Диагностическая методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского

Содержание

Введение……………………………………………….

1. Методика выявления уровня познавательных универсальных учебных действий посредством наглядности.

1.1.  Диагностическая методика «Исключение лишнего» Р. Амтхауэра …………………………………

1.2. Диагностическая методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского……………………….

1.3. Диагностическая методика «Существенные признаки». С.Я. Рубинштейна…..

2. Технологические карты уроков

2.1. «Что у нас н ад головой?»

       2.2. «Что у нас по д ногами?»

2.3. «Что обще го у разны х растений?»

2.4. «Что растет н а подоконн ике?»

2.5. «Что растет н а клумбе?»

2.7. «Что это з а листья?»

2.8. «Что такое х воинки?"

3.    Заключение

4.    Список источников и литературы

 

 

Введение

Объект исследования: процесс формирования познавательного универсального учебного действия младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий посредством наглядности на уроках окружающего мира в 1 классе.

Цель исследования: определить пути формирования познавательного универсального учебного действия у младших школьников через наглядные средства.

Гипотеза исследования: в основу работы положено предположение о том, что эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников будет протекать успешно, если: использовать наглядные средства обучения, учитывать индивидуальные особенности младших школьников, реализовать личностно-ориентированный подход.

Задачи исследования:

-      Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

-      Раскрыть сущность понятия «познавательные универсальные учебные действия»;

-      Проанализировать психолого-педагогическое наблюдение за изменениями деятельности учащихся;

 

Методика выявления уровня познавательных универсальных учебных действий посредством наглядности

Диагностическая методика «Исключение лишнего» Р. Амтхауэра

Инструкция и ход выполнения:испытуемому предъявляются бланк и говорят: "Здесь в каждой задании с дано четыре слов, из которых нужно вычеркнуть лишнее (неподходящее) слово. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)".

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному.

 

Проверочная работа

Вопросы: Варианты ответов: Ответ:
1. Что относится к живой природе? А) Микробы Б) Ручей В) Гора Г) Снег  
1. Что не относится к признакам живых организмов? А) Рост Б) Дыхание В) Течение Г) Питание  
2. Какого царства живой природы не существует? А) Животные Б) Цветы В) Бактерии Г) Грибы  
3. Как называется прибор для изучения крошечных, не видимых глазом организмов? А) телескоп Б) Фоноскоп В) Бинокль Г) Микроскоп  
4. Какое утверждение верное? А) Природа не может существовать без человека. Б) Человек не может жить без природы. В) Реки относятся к живой природе. Г) Микробы - это неживая природа    
5. Отметь названия природных объектов.  А) Гора  Б) Машина  В) Дом  Г) Тетрадь  

 

 

Диагностическая методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского

Методика «Сравнение понятий» была разработана известным советским психологом Львом Семёновичем Выготским и его коллегой Леонидом Соломоновичем Сахаровым. Работая многие годы над изучением познавательных способностей человека, учёные пришли к созданию нескольких эффективных способов оценки мышления, которые широко применяются в психодиагностике и педагогике по сей день.

Методика позволит экспериментатору сделать вывод об умении ребёнка: вычленять в предлагаемых понятиях общее и частное; аргументировано донести свою точку зрения по поводу найденных сходств и различий; выделять существенные признаки, абстрагируясь от несущественных; следовать инструкциям экспериментатора касательно последовательности выполнения задания.

Данный тест состоит из 4 заданий. С каждым этапом уровень сложности увеличивается. На 1 задании учащиеся сами рассказывают отличие каждый групп. На 2 задании записывают свой вариант ответа. На 3 задании идет работа разделение групп. На 4 задании отмечают «лишнее».

 

 

Проверочная работа по методике «Сравнение понятий»
Задание 1. Расскажи о многообразии растений в природе, используя схему. Чем отличается каждая из групп растений?
 
Задание 2. Запиши, по каким признакам растения относятся к живым организмам. Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Распредели животных на две группы. Подчеркни синим цветом названия тех животных, которые откладывают яйца, красным- если это животное рождает детёнышей. Пингвин, лошадь, мышь, крокодил, скворец, дельфин, белка, медведь, дятел, сова, черепаха, собака, змея, кукушка, лиса.
Задание 4. Назови группы, к которым относятся перечисленные животные и отметьте «лишнее» животное в группе. ЛИСИЦА БАБОЧКА СИНИЦА ОКУНЬ КОШКА КУЗНЕЧИК ЖАБА КАРАСЬ ЗАЯЦ ПАУК ВОРОБЕЙ ЗМЕЯ ВОЛК МУРАВЕЙ СОЛОВЕЙ ЩУКА

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: