Методические рекомендации
По преподаванию учебного предмета «Информатика»
В условиях реализации ФГОС среднего общего образования
Кобелева Галина Александровна,
и.о. проректора по учебно-методической работе
КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя информатики в общеобразовательных организациях
В условиях перехода на ФГОС среднего общего образования общеобразовательные организации Кировской области должны выстраивать свою деятельность на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1645; от 31.12.2015 г. №1578; 29.06.2017 г. № 613);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 г. № 233; от 22.11.2019 г. № 632; от 18.05.2020 г. № 249);
|
|
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 №08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию 28.06.2016 г. Протокол № 2/16-з).
Обзор утвержденных УМК по учебному предмету «Информатика»
В 10-11 классах
Согласно статье 8, части 1, пункта 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
При этом выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательной организации в соответствии со статьей 18 части 4 и пункта 9, статье 28 части 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
|
|
Педагоги образовательных организаций должны планировать организацию образовательного процесса в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 (ред. от 18.05.2020) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». В таблице представлен список учебников из нового федерального перечня.
Информатика (базовый уровень)
Класс – 35 ч., 11 класс – 35 ч.
Авторы | Учебник | Класс | Издательство | Адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства) |
Босова Л.Л., Босова А.Ю. | Информатика. Базовый уровень | 10 | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | http://lbz.ru/books/583/9562/ |
Босова Л.Л., Босова А.Ю. | Информатика. Базовый уровень | 11 | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | http://lbz.ru/books/583/9594/ |
Гейн А.Г., Юнерман Н.А. | Информатика (базовый уровень) | 10 | АО "Издательство "Просвещение" | http://catalog.prosv.ru/item/25163 |
Гейн А.Г., Гейн А.А. | Информатика (базовый уровень) | 11 | АО "Издательство "Просвещение" | http://catalog.prosv.ru/item/25166 |
Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. | Информатика (базовый и углубленный уровень) | 10 | АО "Издательство "Просвещение" | http://catalog.prosv.ru/item/25137 |
Гейн А.Г., Сенокосов А.И. | Информатика (базовый и углубленный уровень) | 11 | АО "Издательство "Просвещение" | http://catalog.prosv.ru/item/25141 |
Под ред. Макаровой Н.В. | Информатика (базовый уровень) (в 2 частях) | 10 | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | http://lbz.ru/books/741/9553/ http://lbz.ru/books/741/9570/ |
Поляков К.Ю., Еремин Е.А. | Информатика (базовый и углубленный уровни) (в 2 частях) | 10 | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | http://lbz.ru/books/742/9563/ http://lbz.ru/books/742/9596/ |
Поляков К.Ю., Еремин Е.А. | Информатика (базовый и углубленный уровни) (в 2 частях) | 11 | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | http://lbz.ru/books/742/9564/ http://lbz.ru/books/742/9597/ |
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. | Информатика (базовый уровень) | 10 | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | http://lbz.ru/books/580/7699/ |
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. | Информатика (базовый уровень) | 11 | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | http://lbz.ru/books/580/7750/ |
Угринович Н.Д. | Информатика (базовый уровень) | 10 | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | http://lbz.ru/books/582/9560/ |
Угринович Н.Д. | Информатика (базовый уровень) | 11 | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | http://lbz.ru/books/582/9561/ |
Информатика (углубленный уровень)
Авторы | Учебник | Класс | Издательство | Адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства) |
Калинин И.А., Самылкина Н.Н. | Информатика (углубленный уровень) | 10 | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | http://lbz.ru/books/585/7405/ |
Калинин И.А., Самылкина Н.Н. | Информатика (углубленный уровень) | 11 | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | http://lbz.ru/books/585/7406/ |
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. | Информатика (углубленный уровень) (в 2 частях) | 10 | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | http://lbz.ru/books/746/10410/ http://lbz.ru/books/746/10411/ |
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шестакова Л.В. | Информатика (углубленный уровень) (в 2 частях) | 11 | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | http://lbz.ru/books/746/8449/ http://lbz.ru/books/746/8450/ |
Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М.[1] | Информатика (углубленный уровень) | 10 | ОО "ДРОФА" | http://rosuchebnik.ru/expertise/umk-142 |
Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М.[2] | Информатика (углубленный уровень) | 11 | ОО "ДРОФА" | http://rosuchebnik.ru/expertise/umk-142 |
Особенности преподавания учебного предмета «Информатика»
В 10-11 классах
Информатика и информационные технологии – предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.
|
|
Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:
- информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;
- математическое и компьютерное моделирование;
- основы информационного управления.
Согласно ФГОС среднего общего образования, курс информатики может изучаться на базовом или на углублённом уровне.
Преподавание предмета «Информатика» в профилях обучения
Профиль обучения | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
Технологический | Информатика | Углублённый | 280 |
Элективный курс по информатике | 70 | ||
Предметы и курсы по выбору | до 350 | ||
Естественно-научный | Информатика | Базовый | 70 |
Предметы и курсы по выбору | до 280 | ||
Гуманитарный | Предметы и курсы по выбору | до 70 | |
Социально-экономический | Информатика | Базовый | 70 |
Предметы и курсы по выбору | до 280 | ||
Универсальный | Информатика | Базовый | 70 |
Предметы и курсы по выбору | до 210 |
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 10 (11) учебных предметов, одним из которых является предмет «Информатика».
При проектировании учебного плана профиля следует учитывать, что профиль является способом введения обучающихся в ту или иную общественно-производственную практику; это комплексное понятие, не ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или углублённом уровне, ни образовательным пространством школы. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учётом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).
|
|
«Информатика» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса информатики должны отражать:
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
«Информатика» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса информатики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
2) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
3) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
4) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
5) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии "операционная система" и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
8) владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами;
10) сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.
Основное содержание курса информатики для каждого уровня изложены в примерной программе среднего общего образования в разделе II.2. «Примерные программы отдельных учебных предметов» (стр. 367–385). Представленная в разделе I.2.3. «Планируемые предметные результаты освоения ООП» (стр. 132—141) система планируемых результатов построена на основе уровневого подхода. Предметные результаты освоения учебных программ приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Рекомендации по организации деятельности методических объединений учителей информатики общеобразовательных организаций