Киностудии «Союзмультфильм»

Формат занятия: комбинированный (групповой).

Просмотр фильма и дальнейшее обсуждение в группе

 

Фильм Темы и вопросы для обсуждения
1. Три толстяка Интересные факты: фильм снят по одноименной сказочной повести Юрия Олеши режиссером и актером Алексеем Баталовым в 1966 году. Изначально планировалась постановка на сцене МХАТ, но она не удалась по идеологическим причинам, так как образы героев были списаны с «буржуев Кремля». Во время экранизации произведения сюжет был упрощен и сокращен. Алексей Баталов принял участие не только как сценарист и режиссер, но и сыграл одну из ролей. Для этого ему пришлось научиться ходить по канату, так как результат сьемок каскадера при монтаже не устроил режиссера. Тема: Свобода. Равенство. Управление в городе «Трех толстяков», куда попадают главные герои фильма – циркачи построено на лицемерии, лжи, фальши, превосходстве богатых над бедными. Категорическое подавление любых проявлений свободы вызывает бунт простых людей, которые хотят совершить революцию. Вопросы: Какие качества отличают правителей города? Почему жители города оказались недовольны их правлением? Какой бы могла быть жизнь жителей города, если бы они не решились свергнуть Трех толстяков? Что такое свобода? Почему так важно чувствовать себя свободным? Каких героев фильма можно назвать по-настоящему свободными и почему? Считаете ли вы справедливым конец сказки?   Тема: Дружба. Бескорыстность. Взаимопомощь. В киносказке герои приходят на помощь друг другу, идут на риск, порой ставя под угрозу собственную свободу и жизнь. Гимнаст Тибул, попав в город, где царит несправедливость, присоединяется к повстанцам, доктор Арнери без тени сомнения укрывает у себя дома мятежника, девочка Суок храбро пробирается во дворец, чтобы прийти на помощь главе мятежников Просперо. Даже наследник Тутти не выдает Суок, после того, как понимает, что она – не его механическая кукла: в холодном придворном мире ему недостает настоящего друга. Вопросы: Что такое дружба? Кого можно назвать настоящими друзьями? Почему герои рискуют своей жизнью ради друзей и общей идеи? Возможна ли дружба в придворном мире, который показан на экране? Важно ли быть богатым, чтобы у тебя были друзья? Почему наследник Тутти не выдал Суок? Почему так важно не оставлять друга в беде? Как дружба и взаимоподдержка помогла героям свергнуть власть Трех Толстяков? Как умение дружить помогает в жизни?   Тема: Живое и механическое. Творчество. Взаимоотношения при дворе Трех толстяков построены на власти и холодном расчете, и единственный друг наследника Тутти – механическая кукла. Им противопоставлены герои-революционеры, которые проявляют смекалку и творчество, поют, танцуют. Вопросы: Чем отличается механическая кукла Тутти от живой девочки Суок? Даже в самом идеальном механизме никогда не будет души. Согласны ли вы с этим утверждением? Можно ли робота научить творчеству? Как герои проявляют свои творческие навыки? Что такое творчество? Кого можно назвать творческим человеком? Можно ли проявлять творчество не только в искусстве (рисовании, пении, сценической игре, музыке и др.)? Как творческий подход помогает героям разрешать непростые жизненные ситуации? Как вам удавалось благодаря творчеству решать непростые задачи? Приведите примеры.
2. Сказка о царе Салтане Интересные факты:год выхода на экран 1966, режиссер – Александр Птушко – новатор жанра киносказки. Мультфильм отличает богатые декорации и массовка, Птушко использует комбинированные сьемки, тем самым создавая масштаб действий. Интересный прием, когда герои парили по небу, был достигнут с помощью запуска кинопленки в обратную сторону. Режиссер очень органично соединил воедино новаторские технические приемы и народные традиции и фольклор. Тема: Эгоизм В самом начале мультфильма две старших сестры, представляя себя царицами, мечтают о материальных благах, в то время как младшая думает о простых общечеловеческих ценностях, находя радость в рождении сына-богатыря. Вопросы: Какой вы представляете каждую из трех сестер? Опишите их личные качества. Почему царь рад желанию третьей сестры и женится на ней? Какого человека называют эгоистом? Почему живущие только для себя люди остаются одинокими? «Счастье не в богатстве»: согласны ли вы с этим утверждением? Тема: Зависть и ложь Завидуя счастью младшей две старшие сестры, обманув царя, выселяют царицу вместе с сыном Гвидоном на остров. Через некоторое время молодой царевич выстраивает на острове собственное государство, о котором ходят легенды. Царь мечтает посетить чудесную страну, однако завистливым сестрам всякий раз удается уговорить его отложить поездку. Им приходится выдумывать все более весомые предлоги, чтобы удержать Царя. Вопросы: Как вы относитесь к решению сестер оклеветать младшую? Почему они приняли такое решение? В каком случае возникает зависть? Как можно было сестрам поступить иначе вместо того, чтобы завидовать? Что получили и чего лишились сестры, солгав и оклеветав царицу? Почему сестрам приходится выдумывать все более весомые предлоги, чтобы удержать царя?   Тема: Справедливость. Каждый получает по заслугам. Главная мысль сказки: каждый получает по заслугам. Даже спустя много лет справедливость восстанавливается. Гвидон и его мать царица, которые все эти годы строили новое государство, воссоединяются с отцом-царем. Сестры-лгуньи при этом остаются при дворе, однако, в общем-то ни с чем: всю жизнь они потратили на то, чтобы удерживать доставшиеся им нечестным путем богатства. Вопросы: Какие чувства вызывает у вас концовка сказки? Почему ложь рано или поздно выходит на поверхность? Насколько важно быть честным в своих поступках? Как бы вы поступили с сестрами на месте Царицы, ее сына Гвидона или Царя? Насколько правильно с вашей точки зрения поступил Царь, простив сестер и оставив их при дворе? В чем ценность прощения? Почему важно строить собственную жизнь, а не жить за счет других?
3. Чук и Гек Интересные факты: Фильм снят в начале 50-х годов на черно-белую пленку режиссером Иваном Лукинским по мотивам одноименного произведения Аркадия Гайдара. Актерские пробы были одни из самых масштабных – в кастинге приняли участие более 2000 детей. Отбор прошли те, кто смогли кроме актерского мастерства озвучить фильм, так как дубляж в то время был не очень развит. Снимали фильм в студии под ярким освещением, и тем самым в помещении была высокая температура, а актерам приходилось делать десятки дублей в зимней теплой одежде. Тема: Нечестность и ее последствия. По ходу сюжета братья Чук и Гек случайно выкидывают телеграмму отца, утаив этот факт от мамы. Вместе с сыновьями он отправляется в далекое таежное путешествие, чтобы отметить Новый год в кругу семьи. Однако в конце пути выясняется, что отец ушел в срочную экспедицию – сообщение об этом было в телеграмме, которую мама не получила. Вопросы:Братья скрыли потерю телеграммы. Как вы оцениваете их поступок? Чья реакция на произошедшее вам ближе: Чука или Гека? Как братья могли бы поступить иначе? Утаивание правды и ложь – это равноценные понятия?   Тема: Отношение к трудностям Как и рассказ Гайдара, фильм очень лиричен, повествование в нем ведется в сказочном ключе, через призму детского восприятия. В результате непростая зимняя поездка превращается в яркое событие, наполненное запоминающимися образами. Вопросы: Путь в тайгу непрост. Как мама Чука и Гека относится к возникающим трудностям? Какие качества помогают маме и детям более легко воспринимать трудности? Как поменяв свое отношение можно ускорить решение любой даже самой непростой задачи? Какие сказочные мотивы можно найти в образах, которые показаны в фильме?   Тема: Любовь к Родине Фильм, благодаря своему насыщенному образному ряду представляет красоту природы нашей страны, предлагает полюбоваться ее традиционными образами. Вопросы: Назовите самые красивые образы и сцены, которые вам запомнились после просмотра фильма. Любовь к Родине: что это для вас? Из чего складывается любовь к Родине? Можно ли сказать, что фильм «Чук и Гек» снят автором с большой любовью к своей стране, к ее традициям, природе? В чем это выражается? О каких местах из вашего детства вам бы хотелось снять фильм или написать рассказ?
4. Королевство кривых зеркал Интересные факты: фильм снят на киностудии им. Горького в 1963 году Александром Роу по одноименной повести Виталия Губарева. В кастинге принимали участие десятки сестер-близнецов, но в итоге победили две девочки с веселым характером и непосредственным поведением. После чего они стали настоящими звездами. Съемки проходили летом в Крыму, режиссер умело сочетал реальный фон и дорисованными макетами. Некоторые герои играли в фильме по несколько ролей. Главные актрисы получили за сьемки небольшой гонорар, но смогли провести все лето в Крыму. Тема: Образ зеркала. Авторы используют зеркальные образы для того, чтобы создать «мир наоборот», в котором с внешней красотой и властными регалиями контрастируют внутренняя пустота и пороки. В сказочном мире разрешено смотреться исключительно в кривые зеркала, чтобы не увидеть неприглядность реальной картины. Образ зеркала выступает в качестве инструмента, которым можно либо исказить реальность, либо увидеть истинную правду. Вопросы: Какую роль выполняют кривые зеркала в сказочном королевстве? От чего король и его свита защищаются с помощью кривых зеркал? Как мы приукрашиваем реальность в своей обычной жизни? Приведите аналогию образа кривого зеркала в современном мире. Похожа ли отчасти наша жизнь в социальных сетях на королевство кривых зеркал?   Тема: Развитие в себе «стороннего наблюдателя» Главная героиня фильма – Оля получает уникальную возможность посмотреть на себя со стороны: встречает своего зеркального близнеца Яло. Столкнувшись с собственными негативными проявлениями, Оля признает ошибки и исправляется. Вопросы: Какой была Оля в начале фильма? Какие чувства вызвала у вас героиня? Как меняется Оля, познакомившись со своим зеркальным двойником Яло? Что стало отправной точкой для начала перемен? Как в нашей обычной жизни можно взглянуть на себя со стороны? Как в этом могут помочь родители, друзья? Почему так важно уметь посмотреть на себя со стороны? Что дает такое умение?   Тема: Ответственность за свои поступки. Взросление Будучи вовлеченной в историю сказочного Королевства и помогая его жителям с помощью реальных действий, Оля учится брать ответственность за себя, свои поступки и внутренне растет. Вопросы: Как желание помогать жителям сказочного королевства меняет характер главной героини? Какую роль в становлении ее характера играет самостоятельное преодоление трудностей? Кто из героев и как помогают ей на этом пути? Почему зацикленность исключительно только на своих желаниях мешает нам развиваться?
5. Приключения Буратино Интересные факты: Советский музыкальный двухсерийный фильм снят по мотивам сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Фильм вышел в начале 1976 года, но был не с первого раза допущен до эфира по этетическим причинам, но невыполнение плана грозило лишением премий, поэтому премьера состоялась 1 января. И фильм, который должен был уйти «в стол», стал самым популярным из киносказок. Потрясающие песни были написаны Алексеем Рыбниковым на стихи Булата Окуджавы и Юрия Энтина и давно вышли за рамки фильма. Фильм запомнился юным актерам невероятной дружественной и комфортной атмосферой на сьемках. Леонид Нечаев был удостоен Государственной премии за этот фильм. Тема: Маленький человек и его способность менять мир В фильме показана история, в которой главный герой, будучи всего лишь деревянной куклой, пройдя множество приключений и испытаний, спасает целый мир. Вопросы: Кем был Буратино в начале сказки? Что можно рассказать о жизни героя до показанных событий? Как препятствия, с которыми сталкивается герой изменяют его? Смог бы герой справиться с препятствиями в одиночку? Какие качества помогают герою идти к цели? Наделен ли он волшебными сверхспособностями или опирается на те умения, которые у него есть? Вспомнив Буратино в начале сказки, можно было бы поверить, что он сможет получить золотой ключик? Тема: Ответственность за свою жизнь. Свобода. Один из самых ярких образов в фильме – театр марионеток, в котором живут куклы. Марионетки – не самостоятельны, вся их жизнь предопределена кукловодом – Карабасом Барабасом. Он дает куклам дом и работу, однако при этом забирает свободу. В таких обстоятельствах крайне сложно поверить в свои силы. Перестать быть марионеткой – значит взять ответственность за собственную жизнь в свои руки. Вопросы: Как живут куклы в театре марионеток? Насколько они свободны? Где граница их свободы? Кто принимает решения в их жизни? Как вы думаете, что символизирует Золотой ключик, которым куклы открывают потайную дверь к свободе?   Тема: Успех «быстрого приготовления» и его опасность По ходу сюжета Буратино сталкивается с соблазнительной возможностью быстро разбогатеть, которую предлагают ему Лиса Алиса и Кот Базилио. Однако обещания быстрого успеха оказываются обманом. Вопросы: Лиса Алиса и Кот Базилио предлагают Буратино разбогатеть чудесным и быстрым способом. Какие цели на самом деле преследуют герои? Почему Буратино верит обещаниям Лисы и Кота? Как бы вы поступили на месте Буратино? Соблазниться на «легкий успех» очень легко. В чем опасность получения быстрых результатов без труда и личного вклада? Долгосрочен ли такой успех? В чем состоит самый главный урок путешествия герое в «Страну дураков»?
6. Сказка о потерянном времени Интересные факты: экранизация сказки Евгения Шварца. Режиссер Александр Птушко предоставил свой собственный реквизит для сьемок: деревяшки, сучки, ветки необычной формы. Также он сам сконструировал механическую кукушку для сьемок. Никаких спецэффектов в те года не было, поэтому съёмочной группе приходилось использовать комбинированные сьемки (которые до сих пор популярны в голливудских блокбастерах). Фильм стал сразу популярен благодаря хорошему сценарию, игре актеров и спецэффектам. Тема: «Прожигание» жизни. Отсутствие цели и желаний. Главный герой – Петя живет в свое удовольствие, откладывая учебу и реальные действия в своей жизни «на потом». Злые волшебники «крадут» время, которое Петя тратил впустую, делая его дряхлым стариком. Основная мысль: отсутствие целей и желаний в жизни замедляют развитие: жизнь в таком случае пролетает, а человек так ничего и не успевает сделать. Вопросы: Расскажите об обычном дне из жизни Пети на основе того, что вы увидели в начале фильма. Можно ли назвать жизнь Пети интересной? Были ли у него какие либо цели? Почему он все откладывает «на потом»? Что теряет Петя, откладывая собственную жизнь?   Тема: Относительность понятия возраста Герои фильмы оказались стариками в молодые годы – это довольно яркая метафора показывающая, что бывает с теми, кто не заинтересован в постижении новых знаний, учебе, развитии. Молодость духа – не в возрасте, а в отношении к жизни, активной позиции. Вопросы:Как вы думаете, можно ли быть внутренне старым в молодые годы? И наоборот: можно ли сохранять «молодость духа», невзирая на возраст «по паспорту»? Какие качества нужно развивать, чтобы не состариться раньше времени? Какую роль в этом играют дружба и взаимовыручка? Порассуждайте на примерах из фильма.   Тема: Перемены. Развитие. Каждый из нас склонен сопротивляться переменам, а между тем, через них лежит путь к нашему развитию и взрослению. Важно осознать свои ошибки и открыться новому. Меняться никогда не поздно. Герои фильма смогли изменить свою жизнь, даже когда казалось, что все уже потеряно. Вопросы: Каждый из нас склонен сопротивляться переменам. Кто-то обещает начать жизнь «с понедельника», кто-то ждет, когда придет вдохновение, кто-то любит тратить время исключительно на развлечения. Расскажите, как вы сопротивляетесь переменам. Как учеба и интересные увлечения помогают нам расти и развиваться? Как можно понять, что пришло время меняться? Правда ли, что начать жить по-новому можно в любой момент жизни? Что для этого нужно?
7. Двенадцать месяцев Интересные факты: Одна из самых волшебных новогодних сказок Самуила Маршака. Обращение к детям и теме детства, потому что это означало для автора думать о будущем. В основу сюжета легла чешская сказка. Интересно, что к Маршаку обратился сам Уолт Дисней, ему как-то случайно попала в руки сказка Маршака и он захотел снять по ней мультфильм. Но из-за военных действий письмо дошло с большим опозданием. Самая последняя экранизация вышла в 1972 году, но автор ее уже не увидел. Однако до последних дней он исправлял диалоги. Тема: Природа и человек Главная героиня сказки – Падчерица, бескорыстна и чужда стандартным человеческим устремлениям – богатству, власти, славе. При этом девушка легко находит контакт с силами природы, которые, видя ее бережное и уважительное отношение, приходят на помощь. Вопросы: Как авторы фильма показывают природу? Какое волшебное умение есть у Падчерицы? Как она относится к природе? Как относятся к природе другие герои? Насколько вы бережны и внимательны к окружающему вас природному миру?   Тема: Что есть настоящая мудрость? Сказка обращает нас не к ученой мудрости (королева учится, однако не постигает мудрость), а к истинной мудрости самой природы и фольклорных мотивов, которые присутствуют в сказке. Вопросы: Королева в сказке обучается наукам, однако можете ли вы назвать ее мудрой правительницей? Что такое мудрость? Связано ли понятие мудрости с начитанностью и образованностью? Кого из героев фильма можно назвать по настоящему мудрым? Согласны ли вы с утверждением, что в «в природе сокрыта истинная мудрость»?   Тема: Власть. Самонадеянность. Скромность. Силы природы оказываются в сказке сильнее любых королевских приказов и помогают восторжествовать добру. Это дает наглядный пример того, как важно понимать, что человек, хоть и многое может, но он всего лишь человек, и существуют вещи, которые ему неподвластны. Скромность и доброта, намерение отдавать вместо брать – залог того, что сама природа будет на твоей стороне. Вопросы: Могли бы 12 месяцев покориться такой правительнице, как Королева из фильма? Какой главный урок преподали силы природы Королеве и ее свите? Что такое скромность? Кому из героев она присуща? В чем истинное богатство главной героини – Падчерицы? Как вы думаете, захочет ли Королева поменять свой стиль управления после встречи с героиней и 12 месяцами? Каким он может быть?
8. Снежная королева Интересные факты: «Снежная Королева» получила положительные отзывы на самых значимых мировых кинофестивалях. В создании использовались стереоскопические 3D-технологии, поэтому картина получила мировое признание. Озвучанием занимались известные российские актеры и певцы. Тема: Чувства, эмоции и их значимость Новый мир, который пытается создать Снежная королева, должен состоять сплошь из четких линий, в нем нет места чувствам и творчеству. Однако позже мы узнаем, что внутри холодной правительницы живет маленькая и очень обиженная девочка, которой когда-то в детстве не хватило теплоты. Вопросы: Почему Снежная королева превратилась в холодную правительницу? Что она не получила с своем детстве? Какое решение приняла? Что исцеляет Снежную королеву в финале сказки? Можно ли сказать, что Снежная королева «заморозила» внутри себя все добрые чувства? Снежная королева пыталась создать вокруг себя холодный мир, однако где-то глубоко внутри себя она очень хотела теплоты. Как она могла бы поступить по-другому? Тема: Творчество и его роль Первым делом Снежная королева решила погубить творческих людей, каким и был брат Герды – Кай. Творчество – это способность человека проявлять собственное Я во всем своем многообразии. Попытка искоренить творческие проявления, по сути есть желание сделать мир обезличенным, а всех людей – одинаковыми. Вопросы: Снежная королева хочет искоренить, прежде всего, творческих людей. Как вы думаете, почему? Что такое творчество? Как с помощью творчества можно выразить себя? Как вы проявляете свое творческое начало? Как творческий подход может помочь в обычной жизни?   Тема: Поиск собственного я Один из главных героев мультфильма – Тролль по ходу сюжета восстанавливает собственное Я, которое было потеряно за годы службы Снежной королеве. Благодаря той доброте, которую проявляет к нему Герда, он вспоминает о своих корнях, начинает также в ответ заботиться о девочке, и в конце, когда нужно защитить друзей от слуг Снежной королевы превращается в могучего белого медведя. Вопросы: Расскажите о Тролле. Что он нем известно? Как герой попал на службу к Снежной королеве? Что потерял Тролль, находясь на службе у Снежной королевы? Как меняется Тролль благодаря заботе Герды? Какие качества он начинает проявлять? Почему Тролль в конце смог превратиться в Белого Медведя? Как изменилось Ваше представление о герое по сравнению с началом фильма?
9. Руслан и Людмила Интересные факты: Фильм 1972 года снят режиссером Александром Птушко по одноименной сказке Александра Пушкина. Последний фильм режиссера поразил зрителей шикарными костюмами и сценами с использованием ярких трюков и новаторских приемов. Картина стала одной из самых популярных в советское время, несмотря на то, что в главных ролях снялись в том числе и непрофессиональные актеры – Людмилу сыграла лингвист, а Черномора – физик-ядерщик. Многие сцены снимали на студии «Мосфильм», но часто режиссер проводил съемку на природе во Владимирской области, показывая тем самым исконно русский ландшафт и характер. Для съемок нужно было приобрести несколько сотен попугаев, поэтому реквизит стоил приличных денег, стоит отметить, что часть попугаев «сыграли» раскрашенные голуби. Тема: Храбрость и трусость Храбрый Руслан, бросившийся вызволять Людмилу из плена Черномора, ярко контрастирует со своими соперниками, в частности с Фарлафом, который пасует перед трудностями и в итоге ищет «обходные» пути, и даже идет на убийство Руслана, чтобы прослыть спасителем Людмилы. Вопросы: И Руслан и Фарлаф – воины, однако действуют по-разному. Опишите каждого из героев. Какие действия они предпринимают для возвращения Людмилы? Почему Фарлаф легко соглашается на предложение Наины убить Руслана и заполучить Людмилу? Перечислите препятствия, которые пришлось одолеть Руслану на пути к Людмиле? Что такое храбрость для вас?   Тема: Ценность семьи Руслан идет на спасение своей жены, не задумываясь. Его любовь к ней очень сильна, и он готов на многое, чтобы найти Людмилу. Фильм подчеркивает ценность семейных взаимоотношений, основанных на любви и преданности. Вопросы: Что заставляет Руслана проходить через множество препятствий на пути к Людмиле? Как Руслан говорит о Людмиле? Как выражает свою любовь к ней? Что делает Людмила в ожидании Руслана?  
10. Он – дракон Интересные факты: Российская фэнтезийная мелодрама, снятая Тимуром Бекмабметовым. Несмотря на то, что дракона играл актер, для воплощения его второй роли необходимо было создать графическое изображение дракона, голова которого была метрового размера и крепилась на подвижный каркас. Поскольку дракон должен был быть похожим на актера, за его основу был взят слепок головы человека. Съемки проходили в Болгарии, Москве и на Черном море. Рекламные постеры для фильма наоборот были сделаны фотографом на пленку без использования графики. Тема: Внешний и внутренний мир. Несоответствие. Главный герой – Арман, в образе дракона пугает, кажется страшным и жестоким. Однако за этой броней кроется добрый и честный юноша, который не хочет причинять зло вопреки своему «драконьему» происхождению. Вопросы: Охарактеризуйте, каким предстает Арман в образе дракона и человека Пофантазируйте, как бы он провел свою жизнь, если бы «случайно» не похитил Мирославу Как вы объясните пословицу «встречают по одежке», а провожают по уму? Почему так важно не делать выводы о человеке исходя только из его внешних данных? Что вы можете сказать о князе Игоре? Соответствует ли его внешний облик внутренним особенностям?   Тема: Стереотипы. Влияние на восприятие окружающего мира За столетия люди привыкли судить о драконах, как об исключительно кровожадных существах. Однако Арман – исключение из этого правила. Заинтересовавшись людьми, он принял решение не нападать на них, как делали его предки. Вопросы: Как жители царства привыкли воспринимать драконов? Почему Мирослава заинтересовывается Арманом? Почему, узнав, что он и есть дракон, она не отворачивается от него? Перечислите, какие еще стереотипы мы привыкли приписывать, например представителям отдельных профессий или обладателям нестандартных внешних данных? Как стереотипы мешают нам познавать окружающий мир? Тема: Принятие индивидуальности других. Благодаря общению с Мирославой, ее любви и принятию Арман становится все больше человеком, нежели драконом. Вопросы: Как меняется Арман благодаря общению с Мирославой? Что помогает Мирославе лучше понять Армана? Почему в конце фильма Арман становится человеком? Как искренняя заинтересованность помогает нам узнавать новое о людях, вопреки сложившимся стереотипам?
11. Чемпионы. Быстрее. Выше. Сильнее Интересные факты: фильм состоит из киноновелл, которые посвящены разным видам спорта. Но произведение не о спорте, а скорее о психологических аспектах жизни спортсменов, однако физически героям пришлось готовиться на протяжении нескольких месяцев, а потом активно общаться с реальными спортсменами. Актеры предпочитали сниматься сами, без дублеров, поэтому часто случались травмы прямо на съемочной площадке. Тема: Преодоление стереотипов В фильме показаны три истории знаменитых российских чемпионов. Светлана Хоркина приехала из региона и многие скептически отнеслись к возможностям «провинциалки». Однако в итоге гимнастка, несмотря на предвзятое отношение коллег, смогла покорить олимпийские вершины благодаря таланту, труду и поддержке тренера и родителей. Вопросы: С какими сложностями пришлось столкнуться героине Светланы Хоркиной при переезде в Москву? Как ее встретили другие гимнастки? Как они отнеслись к новой коллеге? Что помогло ей преодолеть стереотипное отношение? Что такое стереотипы? Как можно выйти за рамки стереотипного мышления? Какую роль в преодолении стереотипов сыграли мама и тренер Светланы? Тема: Воля. Труд. Пловцу Александру Попову приходится восстанавливаться после тяжелой травмы, полученной в хулиганской драке, чтобы поехать на Олимпиаду. Никто не верит в возможность возвращения героя в большой спорт, но с помощью упорного труда, преодоления себя, поддержки близких ему удается сделать невозможное. Вопросы: Александру Попову удается в фильме сделать невозможное – вернуться в большой спорт после тяжелейшей травмы. Был ли этот путь легким для спортсмена? Что помогло ему поверить в свои силы? Как изменился герой внутренне после травмы? Что нового вы узнали о «закулисье» спортивной жизни, наблюдая за историей Александра?   Тема: Роль личности человека в спорте Александр Карелин – великий борец, однако к представителям этого вида спорта зачастую общественность относится как к «недалеким и грубым». Так формально относился к борцу и латвийский журналист Янис, которому было поручено взять интервью у Александра Карелина. В процессе совместной работы оказалось, что легендарный борец – интеллигентный, добрый человек, и эти качества помогают ему и в спортивной карьере. Вопросы: Как латвийский журналист Янис воспринимает Александра Карелина при первой встрече? Как меняется его отношение в процессе подготовки интервью? Что нового мы узнаем о характере и личности знаменитого борца по ходу развития сюжета? Когда происходит переломный момент во взаимоотношениях журналиста и борца? Как человеческие качества Александра Карелина помогают ему в спортивной карьере?
12. Движение вверх Интересные факты:  современный российский фильм посвященный спортсменам Олимпиады 1972 года. Во время съемок было много споров о сходстве актеров и самих реальных героях, поэтому сценарии, диалоги, манера поведения и даже биографические факты требовали согласования с семьями олимпийцев. Также подготовкой и консультацией актеров занимались реальные спортсмены. Чтобы съемки были реалистичными и баскетбольная команда действительно показывала бы командный дух, понадобилось около года на подготовку. Тема: Воля к победе Сила духа спортсменов и их непреодолимое стремление к победе помогли сборной СССР по баскетболу обыграть непобедимых американцев на мюнхенской Олимпиаде 1972 г. Вопросы: Как произошедший теракт отразился на моральном духе советской команды? Что помогло спортсменам поверить в свои силы в предстоящей игре? Как одна секунда может изменить ход истории? Какой ценой советской команде удалось одержать победу? Тема: Сила в единстве Сила любой команды, в том числе и команды сборной СССР по баскетболу, в слаженности действий и самоотверженном вкладе каждого участника в игру. Вопросы: Что значит «один за всех и все за одного»? Какова роль каждого игрока команды в победе? Какой альтернативный исход игры можно предположить, и как проигрыш команды отразился на жизни каждого участника? Какова роль тренера в моральной подготовке команды к предстоящей игре?
13. В бой идут одни старики Интересные факты: художественный фильм Леонида Быкова, основанный на воспоминаниях летчиков. Быков сам мечтал стать летчиком, но из-за роста не был принят, однако всю жизнь горел этой темой. Изначально сценарий фильма не понравился высшему руководству, так как показался негероическим, а герои слишком простыми и творческими, а не суровыми военными. Режиссер и актер стал читать сценарий по кусочкам перед зрителями в разных уголках нашей страны и получил одобрение и восторг публики, так же за сценарий заступились ветераны ВОВ. Во время съемок Быков также получил поддержку военных: ему предоставили настоящие боевые машины, которые отретушировали для придания фронтового вида. Поломки самолета приходилось устранять прямо во время съемок, для чего коллектив фактически по ночам разыскивал настоящих техников. Снимали разные эпизоды параллельно – на киностудии «Довженко» и на природе. Тема: Человек на войне Великая Отечественная война закончилась великой Победой больше чем 75 лет назад, за это время ее события успели «забронзоветь». Сейчас нам сложно представить, что за этими поворотными историческими событиями стояли обычные, живые люди, которые оказались в тяжелых обстоятельствах войны и не сломались духом. «В бой идут одни старики» раскрывает другую сторону событий тех лет, показывая быт, простые радости и особенности взаимоотношений в перерывах между боевыми вылетами. Вопросы: Что отличает фильм «В бой идут одни старики» от фильмов о войне, которые вы видели ранее? Уместны ли песни, юмор в таких фильмах? Какова их роль в изображении военного быта? Кто из героев вам более понятен и близок? С кем бы вы хотели познакомиться и почему? Военные действия в фильме показаны с помощью хроники. Как вы думаете, почему? Назовите самый смешной и самый грустный моменты в фильме? Как вы думаете, что помогает героям не сломаться духом, несмотря на тяжелые военные годы? Как изменилось ваше отношение к военным событиям тех лет и их участникам после просмотра фильма? Тема:  Героизм Изначально сценарий фильма был отвергнут «Госкино Украины» как «негероический». Однако напротив, он показал истинную природу героизма, которая оказалась гораздо сложнее и многосочиненней. Герои фильма – обычные ребята, которые переживают свое взросление в непростое военное время и быстро становятся «стариками». И в их буднях есть место и страху, и дружбе, и примерам неподдельной преданности. Вопросы: Изначально сценарий фильма был отвергнут «Госкино Украины» как «негероический». Как вы думаете, почему? Как мы привыкли представлять себе героев? Насколько привычные нам образы безупречны? Соответствуют ли представленные на экране образы привычным представлениям? Показывают ли ребята примеры героических поступков в фильме? Вызывают ли эти поступки восхищение? В чем смысл названия фильма?
14. Гардемарины, вперед! Интересные факты:  это один из самых известных фильмов режиссера Светланы Дружининой. Фильм был снят по рукописному сценарию романа не профессионального писателя, а инженера, и даже не был опубликован ни в одном издательстве. Актерский состав часто менялся на первом этапе и от съемок отказались и Юрий Мороз, и Олег Меньшиков, и Марина Зудина. Из-за травм актеров сьемки пришлось отложить на 6 месяцев. Одна из исполнителей главной роли была беременна и ее положение приходилось скрывать пышными нарядами и корсетами. Для съемок актерам пришлось освоить фехтование и езду верхом. И кстати, магическая фраза «ландфрен-ландфра» на самом деле ничего не обозначает, а просто набор слогов. Тема: Любовь. Дружба. Преданность. Фильм демонстрирует пример крепкой преданной дружбы, искренней любви – герои сохраняют эти чувства на протяжении всего сюжета, что помогает им разрешать самые непростые ситуации. Вопросы: Как крепкая дружба и взаимовыручка помогают героям по ходу развития сюжета? Приведите примеры. Возможен ли пример такой дружбы в современных условиях? Хотелось бы вам иметь таких друзей? Романтические линии в фильме. На какие поступки идут герои ради любви?   Тема: Патриотизм Именно любовь к Родине – самое важное чувство, которое движет героями, объединяет и мотивирует их действия. Вопросы: Что объединяет героев? Какую общую цель они преследуют? «Судьба и Родина едины» - поют герои. Как этот девиз помогает им по ходу развития сюжета? Какими поступками герои выражают свою любовь к Родине?
15. Доживем до понедельника Интересные факты: советская мелодрама, снятая на киностудии им. М. Горького. В качестве сценария к фильму была использована дипломная работа начинающего кинодраматурга (и по первому образованию педагога). Чиновники Госкино не дали согласие на съемки, так как тема показалась им слишком острой, но съемочный процесс закрутился там быстро, что занял всего три месяца. Главными зрителями стали учителя, именно они поддержали фильм после премьеры. Съемки действительно проходили в столичной школе. Некоторые костюмы либо шились прямо в школе, либо по частям собирались с участников съемок. Фильм получил несколько кинонаград и был признан лучшим фильмом 1968 года. Тема: Назидание или свобода самовыражения. Доверие. Умение заинтересовывать. Для того чтобы научить, не нужно назидательно читать постулаты и теории. Фильм показывает важность установления доверия между учеником и учителем: только при этом условии можно действительно увлечь темой и научить. Разные учителя в фильме на стыке эпох демонстрируют разные подходы в обучении и у всех свои крайности. Вопросы: Опишите, какой способ научить выбирает каждый из героев-учителей? В чем недостатки свободного, «свойского» стиля Наташи Гореловой, или назидательного способа Ильи Семеновича? Что важнее для обучения: свобода самовыражения или дисциплина? Как меняется герой Ильи Семеновича на протяжении повествования? Как внимание и искренний интерес к личности человека помогает в его развитии?   Тема: Личное и общественное. Баланс. Фильм снят после «хрущевской оттепели», что определило его тональность. Большая свобода в самовыражении определила интерес к частной жизни людей, их чувствам и переживаниям. На экране мы видим не просто людей, исполняющих общественные функции (учитель, ученик), а героев, наполненных собственными мыслями и переживаниями. Вопросы: Как вы думаете, зачем авторы фильма показывают нам чувства, мысли и переживания героев-учителей? Что дает нам этот художественный прием? Насколько важно говорить открыто, рассуждать о своих мыслях и чувствах? Могут ли чувства мешать делать общее дело? Согласны ли вы с утверждением, что «принципы убивают в человеке человеческое»? Тема: Общечеловеческие ценности. Осмысление. В фильме большое внимание уделено размышлениям на различные общечеловеческие темы, такие как что такое счастье, любовь. Задумываться об этом важно для формирования личности и ценностных ориентиров каждого человека. Вопросы: Почему так важно задумываться о своем личном отношении к таким понятиям как любовь, счастье? Что такое счастье лично для вас? На какие темы вам бы было интересно порассуждать, написать сочинение?
16. Тот самый Мюнгхаузен Интересные факты: фильм начался с театральной постановки драматурга Григория Горина в театре советской армии. Режиссер Марк Захаров, отметив успех пьесы, решил снять фильм. Барон Мюнгхаузен – не выдумка, а реальный человек 18 века, который жил в Германии, который стал литературным персонажем благодаря писателю Эриху Распе. Съемки фильма проходили в германии, и в них участвовали и немецкие актеры и каскадеры. Тема: Правда и ложь В фильме представлена необычная метафора: главный герой Мюнгхаузен постоянно рассказывает небылицы, однако при этом выглядит более живым и честным по сравнению с его окружением. Вопросы: Главный герой, Барон Мюнгхаузен рассказывает небылицы. Вызывает ли он при этом симпатию у зрителя? Какие чувства вызывает окружение Барона? Кто из них вам кажется более искренним? Как вы думаете, почему возникает такой парадокс: человек, сочиняющий небылицы выглядит честнее, чем те, кто этого не делает?   Тема: Юмор и его роль В фильме много юмора. Барон Мюнгхаузен использует его как инструмент для того, чтобы показать несовершенство окружающего мира, найти альтернативные способы решения. Вопросы: «Умное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица» - говорит главный герой. Что он имеет ввиду? Зачем герою такой шутовской образ? Что он хочет сказать обществу таким образом?   Тема: Гений и общество В чем талант Мюнгхаузена? Какая профессия бы ему подошла? В чем трагедия главного героя? Почему жители города настолько не готовы принимать его в новом образе, что был инсценирован целый судебный процесс? Какие примеры историй гениальных личностей, которых не принимало общество, вам известны из истории? Можете провести аналогии?
17. Республика ШКИД Интересные факты: премьера советской комедийной драмы состоялась в 1966 году. Сюжет картины основан на полубиографических событиях бывших воспитанников школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Достоевского. Ни одни из 11 режиссеров изначально не соглашался снять фильм. В итоге им стал Геннадий Полока, который подготовил сценарий за две недели. Вместе с именитыми актерами на съемочной площадке играли ребята из колоний для несовершеннолетних. После съемок год картина не допускалась к прокату, но после удачной премьеры обрела признание миллионов зрителей. Тема: Исторический контекст и его роль в формировании личности В фильме показано непростое для нашей страны время – 20-е годы. Это годы, когда старое уже было разрешено, а новое – еще не создано. Волна переходного времени породила в обществе множество маргинальных слоев. В частности, на улицах было множество беспризорников, которые промышляли криминалом. Среди них было множество по-настоящему способных и талантливых ребят, которые были вынуждены заниматься криминальным ремеслом ввиду отсутствия альтернатив. Вопросы: Какие отрицательные и положительные качества «воспитала» улица в героях-беспризорниках? Расскажите, что вы знаете или узнали о времени, в котором живут герои? Какие обстоятельства того времени повлияли на то, что их характеры героев стали именно такими? Можете ли вы объяснить поступок героев, когда в первый день в школе они не являются на завтрак и предпочитают есть в спальне? Почему герои попадаются на удочку ростовщика? Можно ли сказать, что некоторые герои обладают своими особыми талантами? Какими?   Тема: Неидеальные герои. Сопереживание. Все герои из числа подростков, которые показаны в фильмы – не хорошие и не плохие. Поступки, которые они совершают, обусловлены отсутствием воспитания, как от родителей, так и от государства. Вместе с тем, именно чредой узнаваемых, ярких образов беспризорников как раз и запоминается фильм. Их неидеальность является залогом того, что персонажи получились очень «живыми», за развитием их характеров очень интересно наблюдать. Вопросы: Кто из персонажей вам запомнился больше всего? Почему? Какие чувства он у вас вызывает? В чертах какого из персонажей вы узнали себя? Какие из поступков персонажей вызывают раздражение? Почему? Может ли человек одновременно проявлять как с положительной, так и с отрицательной стороны? Можно ли про кого-то сказать, что он совершает исключительно правильные и положительные поступки? Представьте мир, в котором бы вас окружали исключительно положительные, идеальные люди. Как бы вы себя чувствовали? Хотелось бы вам жить в таком мире?   Тема: Дисциплина. Воспитание. Герои выросли в отсутствие необходимого внимания, как со стороны государства, так и родителей. Их жизнь и поведение представляет из себя первобытный хаос, поскольку вчерашним беспризорникам не знакомо понятие дисциплины, которая помогает навести порядок. Воспитание, которое они получают в школе, путем различных проб и ошибок помогает героям заинтересоваться и принять новые для себя ценности – дисциплина, взаимопомощь, ответственность за себя и других. Вопросы:Зачем нужна дисциплина? Почему без понимания необходимости дисциплины нам было бы сложно строить свою жизнь? Какие навыки самодисциплины мы проявляем в своей обычной жизни? Почему беспризорники на первых парах игнорируют попытки учителей привить дисциплину? Какие способы воспитания используют учителя? Какие из них «сработали» и почему? Что отличает показанные в фильме сообщества пионеров и шкидовцев? Почему в конце фильма Викнисор легализует подпольную организацию беспризорников?
18. Друг мой, Колька! Интересные факты: советский фильм, поднимающий тему бессмысленного формализма, стал моментально популярен. В фильме приняли участие известные актеры Юрий Никулин, Савелий Краморов, Антонина Дмитриева. Актеры очень тонко раскрыли тему о воспитании детей. Поскольку среди героев были в основном дети, приходилось проводить кастинги в школах и отсматривать сотни претендентов.  Главного героя сыграл Александр Кобозев, которому было 16 лет, и он с самого детства мечтал стать актером. Но его мать была категорически против, однако, согласилась на съемки из-за высокого гонорара. Так мечта подростка стать настоящим актером воплотилась в жизнь. В массовке, играя одного из школьников, засветился Никита Михалков, но его имя не попало в титры. Из-за снежной погоды осенью съемки из Москвы пришлось перенести в Крым. Автором песен к кинофильму выступил Булат Окуджава. Тема: Индивидуальность и коллектив Фильм поднимает вопрос баланса коллективных целей и индивидуальности личности, которая по каким-либо причинам может не вписываться в общую картину. Главный герой фильма как раз представляет такую яркую индивидуальность, которой сложно жить в гармонии с устаревшими шаблонами воспитания в школе, где директор потворствует только своим «подхалимам». Вместо поощрения интересов Коли, руководитель подвергает его регулярным порицаниям, что заставляет парня искать понимания в среде уличных хулиганов. Подход к мальчику удается найти новому вожатому Сергею, который сумел увлечь Колю автомобилями и помог ему отстоять свои интересы в школе. Вопросы: Какие порядки царят в школе? Чем выделяются Коля и его друзья на общем фоне? Зачем Коля организовывает тайное общество? Как порядки, царящие в школе, толкают мальчика на самоисключение из коллектива? Директор и учителя считают Колю хулиганом. Какой он есть на самом деле? В чем могли бы раскрыться таланты Коли? Тема: Учитель и ученик Фильм демонстрирует разные подходы к обучению в школе. Уставшая, по собственным словам, от работы директор пытается мерить всех детей единым поведенческим стандартом «хорошо-плохо», не пытается увидеть в каждом ребенке отдельный мир, личность. В то время как новый вожатый вовлекает детей в интересные дела, общается с ними, обсуждает трудности. Вопросы: Как общается с детьми директор школы, какого поведения требует? Интересна ли директору школы ее работа, ученики? Как новому вожатому удается найти подход к ребятам? Что он для этого делает? Как меняется Коля благодаря общению с новым вожатым? Тема: Достижения. Успешность. Порядки, сложившиеся в школе, вынуждают учеников следовать определенным шаблонам и понятиям директора и учителей о том, что такое «хорошо» и «плохо». Такой формальный, поверхностный подход приводит к появлению «устроенцев» и подхалимов, которые, оправдывая ожидания директора, достигают высокого положения в школьной иерархии. Вопросы: Как вы думаете, кто имеет шанс больше достичь в жизни: сын председателя родительского комитета, стремящийся оправдывать интересы мамы и директора школы или Коля, который искренне заинтересовался автомобильным делом? Как искренний интерес к делу влияет науспех в жизни? Можно ли достичь успеха, угождая и подстраиваясь под интересы и желания других людей? Будет ли такой успех долгосрочным?
19. Салют-7 Интересные факты: российская драма, вышедшая на экраны в 2017 году, но повествующая о реальном событии 1985 года, когда ситуация на космической станции «Салют-7» вышла из - под контроля. Это были первые российские съемки, которые имитировали открытый космос, поэтому была проделана огромная подготовительная работа. Художественному фильму предшествовал документальный хронометражем 18 минут, который и стал основой для съемок. Режиссер старался снять максимально реалистично. Вызывали споры многие факты, в том числе и костюмы актеров. Но вязаные шапки – эта была реальная деталь, которая спасла жизнь космонавтам во время обледенения станции. Тема: Интересы личности. Интересы государства Фильм показывает как частную жизнь героев-космонавтов, так и события, которые разворачиваются на международной космической арене и затрагивают внешнеполитическое противостояние государств. Герои поступаются личной жизнью в государственных интересах. Вопросы: Расскажите о главных героях фильма. Что мы узнаем о их биографии, личной жизни. Как герои относятся к своей профессии? Можно ли сказать, что герои ставят интересы развития науки выше личной жизни? Выбрали бы вы для себя такой путь? Что движет героями: желание славы, заработка, интерес к науке, желание спасти людей, чувство долга?   Тема: Опасность научно-технического прогресса В фильме показано, как гонка технологий может привести к необратимым для человечества последствиям (падение станции на землю). Хрупкость созданного человека перед силами природы. Вопросы: Зачем государству необходимо развивать науку и технику? В каком случае стоит остановить этот прогресс? Как гонка технологий может поставить под угрозу жизнь людей? Объясните на примере сюжета фильма.   Тема: Нравственный выбор. Сила духа. По ходу развития сюжета героям приходится совершать сложные нравственные выборы. Спастись, улетев на Землю в одиночку, или использовать последний шанс, чтобы выжить вдвоем? Принимая решения по таким непростым вопросам, герои проявляют свои лучшие качества. Вопросы: Как вы оцениваете действия руководителей операции? Какие сложные выборы им приходится делать? Почему Федоров без спора принимает к исполнению решение командования о том, что на Землю может вернуться только один? Почему Алехин не смог согласиться с решением Федорова отправить его на Землю в одиночку? Какие ценности он ставит выше, чем собственная безопасность и желание вернуться домой? Какие чувства вы испытывали при просмотре этого эпизода? Ставили ли себя на место героев? Как героям удалось починить солнечные батареи? В чем смысл высказывания: «иногда важно просто верить»?
20. Т-34 Интересные факты: историческая драма, которая вышла на экран в 2019 году, основанная на реально истории военного танкиста, сбежавшего из немецкого плена на танке. Съемки проходили в России и Чехии, для них были построены более 25 масштабных декораций, в том числе и деревня, военный полигон, железнодорожная станция. Также для съемок восстановили настоящий танк Т-34. Остальные машины - копии, которые были на ходу, боевой вид им придали с помощью компьютерной графики. Все сцены внутри танков снимались действительно в кабинах боевых машин, и кроме актеров там размещались и 5 камер. Поэтому актеры сами поправляли свет, делали себе грим. Порой съемки в таком режиме занимали 12 часов подряд. Тема: Стойкость. Вера в идеалы. Преодоление. В фильме рассказывается история курсанта Ивушкина, который оказался не сломлен фашистским пленом и сумел выбраться на свободу даже в критической и, казалось бы, безвыходной ситуации. Вопросы: Какие качества помогают курсанту Ивушкину пережить фашистский плен? Какую роль в этом играют его друзья и появившаяся в плену любовь? В какие идеалы верит главный герой? Как он относится к врагам? Какую стратегию поведения избирает? Говорят, что сильная вера в свое желание помогает свершиться невозможному. Верно ли это утверждение в отношении главного героя фильма?   Тема: Человек и машина Большое внимание в фильме уделено взаимодействию человека и военной техники, устройство которой досконально изучила съемочная группа. Привычно полагать, что в бою может выиграть тот, за кем техническое превосходство. Однако Победа Ивушкина – это прежде всего торжество человеческой воли и духа, в котором машина выступает инструментом. Вопросы: Какую роль в победе Ивушкина и его боевых товарищей сыграл танк Т-34? Можно ли сказать, что победа досталась нашим солдатам, потому что танк Т-34 был технически совершенней, чем техника немецких захватчиков? Почему немецкий командир проиграл последний бой на мосту? Что есть у Ивушкина и чего нет у его оппонента?
21. Неуловимые мстители Интересные факты: один из первых советских вестернов. Фильм сняли в короткий срок – всего за полгода. Для съемок были проработаны десятки сложнейших трюков. Режиссером выступил Эдмонд Кеосоян. Само название родилось во время съемок. Актеров не стали искать во ВГИКе, так как по задумке сценариста героям должно было быть 13-15 лет. Актеров обучили всем трюкам, они научились и прыгать, и стрелять, и плавать. Студийные эпизоды снимали на Мосфильме, а выездные в Херсонской области. Для съемок сцены с горящим мостом понадобилось два моста, чтобы проверить время горения и обезопасить участников съемки. Успех картины обусловил выход еще двух частей. Тема: «Человеческое лицо» исторических событий. Наши ровесники во времена гражданской войны. Фильм снискал огромную популярность благодаря ярким, харизматичным образам главных героев. Их принципиальности, отваге и смелости хочется подражать и сегодня. Благодаря таким «объемным» образам возникает интерес к самой исторической эпохе, которая становится более понятной за счет героев, особого юмора фильма и запоминающегося музыкального сопровождения. Вопросы: Какой герой вам больше всего понравился в фильме и почему? Как бы вы его описали? Чем он вам близок? Смогли совершать те же поступки, что и герои, оказавшись во времена гражданской войны? Какие цитаты героев вам запомнились? Как музыка в фильме помогает сопереживать героям?   Тема: «Один в поле не воин»: ценность дружбы и ее отражение в фильме Все свои спецоперации «неуловимые» проводят исключительно вместе, у каждого из них своя, гармоничная роль, без которой успех был бы невозможен. Вопросы: Какие основные качества вы можете выделить у каждого из героев? В чем роль каждого из них? Что их объединяет? Как герои взаимодополняют друг друга? Приведите примеры из фильма. Как вы думаете, решился ли бы кто-то из героев бороться с врагом в одиночку? Если да, то почему?   Тема: Дети и подростки на войне Герои фильма исключительно яркие личности. Однако дети на войне должны быть скорее исключением. Вопросы: Как вы думаете, почему герои, несмотря на юный возраст, решились противостоять взрослым врагам? Что ими двигало? Герои фильма обладают особыми талантами. Как вы думаете, кем бы могли стать герои в мирное время? С кем из них вам бы хотелось повстречаться? Чему бы вы хотели научиться у героев фильма?
22. Союз спасения Интересные факты: современный российский фильм, основанный на реальных исторических событиях 1985 года, когда произошло восстание декабристов. Союз спасение – это также название реальной организации. Для подготовки к съемкам использовали разные материалы: картины, стихи, научные документы. Фильм сопровождали консультанты. Съемки проходили в Санкт-Петербурге в реальных местах, но многое пришлось дорисовывать с помощью компьютерной графики. Для воссоздания максимальной реалистичности использовались специальные камеры, которые осуществляли съемки с воздуха. Тема: Идеи. Одержимость Члены «Союза спасения» показанные в фильме, настолько увлечены своими идеями, что становятся буквально одержимы и готовы пойти на любые действия ради их осуществления, не прислушиваясь к сторонним мнениям. Вопросы:Какие привлекательные черты можно отметить в характерах лидеров декабристского движения? Какие необходимые для того времени реформы они хотели провести? Почему лидеры «Союза» считали силовой метод единственно возможным? Как характеры героев повлияли на характер выбранного ими метода решения своих задач? Как близкие героев оценивают их деятельность? Задумываются ли герои о риске для своих близких? В какой момент их желание осуществить задуманное перерастает в одержимость? Можно ли было действовать другим путем? Каким? Тема: Ценность человеческой жизни Вопрос ценности человеческой жизни, и возможности жертв во имя осуществления идеалов очень остро встает в фильме. Декабристы инициируют силовые действия, тем самым невольно подведя под гибель себя и многих других людей. Вопросы: Как готовность пойти на жертвы искажает гуманистический смысл идей членов «Союза»? Возможно ли построить свободное государство ценой жизней сотен людей? Как думаете, пожалели ли герои в конце фильма о том, что пошли на силовые действия?
23. «Чучело» Интересные факты: сценарий написал Владимир Железников по мотивам событий жизни своей племянницы. Но тема жестокости не была поддержана, поэтому автору пришлось переписать сценарий и опубликовать повесть в журнале. Повесть прочитал режиссер Ролан Быков и смог уладить сложности с Госкино, начав съемки фильма. На роль Лены режиссер отсмотрел более 10.000 девочек со всей страны. И в итоге выбрал Кристину Орбакайте. Ролан Быков снял в фильме всю свою семью. Натурные съемки проходили в Твери. На съемках Кристина Орбакайте сломала руку и забирать ее приехала мама – Алла Пугачева, но девочка отказалась уезжать со съемочной площадки. Педагоги долго не принимали фильм, так как не могли поверить в существование подобной жестокости. И только спустя годы кино стало культовым, в том числе и по мнению зарубежных критиков.   Тема справедливости и жестокости В фильме дети отстаивают свое понятие справедливости, которое заключается для них в том, что виновный должен быть наказан. Также ведут себя и взрослые. Вопросы: Почему дети так жестоко наказывали Лену, мстили ей? Чем Васильев отличался от других и заступился? В чем проявлялась их жестокость в начале и конце фильма? Заслужила ли Лена такое отношение? Что такое справедливость по сюжету фильма и как вы ее понимаете? Были ли справедливы дети и взрослые, отстаивая свое мнение? Кто из персонажей вам ближе и почему? Кто несет ответственность за последствия своих поступков? Были ли у героев другие варианты поведения в данной ситуации и как бы поступили вы?   Тема: я и другие В группе есть четкие понятия – ты или член группы, или предатель. И должен выполнять все ее требования и принципы.  Перед героями фильма встает выбор: быть преданным группе или предателем?   Вопросы для обсуждения: Что значит быть членом группы и какие правила в данном классе? Кто из героев смог остаться верен своим идеалам и не поддержал поведение класса? Кто из класса принадлежит группе, а кто нет, и по каким моментам в поведении это можно понять? Тема: дружба и предательство Вопросы для обсуждения: Кого вы можете назвать настоящим другом Лены и почему? Кого связывала настоящая дружба и как вы это поняли? Кто претворялся другом? Как Лена переживала предательство Димы? Является ли молчание предательством?   Тема: взросление, ответственность, выбор За время фильма Лена взрослеет и меняется. Все, что она переживает за это время, позволяет ей сделать выбор, нести ответственность за свои идеалы и решения. Вопросы для обсуждения: Как изменилась Лена в течение фильма и как можно понять, что она повзрослела? Какие поступки и слова свидетельствуют об этом? Что значит фраза Лениного дедушки: «Она личность»? Что вы можете сказать об изменениях других героев на протяжении фильма? Какие поступки и поведение говорят о взрослении? И что значит для вас быть взрослым?   Тема: Прощение Прощение, милосердии и их антипод – предательство. Лена прощает класс и Диму, дедушка прощает класс и сам город за несправедливость. Класс наоборот не прощает предательства.   Вопросы для обсуждения: Что значит простить человека и надо ли прощать? Кто из героев фильма простил, а кто нет и за что? Как вы это поняли? Есть то, за что нельзя простить или можно простить за все? Стоит ли затаить обиду или нужно простить обидчика? И что получает тот, кто прощает?
24. Легенда №17 Интересные факты: Сюжет фильма рассказывает историю сборной СССР по хоккею. Съемки проходили в России, Белоруссии и Испании 74 дня. Для съемок не требовалось строительство новых объектов, стадионы и арены подошли в существующем виде, а вот аэропорт снимали в помещении Детского дворца творчества на Воробьевых горах в Москве. В сцене с быками участвовали настоящие животные, во время съемок боевой бык разносил все на своем пути, поэтому пришлось соорудить тройные ограждения по всем местам съемки. Для съемки некоторых эпизодов использовали до 10 камер одновременно. Для большего реализма фильм снимали на разные пленки, начиная от 16 миллиметровой и заканчивая цифровой. В съемках принимали участие и настоящие родственники Харламова. Тема: Путь к успеху Путь Валерия Харламова к мировому признанию нельзя назвать легким. Он полон разочарований и падений, но только сила духа и стремление героя на мути к мечте помогли ему оказаться на вершине. Вопросы: Каков путь Валерия Харламова на пути к славе? Есть ли место гордыне в спорте и командной игре? Кто оказал наибольшее влияние на процесс становления легендарного хоккеиста?   Тема: Сила характера человека В фильме показан нелегкий жизненный путь выдающегося хоккеиста, который не боялся бросить вызов самому себе и не искал легких путей, чтобы приблизиться к мечте. Вопросы: Как выбор главного героя в сторону предательства тренера мог отразиться на его судьбе? Можно ли назвать стиль тренерства Анатолия Тарасова неоправданно жестким? Что помогло Валерию Харламову восстановиться после серьезной травмы ноги и снова выйти на лед?   Тема: Сила любви и дружбы Вопросы: Линии любви и дружбы не занимают главенствующие позиции в фильме, но помогают сполна отобразить все трудность становления характера настоящего чемпиона. Какова роль дружбы в становлении Валерия Харламова? Как любовь Ирины Смирновой помогает главному герою в трудные моменты?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: