Методы проектирования вертикальной планировки

Составление плана организации рельефа ведется на проекте планировки и застройки с использованием плана "красных" линий, на которые выносятся все исходные данные со схемы вертикальной планировки.

В зависимости от местных условий и вида поверхности, проектирование вертикальной планировки выполняют методом проектных горизонталей, проектных отметок, профилей или комбинацией этих методов [3, 4, 6].

Метод проектных горизонталей позволяет наиболее полно отразить проектируемый рельеф и произвести планировку на всей территории с одинаковой степенью точности, что особенно важно при незначительных уклонах местности. Сущность метода состоит в том, что на план с геодезической подосновой, где показан фактический рельеф в горизонталях и нанесены все проектные решения в плане, наносят горизонтали, отображающие проектный рельеф. В зависимости от рельефа и масштаба составляемого плана, высоту сечения проектных горизонталей устанавливают равной 0.1; 0.2; 0.5 м. Преимуществом данного метода является совмещение горизонтального и вертикального решений, что обеспечивает наглядность проектного документа и упрощает подготовку и производство геодезических разбивочных и строительных работ.

Метод профилей применяется при вертикальной планировке проездов, улиц, дорог или площадок. По результатам полевых геодезических работ составляют продольные и поперечные профили через 20, 40 или 100 м, в зависимости от стадии проектирования и характера рельефа. Продольные профили следует проектировать в тех же масштабах, что и рабочие чертежи, принимая для большей точности графических построений вертикальный масштаб в 10 раз больше горизонтального. Поперечные профили строят в масштабе 1: 200 с учетом соотношения горизонтального и вертикального масштабов как 1: 10. Этот метод недостаточно нагляден и требует большого объема графических работ, поэтому он используется для частичного решения вертикальной планировки.

В дальнейшем применяются другие методы.

Метод проектных отметок заключается в изображении преобразованного рельефа в виде системы точек с подписанными на них красными и рабочими отметками. Такой способ применяется в случаях слабо выраженного проектного рельефа, т. е. тогда, когда изображение проектной поверхности проектными горизонталями становится недостаточно наглядным.

Комбинированный метод проектирования вертикальной планировки одновременно использует методы проектных горизонталей и отметок. Методом отметок проектируют опорные или характерные точки, отметки которых должны быть сохранены в процессе дальнейшего преобразования рельефа, выполняемого методом проектных горизонталей.

 

1.4. Основные понятия и требования нормативных документов при составлении проекта организации рельефа жилого квартала

Городская территория квартала жилой застройки условно делится на следующие составные части (рис. 1):

- улица (проезжая часть, газон, тротуар);
- перекресток;
- проектируемые здания;
- внутриквартальные проезды.

Рис. 1. Схема квартала:

1 - проезжая часть улицы; 2 - газон; 3 - тротуар; 4 - перекрёсток; 5 - проектируемые здания; 6 - внутриквартальные проезды

Улицей считается часть территории населенного пункта, ограниченная "красными" линиями и предназначенная для движения транспорта и пешеходов. По обеим сторонам улицы вдоль "красной" линии размещается застройка.

В зависимости от назначения, характера и величины движения, улицы подразделяют на магистральные и жилые. В группе магистральных улиц выде-ляют улицы общегородского значения (ширина в пределах "красных" линий - 60 м) и районного значения (ширина 35 м). Ширину жилых улиц принимают в зависимости от застройки:

- при многоэтажной застройке - 25 м;
- при одноэтажной застройке - 15 м.

Ширину проезжей части улиц и дорог следует устанавливать по расчету в за-висимости от интенсивности движения, но не менее чем предусмотрено в табл. 1 [2].

Таблица 1

Ширина проезжей части улиц и дорог

Категории улиц и дорог

Ширина одной полосы движения, м

Число полос движения проезжей части в обоих направлениях

Ширина предохранительной полосы между проезжей частью и бортовым камнем, м

наименьшее с учетом резерва
1. Скоростные дороги 3,75 6 8 1
2. Магистральные улицы и дороги        
- общегородского значения:          
непрерывного движения 3,75 6 8 0,75
регулируемого движения 3,75 4 6 0,50
- районного значения: 3,75 4 6 -
в том числе дороги грузового движения 3,75 2 4 -
3. Улицы и дороги местного значения:        
- жилые улицы 3,00 2 4 -
- дороги промышленных и коммунально-складских районов 3,75 2 4 -
- поселковые улицы 3,5 2 2 -

Наибольшие продольные уклоны и наименьшие радиусы кривых в плане по оси проезжей части улиц и дорог принимают согласно табл. 2.

Наименьшие продольные уклоны по лоткам проезжей части для асфальтобетонных и цементных покрытий следует принимать больше 4‰, для капитальных покрытий - не менее 5‰.

На горизонтальных кривых малого радиуса (правые повороты на съездах и примыканиях, у перекрестков и перед площадями) наибольшие продольные уклоны следует уменьшать при радиусе R = 50 м на 10%.

При проектировании проектной линии продольного профиля необходимо стремиться к выполнению следующих условий: соблюдение допустимых уклонов улиц в соответствии с их категорией; сокращение объемов земляных работ; сохранение в допустимых пределах глубин заложения подземных коммуникаций.

Переломы продольного профиля для обеспечения плавности и безопасности движения смягчаются вертикальными кривыми, как выпуклыми, так и вогнутыми (табл. 2).

Для обеспечения доступа воды к лоткам проезжей части, стекающей с окружающей территории, их отметки должны быть ниже отметок окружающих территорий. Исключение могут составлять проезжие части городских скоростных дорог и транзитные проезды магистральных улиц, где поверхность проезжих частей может решаться независимо от окружающей территории, а функции водоотвода в таких случаях выполняют местные проезды. Для отвода вод в поперечном сечении наиболее благоприятна поверхность параболической формы: уклоны постепенно нарастают от оси и максимально увеличиваются у лотка, ограниченного с одной стороны бортовым камнем.

При наличии на улице разделительной полосы, трамвайных путей, бульваров, разделенные проезжие части могут представлять односкатную поверхность с поперечным уклоном в сторону бортового камня.

Односкатный профиль могут также иметь неширокие местные и внутриквартальные проезды.

Таблица 2

Некоторые нормативы проектирования продольных профилей улиц

Категории улиц и дорог

Наибольшие продольные уклоны, ‰

Наименьшие радиусы кривых в плане, м

Наименьшие радиусы вертикальных кривых, м

Алгебраическая разность уклонов, ‰

выпуклых вогнутых
1. Скоростные дороги 40 600 10000 2000 5 и более
2. Магистральные улицы и дороги          
- общегородского значения:          
непрерывного движения 50 400 6000 1500 7 и более
регулируемого движения 50 400 6000 1500 7 и более
- районного значения: 60 250 4000 1000 10 и более
в том числе дороги грузового движения 40 400 6000 1500 7 и более
3. Улицы и дороги местного значения:          
- жилые улицы 80 125 2000 500 15 и более
- дороги промышленных и коммунально-складских районов 60 125 2000 500 15 и более
- пешеходные улицы 40 - 2000 500 15 и более
- поселковые улицы 70 60 2000 500 15 и более
- проезды 80 30 2000 500 15 и более

Поперечные уклоны магистральных улиц не должны превышать 4‰, а на перекрестках - 2‰. Изменение уклонов должно происходить на расстоянии не менее 50 м от "красной" поперечной линии.

Для обеспечения безопасности движения пешеходов тротуары устраиваются выше проезжей части на 10 - 18 см. Продольный уклон тротуаров не должен превышать 60┴. Ширину тротуаров следует устанавливать с учетом категории и назначения улиц и дорог кратной 0,75 м.

Тротуары рекомендуется отделять от проезжей части полосами зеленых насаждений - газонами, в которых размещают мачты и опоры контактной сети, деревья. Они служат также и для возможного сбора снега, убираемого с проезжей части и тротуаров. Ширину полос зеленых насаждений следует принимать не менее, чем указано в табл. 3.

Таблица 3 Ширина полос зеленых насаждений Полосы насаждения Наименьшая ширина полосы, м
Газон с рядовой посадкой деревьев или деревьев в одном ряду с кустарниками:  
однорядная посадка 2
двухрядная 5
Газон с однорядной посадкой кустарников:  
высоких (1.8 м) 1.2
средних размеров (1.2 - 1.8 м) 1
низких (до 1.2 м) 0.8
Газон с групповой или куртинной посадкой:  
деревьев 4.5
кустарников 3.0
Газон 1.0

2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛЬЕФА КВАРТАЛА ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ

Составление плана организации рельефа (ПОР) квартала жилой застройки осуществляется в следующей последовательности:

- вертикальная планировка проездов;
- вертикальная планировка перекрестков;
- вертикальная планировка внутриквартальной территории.

2.1. Составление плана организации рельефа по проездам

Исходными данными для составления плана организации рельефа по проездам служат:

1) план улиц с границами проезжей части, газона и тротуара (рис. 2); продольный уклон улицы;
2) поперечные профили улиц с указанием ширины проезжей части, газонов, тротуаров (bул., bгаз., bтр .) и их уклонов (iпоп. ул., iпоп. газ., iпоп.тр .) (рис. 3);
3) проектные отметки перекрестков построенной улицы (если есть по условию задания).

Продольный уклон улицы берется с продольного профиля, порядок построения которого рассмотрен в прил. 2 - 5.

Рассмотрим теоретические основы расчета положения проектных горизонталей по улице (рис. 2).

Местоположение проектных горизонталей на проезжей части улицы, газоне и тротуарах определяется в следующей последовательности.

1. Определяют расположение горизонталей по оси улицы, расстояние между горизонталями вычисляют по формуле:

(1)

где h - высота сечения проектного рельефа.

Если проектные отметки перекрестков не кратны высоте сечения проектного рельефа h, то вычисляют расстояния а и b до ближайших горизонталей от перекрестков (см. рис. 2):

(2)

где Нa и Нb - отметки ближайших к перекресткам А и В горизонталей.

Откладывая расстояния а, b, d с учетом выбранного сечения природного рельефа h, получают положение проектных горизонталей по оси улицы.


Рис. 2. План улицы:

Нпр.А - проектная отметка; - перекресток;
Нф.А - фактическая отметка; iпрод. ул. - продольный уклон улицы;
- уклоноуказатель; - направлений секущей плоскости


Рис. 3. Разрез I-I

2. Вычисляют смещение горизонтали по линии бордюра у отметки дна лотка (lл) (см. рис. 2), которое возникает за счет поперечного уклона улицы и направлено в сторону, противоположную продольному уклону улицы

(3)

3. Находят смещение горизонтали по линии бордюра у отметки верха бордюрного камня, горизонталь будет иметь смещение в сторону продольного уклона улицы (см. рис. 2)

(4)

где hб - высота бордюрного камня.

4. Определяют смещение горизонтали на границе газона и тротуара lг, которое возникает вследствие поперечного уклона газона и направлено в сторону продольного уклона улицы (см. рис. 2)

(5)

5. Вычисляют смещение проектной горизонтали по "красной" линии, которое возникает вследствие поперечного уклона газона и направлено в сторону продольного уклона улицы (см. рис. 2)

(6)

Соединяя полученные точки (см. рис. 2), получим проектную горизонталь на левой стороне улицы. Остальные горизонтали по проезжей части проводят параллельно построенной на расстоянии d друг от друга через точки, полученные при градуировании оси улицы. Проектные горизонтали на газоне и тротуаре проводят также параллельно построенной через точки, получаемые отложением смещения lб от лотка.

На правой стороне улицы горизонтали пройдут симметрично относительно ее оси.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: