Ребята, мы с вами завершили курс русского языка и литературы

ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. Поэзия 60-х годов. Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов.

 

Шестидесятые годы XX века вошли историю как хрущёвская «оттепель». В этот период у людей появилась возможность открыто высказывать свои мысли. Появляются новые имена в поэзии, к ним относятся Белла Ахмадулина, Иосиф Бродский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Николай Рубцов, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава. Считается временем подъема российской поэзии.

Одно из популярных направлений в поэзии шестидесятых годов 20 века – это трибунное следование традициям В. Маяковского. Самые яркие имена в этой области – Е. Евтушенко и Р. Рождественский. Они, не боясь за свою судьбу, высказывались о стане резко и категорично. Рождественский и Евтушенко создали «поэтические встречи», на которых они читали свои произведения перед простым народом. Людям нравились эти встречи, они с восторгом принимали произведения новых поэтов. Их герои боролись до последнего, они разоблачали культ личности и отстаивали правду.

В магазине их книги разлетались как горячие пирожки, тиражи были огромными, но их не хватало.

Творчество Евгения Евтушенко любят и в XXI веке. В период «оттепели» появляется ещё одна не ординарная личность – Иосиф Бродский. Его творчество высоко оценили и за границей, присудив ему Нобелевскую премию в 1987 году.

Ну и наконец, еще одно направление поэзии шестидесятых годов 20 века – это поющие поэты. В это время появляется новое течение в искусстве – бардовская песня. Первыми бардами были Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Они свои стихотворения исполняли под музыку.

Творчество Высоцкого чтят, по сей день, ежегодно 25 января в день его рождения, поклонники проводят концерты, посвященные его памяти, поют его песни и читают стихотворения. На его произведениях выросло не одно поколение поклонников.

Его работы понятны всем, они простые, но в тоже время цепляют душу.

60–е годы, наполненные оптимизмом исканий и открытий, даровали многим художникам слова невиданные ранее возможности описания и осмысления происходящего. Примечательным явлением в разных произведениях тех лет был активный герой, шло обновление и обогащение классического стиха новой рифмой, стихи стали отличаться большей свободой лирического высказывания, развивалась поэзия яркой публицистичности.

К середине 60–х годов критики заговорили о наметившемся тяготении многих поэтов к лирическим раздумьям, к разработке жанра философской поэзии (темы добра и зла, жизни и смерти, нравственного и духовного обновления личности).

60–е годы качественно изменили творчество поэтов старшего поколения: А.Ахматовой, А.Твардовского, А.Прокофьева, М.Исаковского, В.Луговского, В.Бокова и др., а также и поэтов–фронтовиков К.Ваншенкина, Ю.Друниной, А.Межирова, М.Дудина, О.Берггольц и др. Память о пережитом вновь и вновь заставляла их осмысливать прошлое, соизмеряя его с настоящим. Они создавали лучшие образцы медитативной и философской лирики, творчески продолжая традиции Ф.Тютчева, А.Фета, Е.Баратынского в своем творчестве.

Итак, если в начале 60–х годов в поэзии (особенно в творчестве молодых) явно ощущалось возрождение стилевой традиции 20–х годов (В.Маяковский, В.Хлебников, М.Цветаева), то к середине 60–х стилевая ситуация быстро и решительно меняется. На передний план выходит новое направление, которое «отталкивалось» от «эстрадной» громкости предшествующего периода. К концу десятилетия оно занимает ведущее положение в поэзии и на его стилевые тенденции ориентируется подавляющее большинство поэтов.

Творчество Юлии Друниной (1924-1991) Юлия Владимировна Друнина родилась в 1924 году, а в 1989 году вышел в свет двухтомник произведений Ю. Друниной, в котором была опубликована ее автобиография. Шестьдесят одна страница – и почти вся жизнь - судьба, опаленная войной. Эта война протянулась для Ю. Друниной на всю жизнь, стала мерилом всех человеческих ценностей. Юлия Друнина принадлежит к поколению, юность которого прошла испытание на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны. 17-летней выпускницей одной из московский школ она, как и многие её сверстники, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода.

 В стихах Юлии Друниной все громче и громче начинает звучать ностальгия по романтике гражданской войны: Эх, деньки горячие уплыли, Не вернуться вновь. Помню, как алела в былой пыли Молодая кровь. В этих словах – детская жажда подвига, которая жила и в юной поэтессе, и во многих ее сверстниках.

 Судьбу Юлии Друниной можно назвать одновременно и счастливой и трагической. Трагической — потому что ее юные годы черной полосой перечеркнула война, счастливой — потому что ей удалось выжить и даже стать известной поэтессой, чьи стихи поистине «взрывают время» и показывают нам, поколению совершенно далекому от событий Великой Отечественной войны, тяготы военного лихолетья. Юлия Друнина стала свидетелем войны с первых ее дней. Десятиклассницей она начала свой путь по дорогам Великой Отечественной войны. Первый шаг к фронту был сделан в госпитале, где она работала, по совету отца, санитаркой; затем обучалась в Хабаровской школе младших авиаспециалистов, где получила первую премию за литературную композицию. И, наконец, в звании третьего санинспектора в 1943 году ее направили на Белорусский фронт. По пути на вокзал крутились строки: «Нет, это не заслуга, а удача – стать девушке солдатом на войне…», которые через некоторое время вылились в стихотворение: Нет, это не заслуга, а удача – Стать девушке солдатом на войне, Когда б сложилась жизнь моя иначе, Как в День Победы стыдно было б мне!... Друнина видела, как гибли молодые ребята, которым не было еще и двадцати лет. В одном из стихотворений она приводит статистические данные: «По статистике, среди фронтовиков 1922, 1923 и 1924 годов рождения к концу войны в живых осталось три процента». Судьба хранила поэта. В боевых окопах перенесла она болезнь легких. В результате физического истощения, Друнина попала в тыловой эвакогоспиталь Горьковской области. Там впервые за все время войны ей снова захотелось писать стихи…

Но трудности ее не остановили. Вместе с дивизией народного ополчения, которая тут же рыла окопы, Юлия ушла на фронт. Позднее поэтесса напишет: «Обо всем, что можно назвать романтикой войны, я пишу всю жизнь – в стихах. А вот прозаические детали в стихи не лезут. Да и не хотелось раньше их вспоминать. Теперь вспоминать я все могу почти спокойно и, даже, с некоторым юмором». Мотив ухода из детства в ужас войны будет звучать и поздних стихах поэтессы, словно и спустя десятилетия она не вернулась с «кровавых полей». Друнина была медсестрой не где-нибудь в тыловом госпитале, а на передовой, в самом пекле. На хрупких девичьих плечах было вынесено немало раненных солдат из-под огня. Она подвергалась смертельной опасности, да и тащить на себе раненного — труд тяжкий: Четверть роты уже скосило… Распростертая на снегу, Плачет девочка от бессилья, Задыхается: «Не могу!» Тяжеленный попался малый, Сил тащить его больше нет… (Санитарочке той усталой Восемнадцать сравнялось лет). Естественность, «непридуманность» стихов поэтессы проявляется в отчетливой связи произведений Друниной с реальными событиями и лицами. Таково стихотворение «Зинка» – едва ли не лучшее в творчестве Юлии Друниной, посвящённое Зинаиде Самсоновой – фронтовой подруге поэтессы, впоследствии – Герою Советского Союза, девушке, о которой ходили легенды. «Судьбу поэтов моего поколения можно назвать одновременно и трагической, и счастливой. Трагической потому, что в наше отрочество, в наши дома и в наши такие еще не защищенные, такие ранимые души ворвалась война, неся смерть, страдание, разрушение. Счастливой потому, что, бросив нас в самую гущу народной трагедии, война сделала гражданскими даже самые интимные наши стихи. Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».

Друнина никогда не ходила по редакциям, не требовала ничего, но ее стихи всегда были одними из самых читаемых и любимых. В 1947 году вышел первый сборник под названием «В солдатской шинели». В него вошли стихи, написанные за годы фронтовой и послевоенной жизни. Конец жизни Юлии Владимировны полон трагизма. Она могла тысячу раз погибнуть на войне, а ушла из жизни по своей воле, 21 сентября 1991 в Москве. Израненная войной, она не смогла пережить ещё одной трагедии страны – трагедии эпохи перемен. Сборник «Судный час» вышел посмертно.

Своей поэзии Юлия Друнина не изменяла, поэтому, может быть, в этом трагичность судьбы поэтессы. Стихи Ю. Друниной точны и лаконичны, лиричны и конкретны, они покоряют меня своей правдой, неповторимостью, своей искренностью и художественной красотой – в них вся Юлия Друнина, которой она была в жизни.

 

ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Лейтенантская проза». Общий обзор, основные представители.

Еще до войны литература стала средством пропаганды. Перед войной многие верили, что победа достанется «малой кровью, могучим ударом». Несмотря на то, что и во время войны идеологические стереотипы и принципы тоталитарной пропаганды в годы войны остались такими же жесткими, как в довоенное время, людей, сплотившихся ради спасения Родины, охватило чувство общности, которое позволило Б.Пастернаку назвать этот трагический период в истории страны «живым». Писатели и поэты приняли участие в народных ополчениях, оказались в действующей армии.

Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели-фронтовики - это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.

В это время в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену. Литературу этого периода называли «литературой лейтенантов» (Ю.Бондарев, В.Быков, Г.Бакланов, К.Воробьёв, В.Астафьев, Б.Васильев, В.Богомолов).

Писатели-лейтенанты писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах. За образец писателями этого поколения был взят толстовский принцип изображения войны - «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой… с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а … в крови, в страданиях, в смерти».

Война, прокатившаяся по людям и судьбам, оставила нам неизгладимый след и немалое наследство в литературе. И особняком в военной литературе выделяется проза «лейтенантского поколения». Поколения, чью молодость забрала и безжалостно искалечила война. Поколения, ушедшего на войну детьми, а вернувшегося стариками.

«Литература лейтенантов» показала нам войну во всех ее проявлениях: передовая, плен, партизанский край, победные дни 1945 года, тыл. Лейтенантская проза стала тем самым необходимым основанием всего накопленного культурного, нравственного, социального опыта людей, переживших такое тяжелое событие, как Великая Отечественная Война, и сумевших вынести из неё уроки таких необходимых для существования человека качеств, как надежда, мужество и толерантность, опытом, который было важно, не растеряв ни крупинки, передать следующим поколениям, ради которых они сражались и погибали. Войдя в состав «военной прозы», «литература лейтенантов» задала главные темы художественных поисков для этого жанра.

В «лейтенантской прозе» особенно ясно прозвучала тема судьбы и нравственного выбора. На войне, перед лицом постоянно ожидаемой смерти, человек просто вынужден делать свой нравственный выбор: сказать правду или солгать, струсить и предать или же погибнуть, но остаться верным долгу. И от его выбора зависит, останется ли он человеком или лишь сломанной войной бездушной марионеткой.

«Лейтенантская проза» из всей военной литературы стала наименее агитационной, беспристрастно, судя не рядовых и офицеров, не трусов и храбрецов, не патриотов и предателей, даже не советских солдат и немецких, а лишь Человека, как он есть. Ибо на войне человек становится тем, что есть на самом деле, без единого слоя наносной фальши. 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Б.Ш. Окуджава. Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».

Булат Окуджава — поэт, автор и исполнитель полузапрещенных песен. Писатель, чье творчество затронуло сердца миллионов слушателей и читателей. Окуджава, как и многие другие творческие люди, поднимал в своем творчестве разные темы, среди них и тема роли творческих людей и их работ.

«Живописцы».

Стихотворение «Живописцы» было написано Булатом Окуджавой в 1959 году. Оно ценно для нас, прежде всего тем, что в нем поэт раскрывает свои взгляды на творчество. И хотя оно небольшое и незамысловатое, однако, в нем Окуджава делится своими взглядами на творческую жизнь. Причем, хотя в нем автор обращается к живописцам, но следует понимать это обращение ко всем творческим людям. Ко всем людям, которые поднимают проблемы насущные. А это и писатели, и художники, и музыканты. И вот, погружаясь в обыденность, уже в первых строчках описывая бытие и проявляя любовь к людям, автор произведения интересуется тем, а должно ли быть искусство понятно всем, или его должны понимать только избранные. И тут же писатель призывает рисовать живописцев. Он в своем стихотворении так и говорит: вы рисуйте и вам зачтется. Не нужно гадать получился шедевр или нет. Признают работу читатели или отвергнут ее. Не стоит думать и о критиках. Творите, рисуйте, пишите. Рисуйте судьбы людей, показывайте красоту родного края, ну а если кому-то будет не понятно, то обязательно найдется тот, кто объяснит. Окуджава в стихотворении Живописцы использует метафоры и сравнения. С помощью несложных приемов, с помощью удачно подобранных слов, поэт еще раз подтверждает истину. Искусство вечно, а без него не было бы смысла в жизни, да и не было бы и истории как таковой.

«Полночный троллейбус»

Поэтические образы своих стихотворений Окуджава брал прямо из жизни. Казалось, что они были им подхвачены на лету. В стихотворении «Полночный троллейбус» (1957) поэт обращается к читателям со своими переживаниями. Но он сам тут же дает совет, как заставить боль замолчать. Поэт словно вместе с нами пытается вылечить свою душу. И получается у него это потому, что он сам в своем творчестве хотел видеть «сопереживания, сочувствия, объединяющий всех настрой, совместимость». Когда лирический герой не может пересилить беду, «когда подступает отчаяние», он садится в последний синий троллейбус.

Именно этот транспорт становится тем спасительным «другом, который помогает в трудную минуту». Лирический герой словно заклинает его мчаться по улицам, вершить по бульварам круженье. Только так спасительный троллейбус может подобрать всех тех, кто также потерпел крушение. Герой просит его отворить двери и ему.

Ведь именно в зябкую полночь в троллейбусе пассажиры могут прийти на помощь. И они уже не раз помогали уйти от беды. Ведь так много поддержки и доброты в простом молчании. «Полночный троллейбус плывет по Москве, Москва, как река, затухает, и боль, что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает».

Полночный синий троллейбус оказался единственным, кто заставил утихнуть боль лирического героя.

Домашнее задание:

Читать рассказы: Л. Петрушевской «Страна» и Полянской И. «Мама»

 

ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Тема семьи в современной литературе.

 

Тема семьи в современной литературе одна из «сквозных тем» русской литературы. Она волнует умы великих людей России, известных её писателей и поэтов на протяжении всего существования литературы. В этом мы с вами уже смогли убедиться на примерах произведений 18 и 19 веков.

 Сегодня мы обратимся к литературе 20 и 21 веков и посмотрим, как она решает вечные проблемы человечества.

Последние 10 лет не умолкают дискуссии о современной женской прозе, активно заявившей о себе в конце 1980-х годов. Появление на литературном горизонте столь ярких и разных писательниц, как Людмила Петрушевская, Ирина Полянская, Татьяна Толстая, Валерия Нарбикова, Людмила Улицкая, Виктория Токарева и др., обусловило, например, появление в издательстве «Вагриус» особой серии, называющейся «Женский почерк».

Центральными темой произведений женской прозы является тема семьи, отцов и детей, становление характера. Произведения писателей-женщин помогают читателю задуматься над проблемами современной жизни, увидеть истоки зарождения зла на земле. Писательницы остро реагируют на все негативные изменения, происходящие в нашей сегодняшней действительности, обращаются к самому наболевшему, к самому «горячему», «больному» - разладу в государстве, разладу в семье, разладу в душе…

«Мир мужской и мир женский - разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большое значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми»,- сказала как-то в своем интервью Людмила Улицкая. Действительно, вопрос - а что творится сегодня с семьей?- волнует, прежде всего, женщин – писательниц.

Современная литература следует принципам русского реализма, сложившегося в19 веке. Согласно мнению И.С. Тургенева, писатель должен «…стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать те законы, по которым она движется». Писатель – реалист, считал В.Г. Белинский, обязан «понимать предметы так, как они есть… переселяться в них и жить их жизнью» и со всем тем всегда оставаться верным правде. Это удаётся нашим писателям-современникам, отсюда эти ужасные картины на страницах произведений - а это всего лишь, как считал А.Н. Островский, «зеркало эпохи». Это зеркало нашей эпохи.

Основной темой прочитанных произведений является тема семьи, взаимоотношений отцов и детей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная литература остаётся верна тематическим традициям русской классической литературы.

В литературе 19 века, почти все произведения которой пронизаны «мыслью семейной», семья – это в большей части нравственная основа человеческой жизни, на неё герой опирается в трудные моменты своей жизни и находит там взаимопонимание, поддержку, заботу и любовь.

«Я жила, ни об чём не тужила, словно птичка на воле, маменька во мне души не чаяла», - рассказывает Катерина из «Грозы» А.Н. Островского; «Воспитывали нас родители хорошо, ничего для нас не жалели», - вторит ей Борис. С особой теплотой вспоминает свой родительский дом гончаровский герой Илья Ильич Обломов, где его, «душеньку», осыпали ласками и похвалами. «Таких людей, как они (родители), – говорит тургеневский герой Евгений Базаров, - в нашем большом свете днём с огнём не сыскать». Они искренне любят своего сына, для матери он «Енюшка», отец при встрече с сыном с трудом сдерживает слёзы.

Вместе с тем, рядом с ними живут и семьи Кабанихи, Фамусовых, Кирсановых, жизнь в доме которых представляется как театр глухих с немыми.

На современную литературу наложил отпечатки страшный и трагический 20 век с революциями, войнами, перестройкой. Он практически разрушил привычную систему нравственности, разрушил и семью, потому что человек, где, по словам С. Довлатова, «безумие становится нормой», обречён на одиночество.

Вечная проблема преемственности поколений, проблема «отцов» и «детей» находит своё отражение в произведениях Людмилы Петрушевской: «Рассказчица», «Свой круг», «Бедное сердце Пани», «Материнский привет», «Время ночь». В её прозе разрушается извечный миф «Мой дом – моя крепость»; дом, напротив, становится полем битвы, а излюбленная «цепочка героев» «дочь – мать – бабушка» - центром безлюбовного мира.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема:   Рассказы Л. Петрушевской «Страна» и Полянской И. «Мама»

Современная жизнь так же не похожа на жизнь прошлых веков и даже десятилетий, как современная мода. Нынешние дети и взрослые во многом отличаются от своих предшественников. Сегодня у них все другое: взгляда, ценности, убеждения. «Традиционные нормы и ценности культуры отходят на второй план, уступая место идеологии прогматизма: от культуры берется только то, что может в дальнейшем обеспечить жизненный успех, необходимые уровни материального положения и социального статуса».

Все изменения, происходящие в жизни общества и современной семьи, закономерно отражается в литературе. На рубеже веков современная русская проза вновь заговорила о семье, об алкоголизме, отношениях между поколениями, о ребенке, о становлении характера. Произведения современных писателей о семье помогают читателю задуматься над проблемами современной жизни, увидеть истоки зарождения зла на земле. Писатели остро реагируют на все негативные изменения, происходящие в нашей сегодняшней действительности, обращаются к самому наболевшему, к самому трагическому – разладу в семье, разладу в душе.

В русской литературе очень мало произведений, детально раскрывающих взаимоотношения матери и дочери. Отчасти это объясняется тем, что литературный процесс у нас был большей частью «мужского рода», а отношения мать-дочь остаются вне поля зрения мужчины. В то же время образ матери занимает весьма значительное место в женской дневниковой прозе начала XIX века. Тема материнства является основной темой в творчестве Л.Петрушевской и И.Полянской.

Людмила Петрушевская, прозаик, драматург, яркий представитель постмодернизма, родилась в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета.

 Произведения Петрушевской представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости. Петрушевская полагает, что задача писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей, задуматься о себе, о своей нравственной, человеческой состоятельности.

После прочтения рассказа «Страна» о пьющей матери и её больном ребенке остается печальное, даже гнетущее ощущение безнадеги, безвыходности. Ситуация, в которой оказалась главная героиня, с одной стороны вызывает недоумение, ведь она опустила руки и не желает бороться за лучшую жизнь для себя и своей дочери, вместо этого она безвольно поддается пагубной привычке, которая, конечно, не решит ее проблем. С другой стороны женщину жаль, предательство, неустроенность, разбитые надежды — это рождает в душе апатию, вгоняет в депрессию, и нужно много сил, чтобы начать все заново.

- Почему женщина пьет?

Она не может преодолеть апатию, которая заполнила ее душу после предательства мужа, она считает, что ее жизнь разрушена, и видит решение проблем только в том, чтобы напиться. Это ее способ уйти от реальности, так она справляется с той ситуацией, в которой оказалась. Это характеризует ее как человека слабого и безвольного. У нее есть дочь, но она не видит в этом стимула, чтобы жить дальше нормальной жизнью. Она ставит свои чувства выше.

- Как окружающие относятся к женщине?

Окружающие относятся к женщине с равнодушием, быть может, им ее еще немного жаль, но она для них имеет мало значения.

 Она абсолютно одинока, нет в этом большом городе человека, которого бы волновала судьба ее и ее дочери, кто помог ей преодолеть ее беды.

- Можно ли назвать судьбу этой женщины типичной в современном обществе?

Современные женщины все больше стремится к независимости и самостоятельности, однако, такие ситуации, как та, что описана в рассказе — не редкость. Простое женское счастье, так или иначе, состоит в семье, но порой слепая влюбленность мешает женщине осознать, что мир не замыкается на одном мужчине, что приоритетом всегда должен оставаться ребенок, а жизнь сама по себе полна ярких событий и эмоций — нужно только быть открытой к этому.

Помимо проблемы женской судьбы, здесь можно увидеть проблему человеческого равнодушия и одиночества в целом. Людям стоит быть внимательнее и добрее друг к другу, иногда и чужой человек может помочь, например, выслушать, дать совет, но независимо от того, есть у тебя ‘рука помощи’ от кого-либо, всегда нужно работать над собой и осознать, что только ты сам — творец своей судьбы.

 

 

Ирина Николаевна Полянская входила в группу молодых писательниц «Новые амазонки», в конце 80-х причисленную критикой к идейно-эстетическому течению «новой женской прозы» в современной русской литературе.

В рассказе Ирины Полянской «Мама» совершенно другой образ матери. Для этой матери уже само рождение ребенка - это величайшее счастье. Рассказ повествует о крепких семейных связях. Смертельно больного ребёнка, девочку, пытаются спасти в больнице. За неё очень переживает мать и бабушка. Автор использует в рассказе только женские образы. Только женщины, дающие жизнь, могут так бороться со смертью, отнимающей их детей, они могут отдать всё, чтобы спасти своего ребёнка. Именно такая женщина-мать представлена в рассказе И. Полянской. Надежда, вера, любовь спасёт ребёнка. Читая рассказ, мы понимаем, что на самом деле неразрывная духовная связь этих женщин есть самое главное чудо.

В рассказе нет внешнего портрета героини. Он нам не нужен, автору не нужен, здесь важнее внутреннее содержание.

Полянская умела жестко и определенно говорить о страшном, строго судить своих героев, напоминать о трагичности нашего бытия. Но в целом её проза была просветлённой и одухотворённой надеждой.

Сопоставление рассказов И.Полянской и Л. Петрушевской выявило разные стили отношений между матерью и ребёнком, что является отражением современной нам действительности. Мы видим образы разных матерей. Первая - несчастная пьющая женщина, не думающая о будущем ребёнка, о своем материнском предназначении, рождённая временем и страной. Вторая - любящая мать, Конечно, хочется, чтобы каждая мама была доброй, чуткой, заботливой, чтобы каждому ребёнку хотелось жить в реальности, чтобы тема трудного детства не звучала.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

1. Каков, по вашему мнению, смысл названия «Страна»?

2. Есть ли шанс, что жизнь женщины изменится к лучшему?

3. Что помогает нам мысленно «построить» внешний и внутренний облик матери в рассказе «Мама»?

4. Как вы можете объяснить, что в обоих рассказах герои безымянны?

Ребята, мы с вами завершили курс русского языка и литературы.

!!! 17 июня 2020 года у вас экзамен, который будет проходить в форме онлайн тестирования. Готовимся к экзаменам, повторяем пройденный за год материал. Сдаём все задания, которые вы по каким-то причинам не успели выполнить, у вас есть время все сдать до экзамена. Спасибо за работу!

ЧИТАЙТЕ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: