Евтушенко И.В.
Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается при восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), различных видах исполнительской деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах), а также в музыкально-ритмических движениях. При слушании музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние, т.е. эстетическое переживание. Сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них проявляется более ярко, вызывая соответствующее эстетическое переживание: печаль, радость и др. Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет разнообразные эмоциональные оттенки.
Музыкальное мышление — это способность проследить за сменой настроений музыки, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысел произведения в целом, выразительность музыкальной речи, различить музыкальные средства, передающие содержание. Для этого необходимо иметь определенный музыкальный опыт, знания о музыке; развивать активный музыкальный словарь, с помощью которого можно охарактеризовать произведение, оценить услышанную мелодию, определить форму произведения (количество частей).
|
|
Эстетические переживания и эмоции являются основой художественного восприятия. Воспринимая музыку, ребенок интуитивно или сознательно ее оценивает. Оценка музыки — это возникающие в процессе художественного восприятия обобщения, сравнения и ассоциации, происходящие с участием произвольного внимания. Первоначально такая оценка происходит бессознательно, на основе эмоций (хорошо — плохо, понравилось — не понравилось).
Л.С.Выготским, Б.М.Тепловым подчеркивалось, что музыка, вызывая эмоции у слушателя, пробуждает соответствующие мысли, т.е. воздействует на сознание. Когда музыкальное произведение осознается слушателем, его восприятие углубляется.
Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса. О его развитости говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. В музыкальном вкусе проявляется единство интеллектуальной и эмоциональной сфер. Его формирование происходит исключительно в процессе музыкальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок с определенной долей мотивации отдает предпочтение тем или иным произведениям. Потребность в музыке у ребенка возникает рано вместе с потребностью общения со взрослыми в условиях насыщенной положительными эмоциями музыкальной среды. Она развивается с приобретением музыкального опыта и усиливается, когда ребенок слушает музыку самостоятельно и более продолжительное время.
|
|
Основу сенсорных музыкальных способностей составляет различение высоты, тембра, динамики и длительности музыкальных звуков. Это достигается с помощью таких разновидностей музыкального слуха, как: звуковысотный (различение звуков по высоте), тембровый (различение звуков по характерной окраске: фортепиано, скрипка, флейта, барабан, звуки человеческого голоса) и динамический (различение силы звука). Отличительной чертой музыкальных звуков от звуков речи, шумов, голосов животных и птиц является определенная, фиксированная высота и протяженность.
Звуковысотный слух имеет две разновидности: мелодический слух и гармонический. Мелодический проявляется по отношению к одноголосной мелодии, гармонический - относится к восприятию созвучий, многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха, как правило, происходит значительно медленнее развития мелодического. Формирование тембрового и динамического слуха у большинства детей не вызывает особых трудностей. Дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику как выразительное средство музыки. Для этого используются музыкально-дидактические игры, с помощью которых моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков.
К основным музыкальным способностям современные отечественные исследователи прежде всего относят чувство ритма.
Не менее важной музыкальной способностью является ладовое чувство. Его можно определить как осознанное или неосознанное восприятие ладовой (мажорной или минорной) окраски услышанного произведения. Часто мажор связывают с положительными эмоциями — веселым, радостным настроением, а минор - с грустным. Хотя так бывает не всегда. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как адекватное содержанию эмоциональное переживание.
Особенности музыкальных способностей детей с ОВЗ
Музыкальные способности детей с ОВЗ отличаются определенной спецификой.
· Не умеют слушать музыку, делать соответствующие прослушанному выводы.
· Может отсутствовать правильное голосоведение мелодии, интонирование, что является показателем нарушения слухоречевой координации.
· Ограниченные возможности узнавания эмоциональных переживаний, воплощенных в музыке, и слабая дифференцированность восприятия средств музыкальной выразительности препятствуют выражению своих мыслей и переживаний.
· Узость музыкального восприятия тормозит установление причинно-следственных, временных соотношений между образами, изображенными в музыке.
· Работа по выполнению музыкального задания вызывает у детей положительные чувства и эмоции, но более продолжительное занятие одним видом деятельности ведет к потере интереса и быстрой утомляемости.
· Причинно-следственные отношения по ходу выполнения предложенного задания устанавливаются с трудом, действия выполняются по показу учителя неосознанно, механически.
· Как правило, после выполнения задания у детей отсутствует объективная оценка результатов собственной музыкальной деятельности. Они удовлетворяются самим процессом музицирования, поскольку у них недостаточно развито стремление к улучшению результата.
· На этапе знакомства с заданием чаще всего происходит вербализация лишь общей цели деятельности, особенности выполнения не осознаются даже в процессе практических действий.
· Ограниченность знаний об окружающем и патология развития личности ребенка оказывают негативное воздействие на возникновение внемузыкальных представлений, воображаемых ситуаций.
|
|
Различные виды музыкальной деятельности по-разному обусловливают формирование и развитие музыкальных способностей: восприятие музыки, игра на простейших музыкальных инструментах, пение, танцевально-ритмические упражнения.
Трудности
Пение
— нарушение плавности, напевности, скандирование или речитатив;
— нарушена правильность дыхания — бесшумное, не поднимая плеч;
— нарушение дикции (подвижность артикуляционного аппарата — губ, языка, неба, нижней челюсти), неясное звучание согласных, нарушено мягкое окончание фраз.
Звуковысотный слух
— воспроизведение звуков по высоте;
— воспроизведение направления движения мелодии;
— особенности запоминания мелодии. У умственно отсталых детей гармонический слух обычно не развивается вовсе.