Основной методической задачей по профориентации является оказание практической помощи педагогам, классным руководителям в организации профессиональной работы, вооружение их методическими приёмами, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов по данной проблеме.
В работу методического объединения классных руководителей по организации профориентационной деятельности включены следующие вопросы:
- трудоустройство выпускников 9,11 классов 2018-2019 учебного года
- профессиональные интересы учеников-выпускников 9,11 классов 2019-2020 года выпуска
Организационное направление включило в себя организацию профориентационной работы в школе в соответствии с приказом по МОУ № 303 от 02.09.2019 года «Об организации профориентационной работы с учащимися в 2019-2020 учебном году»
Заключение прямых договоров о сотрудничестве по вопросам профориентации между районным отделом образования, общеобразовательными учебными заведениями, профессионально-техническими и высшими учебными заведениями І-ІІ уровней аккредитации:
|
|
ГО ВПО «Дон НУЭТ им. М.Туган-Барановского»
Экономический факультет ДонНУ
«Донецкое ПТУ Торговли и ресторанного сервиса»
«Донецкий профессиональный лицей пищевой и перерабатывающей промышленности»
«Донецкий ЦПТО»
ГПОУ, ДЦПО, ДТПА, ДАУГС, Донецкий колледж технологий и дизайна ДонНУЭТ им М.Туган-Барановского.
В течении учебного года проведено 15 профориентационных бесед, презентаций представителями вузов.
С целью профориентации посещены учреждения ДВПУСТ (обучающимися 9 классов), ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при главе Донецкой народной республики» (обучающимися 11 класса).
Проведены профориентационные экскурсии на ГП «Юзовский металлургический завод» (9-11 классов), на Донецкую швейную фабрику (8 класс), приняли участии в культурно-просветительском проекте «В гостях у гончара» (5 класс)
Кол-во обучающихся | Дата проведения | Образовательное учреждение,которое проводило работу по профориентации | Профессии, которые были представлены на презентациях |
16 | 16.10 | Дон «НУЭТ» | Банковское дело |
18 | 25.10 | «Дон НТУ» | международная экономика |
65 | 8.11. | ДР СДЮШОР | спортивное направление |
58 | 13.11 | ДЭМТ | компьютерные системы и комплексы |
18 | 27.11 | ДонНТУ | радиотехника и специальной подготовки компьютерных информационных технологий и автоматики |
17 | 04.12 | ДОННТУ | менеджмент |
49 | 13.12 | ППАА | строительные специальности |
67 | 13.01 | ГПУ ДТРСТ | повар, кондитер;бармен, официант; продавец продовольственных, непродовольственных товаров;контролер, кассир (в банке). |
31 | 03.02 | Дон ВОКУ | |
28 | 05.02 | ДЦПТО | Обувщик, парикмахер |
85 | 17.02 | ДонНТУ | радиотехника и специальной подготовки компьютерных информационных технологий и автоматики |
61 | 12.03 | ГПОУ ДЭМТ | компьютерные системы |
58 | 13.03 | Дон «НУЭТ» | ДКТД |
15 | 17.03 | Дон НТУ | экономический факультет |
Информационно-справочное направление: размещение информации на сайте МОУ
|
|
Диагностическое направление:
Проведение диагностического исследования с учащимися 9-х, 11-х классов по вопросам профориентации:
- анкета на выявление способностей (9, 11 классы)
- анкета НИН (9, 11 классы)
Направление взаимодействия:
Обучающиеся посещали учебные заведения города, музеи, выставки, ярмарки в учебных учреждениях, экскурсии на предприятия города, оформляются и распространяются буклеты, стенгазеты с тематикой «Моя будущая профессия». Знакомились с профессиями в рамках школьных творческих объединений по видам деятельности: спортивно – оздоровительная, художественная, интеллектуальная. Оформлены информационные стенды по профориентационной работе «Ориентир в мире профессии», «Актуальные профессии», в течении учебного года обновлялась информация о вузах:
- Листовки специальных и высших учебных заведений с датами проведения Дней открытых дверей, адресами местонахождения, интернет-ресурсами.
Проведены классными руководителями 9-11 классов: деловые игры, профориентационные лекции и игры, игровые профориентационные упражнения, настольные профориентационные игры, профориентационные классные часы с подготовкой обучающимися мультимедийных презентаций о профессиях, необходимых выпускнику, городу, области, стране в ближайшее время, выпуск информационных бюллетеней в помощь выпускнику.
Библиотекарем школы Панфиловой Т.А. была организована выставка литературы по вопросам профориентации, подготовлены информационные стенды, составлены рекомендательные списки литературы по вопросам профориентации, составлены и пополнены картотеки статей периодических изданий по вопросам профориентации, проведены библиотечные уроки по профориентации для разных возрастных категорий учащихся на базе городской библиотеки №8.
Выводы: в образовательном учреждении ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества; план профориентационной работы реализован на достаточном уровне; организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии. Наряду с положительными результатами работы по профориентации, имеются и отрицательные стороны и проблемы в организации данного направления работы (недостаточная связь с родителями обучающихся по вопросам профориентации).
Рекомендации: активизировать взаимодействие родителей и педагогов, оказывающих непосредственное влияние на формирование профессионального определения обучающихся; ориентировать обучающихся на выбор профессий, востребованных в Донецкой Народной Республики; продолжать работу по реализации системы профильной и профессиональной ориентации с включением в неё всех субъектов воспитательно-образовательного процесса с 1-9 класс.
Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Работа по предупреждению преступности среди несовершеннолетних. Работа с родителями. Социальная работа с многодетными и социально незащищенными семьями
С целью профилактики и уменьшения правонарушений с начала учебного года по вопросу преодоления и предупреждения правонарушений в заведении действует совет профилактики (приказ по МОУ №254 от 26.08.2019 года), в соответствии с положением, утвержденным на заседании педагогического совета (протокол № 8 от 30.08.2016 года), рассмотренном на совете профилактике (протокол №1 от 11.09.2019 года), в состав которого были включены классные руководители 1-11 классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
|
|
Совет профилактики осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом школы, нормативными документами районного отдела образования, областной администрации и приказами директора школы.
Задачи Совета профилактики:
а) Мониторинг состояния проблемы правонарушений несовершеннолетних учащихся.
б) Мониторинг эффективности организуемой работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних учащихся
в) Создание системы и организация работы по профилактике правонарушений.
г) Осуществление регулярного контроля за исполнением решений Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних и реализацией плана профилактической работы педагогическим коллективом школы.
Было проведено пять заседаний Совета профилактики в соответствии с планом работы, на которых рассматривались вопросы контроля посещаемости со стороны классных руководителей 1-11 классов, анализ работы по профилактике правонарушений; собеседования с учащимися, которые требуют особого педагогического внимания. По состоянию на май 2019-2020 учебного года на внутришкольном учете обучающихся нет.
В течение года запланирована работа по направлениям:
- Социальный паспорт школы.
- Выявление учащихся и семей СОП (диагностика в течение года), контроль внутришкольного учета.
- Анализ занятости учащихся в кружках и секциях. Взаимодействие с ОСД. Собеседование с неуспевающими учащимися.
- Анализ состояния правонарушений и преступности среди учащихся школы, состояния воспитательной и профилактической работы в 1-11 классах.
- Оказание помощи в организации и проведении общешкольных мероприятиях по профилактике правонарушений и преступности среди несовершеннолетних. Индивидуальные семейные консультации (с родителями учащихся, находящихся в социально-опасном положении).
|
|
- Отслеживание выполнение родителями и опекунами своих обязанностей.
Составлен план совместной работы Отдела по делам семьи и детей администрации, Отделение криминальной милиции по делам детей Пролетарского района г Донецка, СДН Пролетарского РО ДГУ.
В соответствии с выполнением этого плана проведен ряд мероприятий:
№ п/п | Направление работы | выполнение | Ответственные лица |
1. | Утвержден совместный план работы МОУ №144, сектора по делам несовершеннолетних Пролетарского РО ДГУ МВД ДНР и отдела по делам семьи и детей администрации Пролетарского района г.Донецка на 2019-2020 учебный год | сентябрь 2019 года | Администрация МОУ «Школа №144 города Донецка» СДН Пролетарского РО ДГУ МВД ДНР, отдел по делам семьи и детей администрации Пролетарского района г.Донецка |
2. | Проведение мероприятий по охвату детей и подростков обучением в рамках месячника «Всеобуч» | сентябрь 2019года | МОУ «Школа №144 города Донецка», СДН Пролетарского РО ДГУ МВД ДНР, отдел по делам семьи и детей администрации Пролетарского района г.Донецка, |
3. | Уточнение и сверка списков учащихся, поставленных на внутришкольный учет, учет в СДН Пролетарского РО ДГУ МВД ДНР, отделе по делам семьи и детей администрации Пролетарского района г.Донецка, а также семей, где сложились неблагоприятные условия для обучения и воспитания в них детей, сложные жизненные обстоятельства | Ежеквартально Проводится по запросу, и телефонном режиме | Администрация МОУ «Школа №144 города Донецка», СДН Пролетарского РО ДГУ МВД ДНР, отдел по делам семьи и детей администрации Пролетарского района г.Донецка, |
4. | Проведение учета детей льготных категорий | сентябрь-октябрь 2019 года Проведена сверка обновлены все документы. | Администрация МОУ «Школа №144 города Донецка», отдел по делам семьи и детей администрации Пролетарского района г.Донецка |
5. | Составлен социальный паспорт | сентябрь 2019года Обновлен социальный паспорт | Администрация МОУ «Школа №144 города Донецка», СДН Пролетарского РО ДГУ МВД ДНР, отдел по делам семьи и детей администрации Пролетарского района г.Донецка |
6. | Работа с детей, оказавшихся в социально-опасных условиях | сверка по состоянию на: 30.09.2019 20.11.2019 19.12.2019 27.01.2020 18.03.2020 | Отдел образования администрации Пролетарского района г.Донецка, СДН Пролетарского РО ДГУ МВД ДНР, отдел по делам семьи и детей администрации Пролетарского района г.Донецка, |
7. | Проведение работы по привлечению детей из «группы риска» в учреждения дополнительного образования, организованных форм отдыха, в том числе в каникулярный период | Участие в общешкольных мероприятиях, конкурсах | Администрация МОУ «Школа №144 города Донецка», СДН Пролетарского РО ДГУ МВД ДНР, отдел по делам семьи и детей администрации Пролетарского района г.Донецка |
8. | Участие в профилактических мероприятиях «Каникулы» в период весенних, осенних и зимних каникул, с целью предупреждения противоправного поведения обучающихся | Участие в мероприятиях в классе | Классные руководители 1-11 классов |
9. | Проведение лекториев, бесед и разъяснительной работы с подростками, склонными к пропускам занятий без уважительных причин и совершения преступлений | ОРНЦ медицинская сестра Каграманова Н.П. 18.09.,18.10.,18.11 провела беседу о вреде курения в 9-11 классах; СНД Пролетарского РО ДГУ МВД ДНР 20.09.2019 г. старший лейтенант Бойко Я.А. провела беседу с обучающимися МОУ «Школа №144 г.Донецка» о противодействии терроризму и экстремизму, о недопущении совершения правонарушений; ГДКБ №5 врачом Кириловой И.В. проведена беседа с учениками 9 классов «Молодежь Республики за здоровую семью» | Администрация МОУ «Школа №144 города Донецка», СДН Пролетарского РО ДГУ МВД ДНР, отдел по делам семьи и детей администрации Пролетарского района г.Донецка |
10. | Посещение семей по месту жительства, осмотр жилищно-бытовых условий | Посещены семьи длительно болеющих детей (25 актов) | Администрация МОУ «Школа №144 города Донецка» |
11. | Организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительский всеобуч | Работает правовой всеобуч, рассмотрены вопросы на МО классных руководителей: П№1 от 28.08.2019 «Работа с нормативными документами по организации воспитательной работы в классном коллективе» П №3 от 10.01.2020 «Роль современных воспитательных технологий в формировании гражданской компетенции обучающихся» | Администрация МОУ «Школа №144 города Донецка» |
12. | Привлечены родители к проведению общественно-значимых мероприятий, экскурсий, походов и поездок детей (обучающихся) | экскурсии во время каникул, посещение театров, цирка. | Администрация МОУ «Школа №144 города Донецка» |
Правовое взаимодействие по вопросам профилактики правонарушений в течение года проводилось по следующим направлениям: проведение индивидуальных бесед с родителями, поддержание и налаживание связей с родителями в течение года с целью изучения состава семьи и решения проблем воздействия на ребенка через семью.
Систематически проводились беседы администрации по профилактике правонарушений (проведено 33 беседы) с обучающимися 2-11 классов.
Проводились профилактико-тематические мероприятия:
Профилактические беседы, классные часы (по планам классных руководителей). Доведена до учеников информация о работе опорного пункта полиции.
Общешкольные родительские собрания:«Влияние индивидуальных особенностей ребенка на обучение, поведение, общение», - акции, тематические недели:
с 18.11.2019 по 22.11.2019 г. Акция «5 дней против насилия в семье в отношении детей». По данной проблеме проведены мероприятия с учащимися, педагогическими работниками, родителями.
- распространены Памятки по профилактике насилия в семье;
- беседы и классные часы для учащихся 1-11 классов о насилии в семье над ребенком и как это предотвратить;
- на уроках ИЗО рассмотрены темы «Моя семья», «Я люблю свою семью» и подготовлены детские рисунки;
- мероприятия в рамках недели правовых знаний в период с 09.12-19.12.2019.
- участие в районных конкурсах, проектах;
- проведены мероприятия по профилактике и пресечению проявлений терроризма и экстремизма.
Проводились тематические индивидуальные консультации на тему курения, здорового образа жизни, отношений в семье и школьной среде с учениками; с педагогами проводились консультации по вопросу школьной адаптации, мотивации к обучению, детской агрессивности, конфликтности, поведения детей в школе, по вопросу детской замкнутости и отстраненности; с родителями проводились консультации на тему поведения детей в школе и на улице, отношения детей друг с другом, со взрослыми, о психологических и возрастных особенностях детей, беседы по профилактике зависимости от вредных привычек у подростков, о мотивации детей к школьному обучению.
Классные руководители провели мероприятия с целью выявления обучающихся и семей СОП.
По состоянию на май 2020 года на внутришкольном учете учеников нет.
Работа с родителями
Работа с родителями ведется на основе взаимодействия с администрацией Пролетарского района.
Используются следующие формы работы с родителями:
- индивидуальные беседы;
- консультации для родителей;
- посещение семей и составление актов ЖБУ;
- проведение общешкольных и классных родительских собраний.
Вывод: работа по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, предупреждению преступности среди несовершеннолетних, социальная работа с многодетными и социально незащищенными семьями в течение года проводилась на достаточном уровне, цели достигнуты.
Рекомендации: в новом учебном году необходимо использовать различные формы диагностики, выявлять круг интересов и потребностей учащихся для вовлечения их в кружки, секции, театральные студии, спортивные и культурно-массовые мероприятия; активно привлекать опекунов к организации досуга их подопечных; выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся льготных категорий; оказывать помощь учащимся льготных категорий в определении профессиональной направленности;классным руководителям более детально изучать социальные условия обучающихся, приглашать на родительские собрания специалистов для разъяснения ответственности родителей за воспитание и обучения детей.