Особенности музыкальных способностей детей с ОВЗ

Евтушенко И.В.

Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается при вос­приятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), различных видах исполнительской де­ятельности (пение, игра на музыкальных инструментах), а также в музыкально-ритмических движениях. При слушании музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрица­тельные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние, т.е. эстетическое переживание. Сложные музыкальные про­изведения могут пробудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них проявляется более ярко, вызывая соответству­ющее эстетическое переживание: печаль, радость и др. Пережива­ние произведения индивидуально для каждого человека и имеет разнообразные эмоциональные оттенки.

Музыкальное мышление это способность проследить за сме­ной настроений музыки, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысел произведения в целом, выразительность музыкальной речи, различить музыкальные средства, передающие содержание. Для этого необходимо иметь определенный музыкаль­ный опыт, знания о музыке; развивать активный музыкальный словарь, с помощью которого можно охарактеризовать произве­дение, оценить услышанную мелодию, определить форму произ­ведения (количество частей).

Эстетические переживания и эмоции являются основой художе­ственного восприятия. Воспринимая музыку, ребенок интуитивно или сознательно ее оценивает. Оценка музыки — это возникающие в процессе художественного восприятия обобщения, сравнения и ассоциации, происходящие с участием произвольного внимания. Первоначально такая оценка происходит бессознательно, на осно­ве эмоций (хорошо — плохо, понравилось — не понравилось).

Л.С.Выготским, Б.М.Тепловым подчеркивалось, что музыка, вызывая эмоции у слушателя, пробуждает соответствующие мыс­ли, т.е. воздействует на сознание. Когда музыкальное произведе­ние осознается слушателем, его восприятие углубляется.

Эстетиче­ское чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса. О его развитости говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. В музыкальном вкусе проявляется единство интеллекту­альной и эмоциональной сфер. Его формирование происходит ис­ключительно в процессе музыкальной деятельности: при восприя­тии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок с определенной долей мотивации отдает предпочтение тем или иным произведе­ниям. Потребность в музыке у ребенка возникает рано вместе с потребностью общения со взрослыми в условиях насыщенной по­ложительными эмоциями музыкальной среды. Она развивается с приобретением музыкального опыта и усиливается, когда ребенок слушает музыку самостоятельно и более продолжительное время.

Основу сенсорных музыкальных способностей составляет разли­чение высоты, тембра, динамики и длительности музыкальных зву­ков. Это достигается с помощью таких разновидностей музыкально­го слуха, как: звуковысотный (различение звуков по высоте), темб­ровый (различение звуков по характерной окраске: фортепиано, скрипка, флейта, барабан, звуки человеческого голоса) и динами­ческий (различение силы звука). Отличительной чертой музыкаль­ных звуков от звуков речи, шумов, голосов животных и птиц явля­ется определенная, фиксированная высота и протяженность.

Звуко­высотный слух имеет две разновидности: мелодический слух и гар­монический. Мелодический проявляется по отношению к одного­лосной мелодии, гармонический - относится к восприятию созву­чий, многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха, как правило, происходит значительно медленнее развития мелодиче­ского. Формирование тембрового и динамического слу­ха у большинства детей не вызывает особых трудностей. Дети узна­ют тембры музыкальных инструментов, различают динамику как выразительное средство музыки. Для этого используются музыкаль­но-дидактические игры, с помощью которых моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков.

К основным музыкальным способностям современные отече­ственные исследователи прежде всего относят чувство ритма.

Не менее важной музыкальной способностью является ладовое чувство. Его можно определить как осознанное или неосознанное восприятие ладовой (мажорной или минорной) окраски услышан­ного произведения. Часто мажор связывают с положительными эмо­циями — веселым, радостным настроением, а минор - с груст­ным. Хотя так бывает не всегда. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как адекватное содержанию эмоциональное переживание.

 

Особенности музыкальных способностей детей с ОВЗ

 

Музыкальные способности детей с ОВЗ отличаются определенной спецификой.

· Не умеют слушать музыку, делать соответствующие прослушанному выводы.

· Может отсутствовать правильное голосоведение мелодии, интонирование, что явля­ется показателем нарушения слухоречевой координации.

· Ограни­ченные возможности узнавания эмоциональных переживаний, во­площенных в музыке, и слабая дифференцированность восприя­тия средств музыкальной выразительности препятствуют выраже­нию своих мыслей и переживаний.

· Узость музыкального восприя­тия тормозит установление причинно-следственных, временных соотношений между образами, изображенными в музыке.

· Работа по выполнению музыкального задания вызывает у детей положительные чувства и эмоции, но более продол­жительное занятие одним видом деятельности ведет к потере ин­тереса и быстрой утомляемости.

· Причинно-следственные отноше­ния по ходу выполнения предложенного задания устанавливаются с трудом, действия выполняются по показу учителя неосоз­нанно, механически.

· Как правило, после выполнения задания у детей отсутствует объективная оценка результатов собственной музыкальной деятель­ности. Они удовлетворяются самим процессом музицирования, поскольку у них недостаточно развито стремление к улучшению результата.

· На этапе знакомства с заданием чаще всего происходит вербализация лишь общей цели деятельности, особенности выполнения не осознаются даже в процессе практических действий.

· Ограниченность знаний об окружающем и патология развития лич­ности ребенка оказывают негативное воздействие на возникнове­ние внемузыкальных представлений, воображаемых ситуаций.

 

Различные виды музыкальной деятельности по-разному обус­ловливают формирование и развитие музыкальных способностей: восприятие музыки, игра на простейших музыкальных инструмен­тах, пение, танцевально-ритмические упражнения.

Трудности

Пение

— нарушение плавности, напевности, скандирование или речитатив;

— нарушена правильность дыхания — бесшумное, не поднимая плеч;

— нарушение дикции (подвижность артикуляционного аппарата — губ, язы­ка, неба, нижней челюсти), неясное звучание согласных, нарушено мягкое окончание фраз.

Звуковысотный слух

— воспроизведение звуков по высоте;

— воспроизведение направления движения мелодии;

— особенности запоминания мелодии. У умственно отсталых детей гармонический слух обычно не развивается вовсе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: