основанной на принципе «Не навреди!»
Можно констатировать, что преобладающей моделью профилактики в большинстве случаев остается модель «запугивания», основанная на формировании представлений о негативных последствиях деструктивного поведения, и показавшая свою несостоятельность в случае с подростковой аудиторией. Если детей дошкольного и младшего школьного возраста еще можно впечатлить пугающей информацией о последствиях алкоголизма, наркомании и табакокурения, то подростки:
- обладают возрастным негативизмом и протестными реакциями, когда любое «нет» перерастает в «да» под влиянием желания противостоять ограничениям;
- приобрели «иммунитет от пугалок» со стороны взрослых, поскольку получали от них в раннем детстве угрозы от «бабаек» до «никогда больше не пойдешь на улицу», которые не сбывались;
- не верят информации, получаемой от взрослых, которая часто подается в категоричной форме («все наркоманы быстро умирают» – а у него есть знакомый, который является наркоманом уже 14 лет, и рок-звезды не стесняются говорить в интервью, что «это было, но я соскочил»; «курение смертельно» – а он видит вокруг сотни курильщиков, которых трудно принять за самоубийц; «алкоголь исключительно вреден» – а в Интернете он находит информацию о пользе красного вина и пр.). Таким образом, у подростков появляется мнение, что взрослые преувеличивают, что взгляды взрослых устарели, не соответствуют действительности и т.д.;
|
|
- личностная ценность здоровья у детей и подростков еще недостаточно сформирована, они еще не осознают здоровье как обязательное условие для достижения жизненного успеха, самореализации, не могут прогнозировать возможные последствия своего поведения для здоровья. Если взрослые воспринимают знания о болезнях, страданиях и т.п. вполне предметно, как знакомые с несчастьями своей или чужой жизни, то для детей все это пока нечто отвлеченное и далекое;
- у детей и подростков «страшное» может вызывать повышенный интерес, быть привлекательным.
Следовательно, в работе с подростками (к которым мы относим лиц от 12 лет до 21 года) должна использоваться не модель «запугивания», а другие известные в мировой практике модели:
- «валеологическая» (формирование ценностного отношения к здоровью);
- «поведенческая» (формирование навыков безопасного поведения в ситуациях риска);
- «личностно-ориентированная», позволяющая снизить риск зависимости за счет развития личностных свойств и качеств.
По мнению психологов и специалистов в области профилактики аддиктивного поведения, именно им следует отдавать предпочтение, а в методах профилактики – позитивным установкам, праву ребенка на информационную безопасность, избегая прямой демонстрации объекта зависимости. Целью «позитивной профилактики» является «воспитание нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения».
|
|
Создатели профилактических программ, основанных на «поведенческой» модели, опираются на формы и средства формирования жизненных навыков. За рубежом имеют хорошую репутацию программы формирования жизненных навыков (ФЖН) – обучение здоровому стилю жизни и навыкам сопротивления приобщению к ПАВ. Они опубликованы и в России. Задачи таких программ:
- способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
- обучить детей методам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
- формировать у детей психосоциальные и психогигиенические навыки эффективного общения, сопротивления негативному влиянию сверстников, управления эмоциями, в том числе в состоянии стресса;
- сформировать установку на ведение здорового образа жизни;
- повысить самооценку.
Учеными выявлены личностные характеристики, позволяющие противостоять зависимости: адекватная самооценка, мотивация достижения успеха, высокий уровень стрессоустойчивости, оптимизм, чувство юмора, уверенность в себе, ответственность, критичность, способность отстаивать свою точку зрения; умения: различать ситуации опасности, сказать «нет», справляться с плохим настроением, находить решения проблем; наличие навыков конструктивного межличностного взаимодействия, принятия решений, саморегуляции, поиска и оказания поддержки.
Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики производится с учетом:
- возраста: с выделением возрастных групп старшего дошкольного возраста (5–6 лет), младшего школьного (7–10), среднего школьного (11–14 лет), старшего подросткового (15–16 лет), юношеского возраста (17–18 лет) и молодежи (от 18 лет);
- степени вовлеченности в ситуацию употребления (с выделением детско-подростковых и молодежных групп, не вовлеченных в данную ситуацию, но относящихся к группе риска).
В упомянутой «Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» «группа риска злоупотребления психоактивными веществами» определяется как группа детей, подростков и молодежи, выделенная на основании набора социально-демографических, личностных, психологических и соматофизических признаков, характеризующаяся установками на систематическое употребление алкоголя, наркотических средств и иных ПАВ с высокой вероятностью развития болезненных форм зависимости.
К ней относятся дети и молодые люди:
- лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства;
- экспериментирующие с пробами алкогольсодержащих средств, наркотических веществ и различных ПАВ;
- имеющие проблемы в возрастном психическом развитии и поведении, обусловленные отклонениями в социализации, сопровождающиеся нервно-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими расстройствами.
Все профилактические мероприятия, проводимые в рамках первичной профилактики употребления курительных смесей детьми и подростками, можно разделить на специфические и неспецифические. Под специфическими понимают работу, в контексте которой имеется явное упоминание психоактивных веществ (например, информация о курительных смесях и последствиях их употребления). Под неспецифическими подразумевают мероприятия, которые явно не упоминают курительные смеси или другие психоактивные вещества, а направлены на гармоничное развитие личности, устойчивой к наркотическим соблазнам.
|
|
Безусловный приоритет должен быть за неспецифическими профилактическими мероприятиями. В этой связи необходимо указать на эффективность метода косвенной и скрытой профилактики зависимости в образовательной среде. Сущность метода заключается в том, что при взаимодействии педагога с учащимися должны затрагиваться темы, казалось бы, не имеющие отношения к проблеме зависимости. При косвенном внушении в личности постепенно воспитывается антинаркотическое убеждение, которое препятствует развитию зависимого поведения. Наиболее эффективен такой подход к детям с интактным характером представлений о ПАВ (не вовлеченных в эту проблематику и процесс), к не имеющим опыта контакта с подростками, включенными в среду употребления ПАВ.
В случае необходимости проведения специфических мероприятий (при работе с группой риска, или с учащимися, замеченными в употреблении), нужно руководствоваться следующими положениями:
1 Ни в коем случае не следует приводить описание путей получения, изготовления и применения курительных смесей (и других ПАВ), чтобы беседа не стала справочным материалом.
2 При проведении бесед нецелесообразно рассказывать о курительных смесях и других ПАВ, которые практически не встречаются в регионе проживания, т. е. тех, о которых подросток может никогда и не узнать.
3 Исключать при необходимости описания клинической картины состояний, переживаемых под влиянием курительных смесей, использование позитивно воспринимаемых эпитетов, таких как «эйфория», «непередаваемые ощущения», «состояние неизъяснимого блаженства», «состояние особенного покоя», «ощущение всемогущества» и т. п.
4 Исключить ссылки на примеры исторических личностей, политических деятелей, известных артистов, певцов и пр., употреблявших наркотики, даже если приводятся негативные последствия от их приема.
|
|
Многие темы об употреблении ПАВ, кажущиеся убедительными для взрослых, являются малозначимыми детей, например, угроза возникновения тяжелых соматических заболеваний, рождение неполноценных детей и пр. Малоэффективными также являются аргументы, связанные с тем, что, употребляя токсические вещества, дети и подростки доставляют огорчения родителям или подвергают риску свою будущую жизнь. Такая аргументация упирается в естественный барьер – недоформированность временной составляющей (восприятия перспективы своей жизни) самосознания подростка. Лучше делать акцент на обсуждении того, как отразится возможное приобщение к ПАВ на значимых для подростков факторах: внешности, спортивных достижениях, взаимоотношениях с окружающими и т. д., какие ограничения при выборе профессии это может наложить.