II. Пролетарии и коммунисты

1.Отличительные черты коммунистической партии

1) «Коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям. У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом».

Коммунисты отличаются от остальных пролетарских партий:

а) «в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата» (интернационализм — Прим.);

б) «на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом».

«Коммунисты, следовательно, на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран».

2) «Ближайшая цель коммунистов… формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти».

3) «Теоретические положения коммунистов… являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы».

4) «Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности».

«Уничтожение ранее существовавших отношении собственности не является чем-то присущим исключительно коммунизму. Все отношения собственности были подвержены постоянной исторической смене… изменениям.

Например, французская революция отменила феодальную собственность, заменив ее собственностью буржуазной».

«Современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации большинства меньшинством.

«В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности».

2.Критика буржуазной «критики» коммунистов

1) «Коммунисты хотят уничтожить собственность лично приобретенную, добытую своим трудом; собственность, образующую основу всякой личной свободы, деятельности и самостоятельности».

Мелкобуржуазная, мелкокрестьянская собственность, которая предшествовала буржуазной? «Развитие промышленности ее уничтожило и уничтожает изо дня в день».

Современная буржуазная частная собственность? Труд пролетария — наемный труд — не создает ему собственности! «Он создает капитал, т. е. собственность, эксплуатирующую наемный труд, собственность, которая может увеличиваться лишь при условии, что она порождает новый наемный труд, чтобы снова его эксплуатировать».

Противоположность между капиталом и наемным трудом:

А) Капитал — «коллективный продукт и может быть приведен в движение лишь совместной деятельностью многих членов общества, а в конечном счете… всех членов общества.

Капитал — не личная, а общественная сила.

Следовательно, если капитал будет превращен в коллективную, всем членам общества принадлежащую, собственность, то это не будет превращением личной собственности в общественную. Изменится лишь общественный характер собственности. Она потеряет свой классовый характер».

Б) Наемный труд.

Средняя цена наемного труда (рабочей силы. — Прим.) есть минимум заработной платы, т. е. сумма жизненных средств, необходимых для сохранения жизни рабочего как рабочего. Следовательно, того, что наемный рабочий присваивает в результате своей деятельности, едва хватает для воспроизводства его жизни.

Мы вовсе не намерены уничтожить это личное присвоение продуктов труда, служащих непосредственно для воспроизводства жизни. Мы хотим уничтожить только жалкий характер такого присвоения, когда рабочий живет только для того, чтобы увеличивать капитал, и живет лишь постольку, поскольку этого требуют интересы господствующего класса.

В буржуазном обществе живой труд есть лишь средство увеличивать накопленный труд. В коммунистическом обществе накопленный труд — это лишь средство расширять, обогащать, облегчать жизненный процесс рабочих.

…В буржуазном обществе капитал обладает самостоятельностью и индивидуальностью, между тем как трудящийся индивидуум лишен самостоятельности и обезличен».

«И уничтожение этих отношений буржуазия называет упразднением личности и свободы!.. Действительно, речь идет об упразднении буржуазной личности, буржуазной самостоятельности и буржуазной свободы».

Частная собственность в «нынешнем буржуазном обществе уничтожена для девяти десятых его членов»; она существует именно благодаря этому.

Следовательно, «Вы упрекаете нас в том, что мы хотим уничтожить вашу (буржуазную. — Прим.) собственность. Да, мы действительно хотим это сделать.

С того момента, когда нельзя будет более превращать труд в капитал… в общественную силу, которую можно монополизировать, т. е. с того момента, когда личная собственность не сможет более превращаться в буржуазную собственность, — с этого момента, заявляете вы, личность уничтожена.

Вы сознаетесь, следовательно, что личностью вы не признаете никого, кроме буржуазного собственника. Такая личность действительно должна быть уничтожена.

Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд».

2) «С уничтожением частной собственности прекратится всякая деятельность и воцарится всеобщая леность».

«В таком случае буржуазное общество должно было бы давно погибнуть от лености, ибо здесь тот, кто трудится, ничего не приобретает, а тот, кто приобретает, не трудится».

3) «Уничтожение классового образования равносильно уничтожению образования вообще».

Образование буржуазное «является для громадного большинства превращением в придаток машины».

Буржуазные идеи «сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности».

Также буржуазное право «есть лишь возведенная в закон воля вашего (господствующего — Прим.) класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».

4) «Уничтожение семьи».

Современная, буржуазная семья основана «на капитале, на частной наживе»; свое дополнение находит в вынужденной бессемейности пролетариев и в публичной проституции — все это исчезнет с исчезновением капитала.

5) «Заменяя домашнее воспитание общественным, коммунисты хотят уничтожить самые дорогие для человека отношения».

Воспитание человека определяется общественными отношениями, определяется «прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д. Коммунисты… лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса.

Буржуазные разглагольствования о семье и воспитании, о нежных отношениях между родителями и детьми тем больше вызывают отвращения, чем более разрушаются семейные связи в среде пролетариата… чем более дети превращаются в простые предметы торговли и рабочие инструменты».

6) «Коммунисты хотят ввести общность жен».

«Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства».

Напротив, «речь идет как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства». Однако общность жен существовала почти всегда! (Проституция неофициальная (буржуа использует жен рабочих и жен других буржуа) и официальная. — Прим.).

7) Коммунисты «хотят отменить отечество, национальность».

«Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет. Так как пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения ведущего класса нации, конституироваться как нация, он сам пока еще национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия.

Национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни.

Господство пролетариата еще более ускорит их исчезновение. Соединение усилий, по крайней мере цивилизованных стран, есть одно из первых условий освобождения пролетариата.

В той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, уничтожена будет и эксплуатация одной нации другой.

Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой».

8) Обвинения, выдвигаемые с религиозных, философских и вообще идеологических точек зрения.

«…Вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия, — одним словом, их сознание». История доказывает, что «духовное производство преобразуется вместе с материальным».

Господствующими идеями любого времени были всегда идеи господствующего класса.

Возникновение революционизирующих все общество идей отражает «лишь тот факт, что внутри старого общества образовались элементы нового, что рука об руку с разложением старых условий жизни идет и разложение старых идей».

Древний мир клонился к гибели → древние религии были побеждены христианской религией. Феодальное общество в XVIII веке вело смертный бой с революционной в то время буржуазией → христианские идеи гибли под ударом просветительных идей.

9) «Религия, нравственность, философия, политика, право всегда сохранялись» в ходе исторического развития. Коммунизм же отменяет вечные истины (свобода, справедливость и т. д.), религию, нравственность; «следовательно, он противоречит всему предшествовавшему ходу исторического развития».

«История всех доныне существовавших обществ двигалась в классовых противоположностях», которые в разные эпохи имели разную форму. «…Эксплуатация одной части общества другою является фактом, общим всем минувшим столетиям. Неудивительно поэтому, что общественное сознание всех веков движется в определенных общих формах… которые вполне исчезнут лишь с окончательным исчезновением противоположности классов.

Коммунистическая революция есть самый решительный разрыв с унаследованными от прошлого отношениями собственности; неудивительно, что в ходе своего развития она самым решительным образом порывает с идеями, унаследованными от прошлого».

3.Пролетарская революция

Первый шаг — «превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства… и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил».

Пролетарское государство — «пролетариат, организованный как господствующий класс».

Мероприятия как «средство для переворота во всем способе производства» — вмешательство в право собственности и в буржуазные производственные отношения

1) «Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.

2) Высокий прогрессивный налог.

3) Отмена права наследования.

4) Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.

5) Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.

6) Централизация всего транспорта в руках государства.

7) Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.

8) Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.

9) Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению противоположности между городом и деревней.

10) Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д. и т. д.».

«Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер.

 

Политическая власть — «организованное насилие одного класса для подавления другого».

 

Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса.

На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: