Глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого. (человек, личность)

Методика «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд)

1) Человек +

2) Личность +

3) Муж +

4) Студент +

5) Активист +

6) Помощник настоятеля +

7) Сын +

8) Гражданин+

9) Повар +

10) Алтарник +

11) Зять+

12) Прихожанин+

13) Верующий+

14) Пользователь?

15) Клиент+

16) Пытающийся, но никак не начавший работать над собой ±

17) Путешественник+

18) Зожник+

19) Болящий -

20) Житель?

Обработка результатов:

(+) – 80%

(-) – 5 %

(±) – 5 %

(?) – 10 %

 

Испытуемый дал общее количество ответов быстрее, чем за 12 мин. Это может свидетельствовать о развитой способности к рефлексии и анализу.

Анализируя полученные результаты в соотношении (+) и (-) (80% и 5%) можно считать, что самооценка необъективна. Возможно испытуемый что-то не принимает в себе или не осознает. Практически отсутствует значение (±), что может говорить об эмоциональной нестабильности и полярности (либо чёрное, либо белое, третьего не дано). Возможно, респонденту присущи перепады настроения. Небольшое количество значений (?) говорит о гибкости испытуемого, о возможности адаптации к переменам.

В ответах респондента можно заметить прямые обозначения мужского пола. В основном (75% от общего числа ответов) ответы относятся к категории косвенные обозначение гендерной идентичности (Муж, Студент, Активист, Сын). Это говорит о том, что испытуемый понимает о специфику полоролевого поведения. В целом все описанные категории носят окраску, свойственную мужскому полу. 

Все ответы испытуемого, за исключением одного указаны в настоящем времени. Можно предположить, что испытуемый живёт здесь и сейчас, но не забывает думать о перспективах.

Подавляющее большинство ответов – это социальные роли. Главной потребностью являются социальные (межличностные) потребности, то есть быть причастным той или иной группе людей и быть значимым в ней.

Важную роль для испытуемого имеет семейная сфера (муж, сын, зять) и сфера религии (Помощник настоятеля, Алтарник, Прихожанин, Верующий). Также данные ответы можно отнести к сфере деятельности. Отсюда следует, что деятельстная сфера играет важную для испытуемого.

Этническая сфера не была затронута испытуемым, лишь государственная принадлежность (гражданин).

Психолингвистический анализ показал следующее: все ответы испытуемой составляют 28 слов, из них 71.4% - существительные, 7,2% деепричастие, 3,6%- глагол, служебные части речи – 10,7%, 3,6%- наречие, 3,6%- местоимение. Преобладание в ответах существительных может говорить о педантичности испытуемого, также ригидность, фиксация на своем состоянии и нарушение временной перспективы.

Анализ идентификационных характеристик предполагает анализ ответов исходя их следующих категорий:

I. «Социальное Я» включает 7 показателей:

1. прямое обозначение пола;

2. сексуальная роль;

3. учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, активист, алтарник, помощник настоятеля);

4. семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (муж, сын, зять);

5. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство и локальную, местную идентичность (гражданин, житель);

6. мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (верующий, прихожанин);

Групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (активист, прихожанин).

II. «Коммуникативное Я»:

1. Дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей.

2. Общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми.

III. «Материальное Я»:

1. Описание своей собственности.

2. Оценка своей обеспеченности, отношение к материальным благам.

Отношение к внешней среде (клиент, пользователь).

IV. «Физическое Я»:

1. Субъективное описание своих физических данных, внешности.

Фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (Зожник, болящий).

3. Пристрастия в еде, вредные привычки.

V. «Деятельное Я»:

Занятия, деятельность, интересы, увлечения (повар, путешественник); опыт.

Самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений (пытающийся, но никак не начавший работать над собой.).

VI. «Перспективное Я»:

1. Профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой.

2. Семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом.

3. Групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью.

4. Коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.

5. Материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой.

6. Физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными.

Деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями и достижением определенных результатов. (Пытающийся, но никак не начавший работать над собой)

8. Персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т.п.

9. Оценка стремлений (человек, стремящийся помогать близким).

VII. «Рефлексивное Я»:

1. Персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения, персональные характеристики; эмоциональное отношение к себе;

Глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого. (человек, личность)

Таким образом, наиболее употребляемыми и, соответственно, важными для испытуемой являются характеристики, отражающие «деятельное Я» (2/2 аспектов), «физическое Я», «материальное Я» (1/3 аспектов) «социальное Я» (5/7 аспектов), «рефлексивное Я», (1/2 показателей). Меньше всего важны характеристики - «перспективное Я» (1/9 ответов).

Заключение: У испытуемого неадекватная самооценка, возможно он ещё не принял какие-то части себя. Развита способность к рефлексии и анализу; адекватная гендерная идентичность и знание полоролевого распределения. Испытуемый живёт здесь и сейчас, но не забывает думать о перспективах. Главной потребностью являются социальные (межличностные) потребности, то есть быть причастным той или иной группе людей и быть значимым в ней. Также особое место занимает семейная и деятельстная сфера. У респондента присутствует педантичность а, также ригидность, фиксация на своем состоянии и нарушение временной перспективы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: