На тему «Нотация волшебной доски»

Методическая разработка 

В рамках шахматного кружка «Е2-Е4»,

на тему «Нотация волшебной доски»

Составитель: педагог-организатор

подросткового клуба «Олимпиец»

Владимир Васильевич Ященко

 

Тамбов 2020

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей и подростков, через вовлечение их в познавательный досуг.

Уважаемые ребята! Продолжаем знакомство с теорией и практикой интеллектуальной игры - «Шахматы». Всем любителям этой увлекательной игры я предлагаю подкрепить свои знания, а новичкам познакомиться с основными её понятиями с помощью моих развивающих шахматных занятий.                                                                                                                            На каждом из занятий мы будем прорабатывать элементный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор делаем на подробное изучение силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей на шахматной доске.

Итак, мы узнали из предыдущего занятия, каждого из своего войска. Теперь мы будем знакомиться с Главнокомандующим вашего войска – Королем и правилами поведения его с другими фигурами.

Сегодня темой нашего занятия будет «Нотация волшебной доски».

Шахматная доска - это не просто сражение пешек и фигур, что важно не только знать, как они располагаются и передвигаются по доске, но и уметь записывать шахматные партии. Не будь этих записей, не сохранились бы многие партии мастеров и гроссмейстеров, да и просто любителям игры невозможно было бы восстановить только что сыгранные партии.

Запись шахматных партий называется ШАХМАТНОЙ НОТАЦИЕЙ.

Появилась она совсем недавно: с середины XVIII века. Без хорошего знания шахматной нотации не может обойтись никто, у кого есть желание всерьез познать всю глубину и тонкое изящество игры мудрецов.

НОТАЦИЯ – это система ходов в шахматной партии с помощью букв латинского алфавита (см. таблицу №1). Сокращенное название фигур:                        (Кр– КОРОЛЬ; Ф – ФЕРЗЬ;   Л – ЛАДЬЯ; С – СЛОН; К – КОНЬ; п – пешка;), цифр (1,2,3,4,5,6,7,8) и специальных шахматных обозначений – символов:                    - (знак тире) – обозначает, что сделан любой ход;                                                                   : (знак двоеточие) - обозначает, что побита пешка или фигура;                                          + (знак плюс) – обозначает, что КОРОЛЮ сделан ШАХ;                                                          х      (знак умножения)   - обозначает, что КОРОЛЮ МАТ, (конец игры);                                         

    (один вопросительный знак) – плохой ход;

??    (два вопросительных знака)   - обозначает грубую ошибку;

!     (один восклицательный знак) – хороший ход;

!!     (два восклицательных знака) – очень хороший, отличный ход;

 0 – 0 (два нуля через черточку) – короткая РОКИРОВКА;

                                             Таблица №1

Прописные буквы Строчные буквы Произношение по - русски
А В С D E F G H a b c d e f g h   а бэ цэ дэ е эф же аш    

 

Теперь для шахматной нотации у нас есть все необходимое: сокращенное название каждой фигуры, обозначение полей (буквенное и цифровое), система специальных шахматных обозначений – символов. Поняв и твердо усвоив все это, можно смело приступать к любой записи позиции, отдельных кусочков партии или всей шахматной партии от начала до конца.                         При этом нужно помнить, что система записи общепринята во всех странах.

1. Вначале в строго определенном порядке записывается размещение белых фигур.Первым пишется положение КОРОЛЯ, ФЕРЗЬ, ЛАДЕЙ, СЛОНОВ, КОНЕЙ и пешек. Так же записываются и позиции черных фигур.

Вот как выглядит шахматная запись (или нотация) расположения фигур на исходной позиции, или, по – шахматному, - в начальной позиции (на месте):

Белые: Кре1; Фd1; Ла1, Лh1; Сс1, Сf1; Кb1; Кg1; пп.а2,b2, с2, d2,е2, f2, g2, h2;

Черные: Кре8;Фd8;Ла8;Лh8;Сс8;Сf8;Кb8;Кg8;   пп. а7, в7, с7, d7, е7, f7, g7; h7;

Итак, сначала записывается сокращенное обозначение фигуры, рядом поле, где она размещается. Одинаковые фигуры одного войска записываются вместе: рядом две ЛАДЬИ, два СЛОНА, два КОНЯ (по порядку их размещения от вертикали «а» по направлению к вертикали «h»). А когда они находятся на одной вертикали – направлению от 1- й к 8 - й горизонтали.

А как записать, когда фигуры и пешки постоянно перемещаются, бьют, объявляют шах, рокируются, ошибаются? Можно ли отобразить это шахматной записью – НОТАЦИЕЙ?  Можно!

При такой записи партии нам помогут обозначения – символы. Например:                   

Белые: 1. е2 – е4; е7 – е5; Черные:                                                                                      Как расшифровать эту запись?

Цифра – это номер хода; Точка после него отделяет номер от хода; е2 (при этом запись пешки «п» опускается) – это название поля, где она стояла до начала перемещения на другое поле; Знак тире(-) обозначает ход; е4 - поле, на которое переместилась пешка белых.

Затем очередь хода за черными. Они отвечают следующим образом: е7 – е5, то есть пешка пошла с поля е7 на поле е5.                                                                       Ход белых и ответ черных считается за один ход. Записываем второй ход:

2. Кg1 – f3 Кb8 – c6; На втором ходу в сражение вступают легкие фигуры: белый Конь с начальной позиции g1 перешел на новое нужное поле f3(для быстрой РОКИРОВКИ Короля и Ладьи), чтобы освободить поле, где он стоял и еще напал на незащищенную пешку е5. Черные, своим вторым ходом, защитили ее КОНЕМ, перейдя с поля b8 на новое поле с6.

3. Сf1 – d3       Kg8 – f6;                                                                                         4. 0 – 0           Сf8 – е5;                                                                                                5. d2 – d3        0 – 0;                                                                                            6. Сс1 – g5       d7 – d6;                                                                                        7. Кb1 – d2      Cc8 – g4;                                                                                        8. H2 – h3        Cg4 – h5;                                                                                         9.  Фd1 – е1    h7 – h6;                                                                                       10. Сg5 – h4    Kc6 - d4;                                                                                     11. Кf3: d4      Сс5: d4;

Запись начала партии завершилась. И белые, и черные неплохо развили свои фигуры, успели рокироваться. Начинается середина партии, и появляется новый знак – символ (двоеточие, означающее взятие фигуры).

Если первых 11 ходов - это только начало партии, то, сколько же ходов бывает во всей партии? Всего в партии может быть от двух до более 100 ходов. Но, соревнования говорят: партия состоит из 40 – 60 ходов.

Если середина партии – это сложнейший и длительный процесс, то окончание можно рассмотреть подробнее на нескольких примерах. Ведь сильного шахматиста от слабого отличает, прежде всего, умение ставить своему противнику мат за кратчайшее время и за наименьшее число ходов. Поэтому, овладевать умением решать главную задачу шахматной игры – объявить КОРОЛЮ МАТ – надо с самых простейших позиций, когда у черных только КОРОЛЬ, а у белых в наличии КОРОЛЬ и фигура или две.

Легче всего поставить МАТ двумя ЛАДЬЯМИ, даже не прибегая к помощи КОРОЛЯ. Чуть посложнее заставить капитулировать с помощью ФЕРЗЯ, который, без помощи КОРОЛЯ не в силах справиться с этой задачей.

                                             Диаграмма №1

               Диаграмма №2

 Легче и быстрее всего МАТ ФЕРЗЕМ и КОРОЛЕМ одинокому КОРОЛЮ противника достигается в любом углу доски. Но как оттеснить неприятельского КОРОЛЯ в угол или на край доски, если он не желает туда идти добровольно? Значит, надо шахами гнать его насильно, постепенно отрезая у него линию за линией и поле за полем, пока он не окажется в углу (смотри диаграмму №2).

МАТ ставится, имея два СЛОНА + КОРОЛЬ против одинокого КОРОЛЯ.

МАТ ставится КОНЕМ и СЛОНОМ + КОРОЛЬ против одинокого КОРОЛЯ.

МАТ нельзя поставить 2 КОНЯМИ +КОРОЛЬ против одинокого КОРОЛЯ.

 

                                                Конец.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: