусство должно быть загадочным, таинственным, оставаться недопонятым, вызывая тем самым стремление узнать и понять больше. Героико-трагическое переживание русскими символистами социальных и духовных коллизий начала века, равно как и их открытия в поэтике (смысловая полифония, реформа напевного стиха, обновление жанров лирики, в том числе поэмы, и новые принципы циклизации стихотворений), вошли влиятельным наследием в поэзию 20 века

Направление представлено самым большим количеством поэтов. Это

Анненский Иннокентий, Бальмонт Константин, Белый Андрей, Блок Александр, Брюсов Валерий, Мережковский Дмитрий, Сологуб Федор.

Вывод. Символизм — это поэзия туманностей, намеков и ассоциаций; загадочная и таинственная, построенная на символах. (Эта запись в тетради учеников. В таблицу заносим слова: туманность, намек, ассоциации, тайна, загадка.)

Группа. Акмеизм

(От греческого akme` — высшая степень чего-либо, цветущая сила).

Модернисткое течение в русской поэзии 10-х годов XX века, сформировавшееся в условиях кризиса буржуазной культуры. Утвердился в теоретических работах и художественной практике Н. С. Гумилева (статья «Наследие символизма и акмеизм», 1913), С. М. Городецкого (статья «Некоторые течения в современной русской поэзии», 1913), О. Э. Мандельштама (статья «Утро акмеизма», опубликована 1919), А. А. Ахматовой (связь последних двух с течением была непродолжительной), М. А. Зенкевича, Г. В. Иванова, Е. Ю. Кузьминой-Караваевой и других.

Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (1911-14, возобновилась в 1920-22), примкнули к журналу «Аполлон». В 1912-13 издавали журнал «Гиперборей» (редактор М. Л. Лозинский, вышло 10 номеров), альманахи «Цеха поэтов». Противопоставили мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества»; декларировали конкрето-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его изначального, не символичного, смысла.

Поэты-акмеисты: Ахматова Анна, Гумилев Николай, Городецкий Сергей, Зенкевич Михаил, Иванов Георгий, Мандельштам Осип.

Вывод. Стихотворения акмеистов точны, логичны, стройны и ясны. Стремятся к пушкинскому языку. Овеществляют даже невещественные духовные чувственные переживания. В стихотворениях акмеистов легко выделить тему, содержание, основную мысль; их легко понять и выучить. (Эта запись в тетрадях. Ключевые слова: точность, логичность, ясность, понятность.)

Группа. Футуризм

(От латинского futurum — будущее).

Одно из основных авангардистских течений в евроейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее распространение в Италии и России. Идеи футуризма, оформившиеся прежде всего в пространственных искусствах, нашли выражение и в литературе, театре, музыке, кинематографе, а также в искусствоведении и литературоведении.

Русский футуризм возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное движение, имел с ним мало общего. Его история складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырех основных группировок:

«Гилея» (кубофутуристы) — В. В. Хлебников, Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, В. В. Каменский, Е. Г. Гуро, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, Б. К. Лившиц.

«Ассоциация эгофутуристов» — И. Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, В. И. Гнедов и другие.

«Мезонин поэзии» — Хрисанф, В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев и другие.

«Центрифуга» — С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, К. А. Большаков, Божидар и другие.

Общей основой движения было стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский) и стремление предвосхитить и осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества». Художественное творчество должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (К. С. Малевич). Отсюда — разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим «первоначалам», когда язык был «частью природы» (Хлебников). На базе живого разговорного языка футуристы разрабатывали тонический стих, фонетическую рифму, настаивали на неограниченном «словотворчестве и словоновшестве» вплоть до изобретения индивидуальных диалектов (см. Заумь), экспериментировали над стихотворной графикой (визуальная поэзия, автографическая книга), предельно расширяя диапазон литературного языка от «самовитого» слова «вне быта и жизненных польз» (Хлебников) до слова прямого социального действия, «нужного для жизни» (Маяковский). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными «сдвигами», резкими контрастами трагического и комического, фантастики и газетной злободневности, что вело к гротескному смешению стилей и жанров, которое в поэмах Хлебникова, Маяковского, Каменского, в лирике Северянина, Пастернака, Асеева приобретало статус нового стилистического единства.

Некоторые послереволюционные группировки («Искусство коммуны», дальневосточное «Творчество», Тифлисский «41°», «ЛЕФ» и др.) генетически были связаны с футуризмом, однако собственная его история в России исчерпывается предреволюционным десятилетием.

Вывод: футуристы призывали к созданию нового языка через создание новых слов, отказ от знаков препинания, звукопись. Провозгласили «теорию самовитого слова», то есть в целом у стихотворения могло не быть цели, темы, смысла, содержания, рифмы. (Ключевые слова: новый язык, звукопись, могло не быть цели, темы, смысла,содержания, рифмы).

Вопросы для самоконтроля

Литературное направление, провозгласившее художественный образ самоцелью поэзии, называется

Литературное направление, представители которого выдвигали теорию «самовитого слова», отказывались от знаков препинания и других «формальностей», придумывали новые слова, называется

Литературное направление, передающее мир посредством художественного символа, называется

Литературное направление, овеществляющее невещественные понятия; представители которого призывали к логичности, стройности и ясности поэтического текста, называется

Представителями какого литературного направления являются А. Мариенгоф, В. Шершневич?

Представителями какого литературного направления являются О. Мандельштам, Н. Гумилев, С. Городецкий?

Представителями какого литературного направления являютсяИ. Северянин, В. Хлебников, Д. Бурлюк?

Представителями какого литературного направления являются

А. Белый, З. Гиппиус, К. Бальмонт.

.

. Домашнее задание. Просмотреть видеоролик

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: