II. Особенности преподавания учебного предмета «География»

Методические рекомендации

По преподаванию учебного предмета «География»

В условиях реализации ФГОС среднего общего образования

Носова Надежда Валерьевна,

кандидат педагогических наук,

заведующий кафедрой предметных областей

КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»

 

 

I. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя географии

 

В условиях перехода на ФГОС среднего общего образования преподавание учебного предмета «География» должно осуществляться в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1645; от 31.12.2015 г. №1578; 29.06.2017 г. № 613);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 г. № 233; от 22.11.2019 г. № 632; от 18.05.2020 г. № 249);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 №08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;

- Концепция развития географического образования (утверждена решением коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2018 г.);

- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию 28.06.2016 г. Протокол № 2/16-з).

 

II. Особенности преподавания учебного предмета «География»

 

В 2020-2021 учебном году начинается переход по реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) в 10-11 классах во всех общеобразовательных организациях Кировской области.

В системе общего образования география как учебный предмет занимает важное место в формировании общей картины мира, географической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формирования собственной позиции по отношению к географической информации, получаемой из СМИ и других источников. География формирует географическое мышление - целостное восприятие всего спектра природных, экономических, социальных реалий.

В соответствии с ФГОС СОО география может изучаться на базовом и углубленном уровнях. Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе на формирование целостного восприятия мира.

Изучение географии на углубленном уровне предполагает полное освоение базового курса и включает расширение предметных результатов и содержания, ориентированных на подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний; формирование умения применять полученные знания для решения практических и учебно - исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации. Изучение предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных географических явлений и процессов.

В образовательных организациях, реализующих ФГОС СОО, в соответствии с «Примерной основной образовательной программой среднего общего образования» (http:fgosreestr.ru) учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план обучающихся должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО. Учебный предмет «География» относится к числу предметов по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки».

Количество часов в неделю, предусмотренное для изучения географии в 10-11 классах, может быть следующее:

 

Наименование уровня Учебный предмет 10 класс 11 класс  
Базовый уровень «География» 1 час 1 час
Углубленный уровень «География» 3 часа 3 часа

 

Предметные результаты ФГОС СОО освоения базового курса географ ии должны отражать:

1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в

результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально -экономических и экологических процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально - экономических аспектах экологических проблем.

Предметные результаты ФГОС СОО углубленного курса географии должны отражать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно включать:

1) сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач;

2) владение умениями применения географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;

3) сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно - общественных территориальных систем;

4) владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;

5) владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий;

6) владение умениями работать с геоинформационными системами;

7) владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов;

8) сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Рабочие программы по географии должны быть построены таким образом, чтобы предметные результаты базового уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться», соответствовали предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне. Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность научиться» не выносятся на итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения должна быть предоставлена каждому обучающемуся.

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно - познавательного процесса на любом его этапе урока. Выполнение практических работ способствует реализации системно-деятельностного подхода в преподавании географии.

Авторами программам предусмотрены рекомендуемые практические работы. Но при этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, темы которых указаны в рабочих программах и записываются в журнал. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально, это связано с учебными целями, которые определяются для каждой практической работы (обучающие практические работы, тренировочные и итоговые).

Итоговые практические работы носят контролирующий характер. Отметки за итоговые работы выставляются всем обучающимся. Тренировочные и обучающие - оцениваются по усмотрению учителя.

Так как образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, технологий обучения по реализуемым ими образовательным программам, учитель обладает правом альтернативного выбора и творческого подхода к организации процесса обучения.

Каждый педагог, исходя из своего профессионального опыта, педагогического мастерства, учитывая конкретные условия классов и даже отдельных обучающихся, разрабатывает свою систему работ, ориентированную на выполнение требований ФГОС. Поэтому в параллельных классах допускается неодинаковое количество практических работ в рамках одного года обучения.

Важнейшей составной частью ФГОС общего образования являются требования к результатам освоения основных образовательных программ (личностным, метапредметным, предметным) и системе оценивания. Требования к результатам образования делят на два типа: требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации.

Планируемые результаты освоения учебных программ приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносятся на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопительной оценки или портфолио достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Проверка результатов может быть в устной или письменной форме с обязательным использованием картографического материала. Проверочные письменные работы целесообразно проводить после изучения отдельных разделов программы, а также в конце четверти (триместра) и учебного года. Может использоваться зачетная форма проверки в виде различных тестов, экспресс-опросов, географических диктантов, дифференцированных практических работ, решение ситуационных задач и др.). Проведение обязательных контрольных работ программой по географии не предусмотрено. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

С целью оказания помощи педагогам по выявлению предметных и метапредметных затруднений обучающихся при выполнении оценочных процедур (ВПР, ГИА) по географии Институтом развития образования Кировской области ежегодно проводится анализ их результатов. Анализ результатов оценочных процедур размещен на официальном сайте Института www.kirovipk.ru

 

III. Обзор учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание учебного предмета «География»

Согласно статье 8, части 1, пункта 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.

При этом выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательной организации в соответствии со статьей 18 части 4 и пункта 9, статье 28 части 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Педагоги образовательных организаций должны планировать организацию образовательного процесса в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации  от 08.05.2019 г. № 233; от 22.11.2019 г. № 632; от 18.05.2020 г. № 249). В таблице 1 представлен список учебников из нового федерального перечня.

Таблица 1

Учебно-методический комплекс по предмету «География» для 10-11 классов:

 

География (базовый уровень )

Автор /авторский коллектив

Наименование

Класс Издательство
1. Бахчиева О.А.

География. Экономическая и социальная геогра­фия мира (базовый и углублен­ный уровни)

10-11 ООО «Издательский центр «ВЕНТАНА- ГРАФ»
2. Гладкий Ю.Н., Николина В.В.

География (базовый уровень)

10 АО «Издательство «Просвещение»
3. Гладкий Ю.Н., Николина В.В.

География (базовый уровень)

11 АО «Издательство «Просвещение»
4. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

География(базовый уро­вень) в 2-х частях

10-11 ООО «Русское слово – учебник»
5. Кузнецов А.П., Ким Э.В.

География (базовый уровень)

 10-11 ООО «ДРОФА»
6. Лопатников Д.Л.

География (базовый уровень)

10-11 АО «Издательство «Просвещение»
7. Лопатников Д.Л.

География. Экономическая и социальная геогра­фия мира (базовый уровень), в 2-х частях

10-11 ООО «ИОЦ Мнемозина»
8. Максаковский В.П.

География (базовый уровень)

10-11 АО «Издательство «Просвещение»

География (углубленный уровень)

1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (углубленный уро­вень)

10

ООО «Русское слово – учебник»
2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н. И. География (углубленный уровень)

11

ООО «Русское слово – учебник»
           

 

Отличительными особенностями учебно-методических комплексов, входящих в федеральный перечень учебников являются:

- наличие учебников на бумажных и электронных носителях, обеспечивающих комплексность и преемственность всех уровней образования;

- четкая функциональная направленность каждого компонента УМК на решение определенной педагогической задачи;

- единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников;

- наличие «навигационной» системы, обеспечивающей системность организации учебного процесса и удобство поиска информации;

- использование прогрессивных форм и способов подачи материала, основанных на современных информационных технологиях;

- доступность в использовании;

- интерактивность;

- ориентированность на практическую деятельность обучающихся;

- максимальный учет индивидуальных запросов и способностей каждого участника образовательного процесса.

Кроме того, организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам, вправе в течение трех лет использовать в образовательном процессе приобретенные до вступления в силу Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 учебники из Федерального перечня учебников, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Подробная информация об УМК представлена на официальных сайтах издательств:

ООО «ДРОФА-ВЕНТАНА» –  https://drofa-ventana.ru/metodicheskaja- pomosch.

АО «Издательство «Просвещение» – http://wwvv.prosv.ru/umk.

ООО «Русское слово-учебник» – http://www.russkoe-slovo.ru.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow