Требования к организации профилактики

основанной на принципе «Не навреди!»

Можно констатировать, что преобладающей моделью профилактики в большинстве случаев остается модель «запугивания», основанная на формировании представлений о негативных последствиях деструктивного поведения, и показавшая свою несостоятельность в случае с подростковой аудиторией. Если детей дошкольного и младшего школьного возраста еще можно впечатлить пугающей информацией о последствиях алкоголизма, наркомании и табакокурения, то подростки:

- обладают возрастным негативизмом и протестными реакциями, когда любое «нет» перерастает в «да» под влиянием желания противостоять ограничениям;

- приобрели «иммунитет от пугалок» со стороны взрослых, поскольку получали от них в раннем детстве угрозы от «бабаек» до «никогда больше не пойдешь на улицу», которые не сбывались;

- не верят информации, получаемой от взрослых, которая часто подается в категоричной форме («все наркоманы быстро умирают» – а у него есть знакомый, который является наркоманом уже 14 лет, и рок-звезды не стесняются говорить в интервью, что «это было, но я соскочил»; «курение смертельно» – а он видит вокруг сотни курильщиков, которых трудно принять за самоубийц; «алкоголь исключительно вреден» – а в Интернете он находит информацию о пользе красного вина и пр.). Таким образом, у подростков появляется мнение, что взрослые преувеличивают, что взгляды взрослых устарели, не соответствуют действительности и т.д.;

- личностная ценность здоровья у детей и подростков еще недостаточно сформирована, они еще не осознают здоровье как обязательное условие для достижения жизненного успеха, самореализации, не могут прогнозировать возможные последствия своего поведения для здоровья. Если взрослые воспринимают знания о болезнях, страданиях и т.п. вполне предметно, как знакомые с несчастьями своей или чужой жизни, то для детей все это пока нечто отвлеченное и далекое;

- у детей и подростков «страшное» может вызывать повышенный интерес, быть привлекательным.

 

Следовательно, в работе с подростками (к которым мы относим лиц от 12 лет до 21 года) должна использоваться не модель «запугивания», а другие известные в мировой практике модели:

- «валеологическая» (формирование ценностного отношения к здоровью);

- «поведенческая» (формирование навыков безопасного поведения в ситуациях риска);

- «личностно-ориентированная», позволяющая снизить риск зависимости за счет развития личностных свойств и качеств.

 

По мнению психологов и специалистов в области профилактики аддиктивного поведения, именно им следует отдавать предпочтение, а в методах профилактики – позитивным установкам, праву ребенка на информационную безопасность, избегая прямой демонстрации объекта зависимости. Целью «позитивной профилактики» является «воспитание нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения».

Создатели профилактических программ, основанных на «поведенческой» модели, опираются на формы и средства формирования жизненных навыков. За рубежом имеют хорошую репутацию программы формирования жизненных навыков (ФЖН) – обучение здоровому стилю жизни и навыкам сопротивления приобщению к ПАВ. Они опубликованы и в России. Задачи таких программ:

- способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;

- обучить детей методам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;

- формировать у детей психосоциальные и психогигиенические навыки эффективного общения, сопротивления негативному влиянию сверстников, управления эмоциями, в том числе в состоянии стресса;

- сформировать установку на ведение здорового образа жизни;

- повысить самооценку.

Учеными выявлены личностные характеристики, позволяющие противостоять зависимости: адекватная самооценка, мотивация достижения успеха, высокий уровень стрессоустойчивости, оптимизм, чувство юмора, уверенность в себе, ответственность, критичность, способность отстаивать свою точку зрения; умения: различать ситуации опасности, сказать «нет», справляться с плохим настроением, находить решения проблем; наличие навыков конструктивного межличностного взаимодействия, принятия решений, саморегуляции, поиска и оказания поддержки.

Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики производится с учетом:

- возраста: с выделением возрастных групп старшего дошкольного возраста (5–6 лет), младшего школьного (7–10), среднего школьного (11–14 лет), старшего подросткового (15–16 лет), юношеского возраста (17–18 лет) и молодежи (от 18 лет);

- степени вовлеченности в ситуацию употребления (с выделением детско-подростковых и молодежных групп, не вовлеченных в данную ситуацию, но относящихся к группе риска).

В упомянутой «Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» «группа риска злоупотребления психоактивными веществами» определяется как группа детей, подростков и молодежи, выделенная на основании набора социально-демографических, личностных, психологических и соматофизических признаков, характеризующаяся установками на систематическое употребление алкоголя, наркотических средств и иных ПАВ с высокой вероятностью развития болезненных форм зависимости.

К ней относятся дети и молодые люди:

- лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства;

- экспериментирующие с пробами алкогольсодержащих средств, наркотических веществ и различных ПАВ;

- имеющие проблемы в возрастном психическом развитии и поведении, обусловленные отклонениями в социализации, сопровождающиеся нервно-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими расстройствами.

Все профилактические мероприятия, проводимые в рамках первичной профилактики употребления курительных смесей детьми и подростками, можно разделить на специфические и неспецифические. Под специфическими понимают работу, в контексте которой имеется явное упоминание психоактивных веществ (например, информация о курительных смесях и последствиях их употребления). Под неспецифическими подразумевают мероприятия, которые явно не упоминают курительные смеси или другие психоактивные вещества, а направлены на гармоничное развитие личности, устойчивой к наркотическим соблазнам.

Безусловный приоритет должен быть за неспецифическими профилактическими мероприятиями. В этой связи необходимо указать на эффективность метода косвенной и скрытой профилактики зависимости в образовательной среде. Сущность метода заключается в том, что при взаимодействии педагога с учащимися должны затрагиваться темы, казалось бы, не имеющие отношения к проблеме зависимости. При косвенном внушении в личности постепенно воспитывается антинаркотическое убеждение, которое препятствует развитию зависимого поведения. Наиболее эффективен такой подход к детям с интактным характером представлений о ПАВ (не вовлеченных в эту проблематику и процесс), к не имеющим опыта контакта с подростками, включенными в среду употребления ПАВ.

 

В случае необходимости проведения специфических мероприятий (при работе с группой риска, или с учащимися, замеченными в употреблении), нужно руководствоваться следующими положениями:

1 Ни в коем случае не следует приводить описание путей получения, изготовления и применения курительных смесей (и других ПАВ), чтобы беседа не стала справочным материалом.

2 При проведении бесед нецелесообразно рассказывать о курительных смесях и других ПАВ, которые практически не встречаются в регионе проживания, т. е. тех, о которых подросток может никогда и не узнать.

3 Исключать при необходимости описания клинической картины состояний, переживаемых под влиянием курительных смесей, использование позитивно воспринимаемых эпитетов, таких как «эйфория», «непередаваемые ощущения», «состояние неизъяснимого блаженства», «состояние особенного покоя», «ощущение всемогущества» и т. п.

4 Исключить ссылки на примеры исторических личностей, политических деятелей, известных артистов, певцов и пр., употреблявших наркотики, даже если приводятся негативные последствия от их приема.

 

Многие темы об употреблении ПАВ, кажущиеся убедительными для взрослых, являются малозначимыми детей, например, угроза возникновения тяжелых соматических заболеваний, рождение неполноценных детей и пр. Малоэффективными также являются аргументы, связанные с тем, что, употребляя токсические вещества, дети и подростки доставляют огорчения родителям или подвергают риску свою будущую жизнь. Такая аргументация упирается в естественный барьер – недоформированность временной составляющей (восприятия перспективы своей жизни) самосознания подростка. Лучше делать акцент на обсуждении того, как отразится возможное приобщение к ПАВ на значимых для подростков факторах: внешности, спортивных достижениях, взаимоотношениях с окружающими и т. д., какие ограничения при выборе профессии это может наложить.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: