Глава II.Содержание работы

Департамент образования и науки Кемеровской области

Областная научно-практическая конференция исследовательских и прикладных работ

«Мы – будущее Кузбасса (юниор)»

Секция «Химия. Биология. Экология. Психология»

Тема работы

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ  

у обучающихся 

7 классов

Искитимской школы

Автор:

                                        Мухаметова Регина, 8 класс

                                                   МБОУ «Искитимская средняя общеобразовательная школа» п.ст. Юрга-2-ая

                          Научный руководитель:

Котегова Ольга Александровна,

                  учитель биологии                  

               высшая квалификационная категория

Кемерово 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ                                                                                  стр.

 

                                                                                                                         ВВЕДЕНИЕ                                                                                               3                                                                                                                 

 

глава I. Материал и МЕТОДИКА                                            4                                                                  

 

глава II. содержание работы                                         4                                                           

                               

ВЫВОДЫ                                                                                            8                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 список литературы                                                                 10     

 

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                  11        

 

                                                                                           

 

Введение 

 Очень важно с раннего детства привить ребенку понятие о здоровье как главной ценности жизни человека и воспитывать в нем необходимость и важность сохранения здоровья в сильно нарушенной среде обитания человека. «Береги здоровье смолоду» - гласит народная мудрость, ведь основы здоровья закладываются в детстве, любое отклонение в развитие организма, любая более или менее серьёзная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека. Утраченного здоровья не вернуть, или же сделать это чрезвычайно трудно, намного труднее, чем сберечь его в молодости.     

 Необходимо, чтобы каждый школьник проникся мыслью и неукоснительно ею пользовался, что здоровье наше во многом зависит от нас самих, от нашего здорового образа жизни [6].

На здоровье влияют как внешние факторы (экономика, окружающая среда), так и личное отношение человека к своему здоровью (образ жизни). По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания[8]. Поэтому как никогда необходимо придавать большое значение формированию основ здорового образа жизни. А для этого необходимо знать, как школьники относятся к здоровью, насколько понимают его важность для человеческой жизни, какими знаниями владеют и высок ли интерес к проблемам здоровья[3].

Цель исследовательской работы: Изучить отношение к здоровью у обучающихся 7 классов Искитимской школы

Задачи: 1.Изучить данные литературы о здоровом образе жизни.

2.Применяя метод анкетирования, изучить отношение школьников к здоровью как главной ценности жизни, определить понимание ими факторов, влияющих на здоровье.

3.Проанализировать результаты анкетирования и сравнить их с данными исследования 2007-2008уч.г., проведенного среди обучающихся 7 классов Искитимской школы.

4.Сформулировать выводы.

   

Глава I.Материал и методика исследования

Исследование проводилось в 2010-2011 учебном году. В исследовании принимали участие школьники седьмых классов, представляющие возрастную группу: 12 –13 лет. Метод исследования – анкетирование (Приложения1-3). Вопросы анкеты [3] позволяют понять уровень знаний и представлений о здоровье у опрашиваемых.  В анкетировании приняли участие 23 обучающихся 7 классов, среди них 8 мальчиков и 15  девочек. Для сравнения полученных результатов были использованы данные опроса обучающихся 7 классов Искитимской школы 2007-2008 уч. года в количестве 33 человек, среди них 14 мальчиков и 19 девочек.Использован графический метод для  иллюстрации полученных результатов.

Глава II.Содержание работы                                                               

Первый вопрос анкеты может служить характеристикой представления о нравственном здоровье человека.

На вопрос, какие качества характера в людях вы цените, получены ответы, занесенные в таблицу «Представления о нравственном здоровье человека» (Таблица 1,диаграмма 1,приложение 4). Возможны несколько вариантов ответов. Доброта отмечается большинством обучающихся как главное качество характера- 72,7 % в 2008г. и 95, 7% в 2011 г. Лишь добрый человек может понять боль другого человека, отозваться на призыв о помощи. А это значит, что,  относясь по доброму к другим, человек учится так же относиться к себе,  к своему здоровью. Следовательно, необходимо уделять внимание формированию восприятия себя как ценности и ценности своего здоровья. Без уверенности в себе и в своих силах нельзя добиться в жизни какого- то результата, поэтому это тоже важная черта характера, которая формируется в человеке. Уважающий других людей человек с уважением будет относиться к себе, а, значит, и к своему здоровью. Семиклассники 2008 г. отдают предпочтение таким качествам, как уважение к человеку(18,2%), уверенность(21,2%), порядочность(15,1%),сила(12,1%). Школьники 2011 г. этих качеств не выделяют.13% называют такое качество характера, как щедрость. Нужно отметить, что обучающиеся 2011 г. назвали  много таких качеств характера, которые не отметили школьники 2008г. - это целеустремленность (39,1%) и чувство юмора(30,4%).Таким образом, в результате анкетирования по первому вопросу самыми приоритетными оказались такое качество характера в людях, как доброта.

Цель второго вопроса заключалась в определении места здоровья в ряду наиболее важных ценностей жизни человека. Опрашиваемым были предложены следующие жизненные ценности человека: интересная, стабильная работа; счастливая, семейная жизнь; наличие хороших и верных друзей; познание (возможность расширять свое образование, кругозоров); здоровье (физическое и психическое); любовь (духовная и физическая близость любимым человеком); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений). По результатам исследования составлена таблица «Рейтинг здоровья в жизненных ценностях человека» (Таблица 2,диаграмма 2,приложение 4).

8 из 33 опрошенных на первое место ставят здоровье как главную жизненную ценность и счастливую семейную жизнь, что составляет 24,2%.  Обращает на себя внимание тот факт, что здоровье как жизненную ценность выбирают только девочки, в большинстве обучающиеся 7 «а» класса (Таблица 3,приложение5). На второе место 7 человек ставят  интересную стабильную работу, что составляет 21,2 %, на третье место - иметь хороших и верных друзей, так считают 15,1% всех опрошенных. Познание  и любовь как ценности жизни отмечаются у 6,1 % семиклассников. Материально обеспеченная жизнь  отмечается как особо жизненно важная у одного мальчика (3,0%). Учащиеся 7 классов 2010-2011 уч. г. (Таблица 2,диаграмма 2,приложение 4)  считают, что главная жизненная ценность-это здоровье (47,8%), 6 учащихся на второе место ставят счастливую семейную жизнь (30,4%), также опрошенные выбирают любовь, познание, материально обеспеченная жизнь(4,3%)%. Наличие хороших и верных друзей ни один семиклассник не отметил. Действительно, здоровье - самая главная жизненная ценность для каждого человека, но не каждый его ценит и бережет, а зря. Таким образом, с течением времени здоровье и счастливая семейная жизнь по-прежнему  отмечаются семиклассниками как самые важные ценности жизни.

Смысл третьего вопроса – что такое здоровье? Анализ анкет показал, что наиболее часто встречаются следующие определения здоровья, которые занесены в таблицу «Содержание представлений о здоровье» (таблица 3,диаграмма 3,приложении 4).Результаты анкетирования показывают, что составные части определения здоровья называются, но ни в одном ответе они не рассматриваются в единстве. В определении понятия здоровья отсутствует блок психического благополучия (эмоционального, интеллектуального). Следовательно, четкого понимания сущности здоровья, вероятнее всего, нет ни у одного школьника. 42,4 % (14 человек) 2008 г. и 30,4% семиклассников 2011 г. считают, что здоровье – это отсутствие хронических заболеваний (когда не болеешь). Следовательно, необходимо просвещение школьников в вопросах здоровья, ибо все наши беды от незнания.

Цель четвертого вопроса – выяснить, каково понимание того, что влияет на состояние здоровья. Результаты занесены в таблицу «Факторы, влияющие на состояние здоровья» (Таблица 4,диаграмма 4,приложение 4). Большинство опрошенных 7 кл. 2007-2008 уч. г.  (41 мнение) видят причины плохого состояния здоровья в наличии вредных привычек: курение (18 чел, 54,5%), употребление алкоголя (14 человек,42,4%), употребление наркотиков (9 человек,27,3%). Между тем среди обучающихся 7 классов 2007-2008 уч.г. 8 мальчиков курят.6 человек из 7 «б» не знают, что такое здоровье или не захотели дать ответа на вопрос. 6 человек (18,2%) считают, что состояние окружающей среды тоже влияет на здоровье. Из разнообразных источников информации школьники имеют представление о состоянии окружающей среды в городе и районе. Опрошенные 7 классы 2010-2011уч.г. считают, что употребление алкоголя является фактором, влияющим на состояние здоровья(34,8%),употребление наркотиков(30,4%)-это актуальные проблемы современности, также семиклассники отметили, что курение(26,1%) является фактором, влияющим на здоровье, причем все перечисленные выше факторы являются вредными привычками человека. Семиклассники 2011 г. не отметили экологические нарушения как фактор, влияющий на здоровье. Элементы образа жизни (плохой сон, незакаленность, физическая неактивность) тоже отмечаются как факторы, влияющие на здоровье, но незначительным количеством школьников- 3 человека 2008 г. Не были отмечены ни правильное питание, ни режим дня как основа здоровья (Приложение 5,таблицы 6, 7).

Следующие вопросы анкеты позволяют выяснить представления школьников о здоровом образе жизни (Таблица5,диаграммы 5-12, приложение 4).

Диаграмма 5 показывает, что    с течением времени увеличилось количество семиклассников, которые считают, что их образ жизни можно считать здоровым. Но что они вкладывают в понятие «здоровый образ жизни»?    Семиклассники 2008 г. более критично оценивали себя, отвечая на поставленный вопрос - их образ жизни можно назвать здоровым не всегда. Самая главная задача школьника - получить образование и 72,7% семиклассников 2007-2008 уч. г. и 73,9% семиклассников 2010-2011 уч.г. понимают, что от образа жизни зависит успеваемость в школе (Диаграмма 6,приложение 4). Количество детей, знающих о здоровом образе жизни, с течением времени увеличилось с 75,7% до 87 % (Диаграмма 7,приложение 4). 66,7% семиклассников  2008 г. 82,7% семиклассников 2011 г. считают, что правильное питание залог здоровья, но при выяснении факторов, влияющих на здоровье, питание не было отмечено ни одним школьником (Диаграмма 8,приложение 4).    54,5% семиклассников 2007-2008 уч. г. считают, что питаются правильное, между тем в школьной столовой питались  только 3 человека из 7 «а» класса и 4 человека из 7 «б» класса. Только 26,1% семиклассников 2011 г.думают, что их питание правильное. В школьной столовой питаются 1 человек из 7 «б» класса и 12 человек из 7 «а» класса, не нарушая режима питания (Диаграмма 9,приложение 4). 84,8 % опрошенных школьников 2008 г. занимаются физкультурой, посещали  спортивные секции 8 человек из 7 «а» класса (Диаграмма 10,приложение 4).Количество школьников, занимающихся физкультурой, уменьшилось до 69,6%. Эти обучающиеся посещают  школьную секцию по волейболу и баскетболу(5 девочек и 4 мальчика), занимаются борьбой самбо и дзюдо(2 мальчика), играют в футбол (2 мальчика). Занятия физкультурой положительно  влияет на здоровье, укрепляет мышцы, нервную систему. Если заниматься физкультурой в течение жизни, можно продлить свою жизнь на 5-10лет, так подсчитали ученые. Теоретически 51,5% опрошенных семиклассников 2007-2008 уч. г.  и почти все семиклассники 2011 г. (91,3%) знают, что режим дня соблюдать необходимо (Диаграмма 11,приложение 4). Диаграмма 12(Приложение 4) показывает, что с течением времени увеличилось количество школьников с 69,7% до 87%,которые согласны с тем, что здоровье зависит от самого человека. По данным литературы, личное здоровье во многом зависят от нас самих. Значит, каждому нужно проверить своё отношение к своему здоровью, поскольку можно и необходимо принять меры к тому, чтобы, как говорят, все «узкие места» устранить собственными силами. Надо помнить: болеть всегда себе дороже. И не только себе. Пренебрежительное отношение к здоровью дорого обходится обществу. Человек либо из-за неумения, либо из-за нежелания не использует свои скрытые возможности, не пополняет запасы своего здоровья[4].

Результаты анкеты «Ваш образ жизни» обработаны и сведены в таблицу 6 (Приложение 4).Согласно данных анкеты «Ваш образ жизни», 72,7% опрошенных 7 кл 2007-2008 уч.г. набрали более 60 баллов, а в 2010-2011 уч.г.52,2%

Выводы

 1.Здоровье - системное качество организма и психики человека, определяемое совокупностью физических и духовных качеств и свойств, которые являются основой долголетия и необходимым условием для осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой, дружной семьи, рождения и воспитания детей[5].

2. На современном этапе, когда здоровье россиян под угрозой, необходимо уделять большое внимание формированию отношения школьников к здоровью, осознанию его необходимости для реализации жизненных ценностей.

3. Исследования по изучению отношения школьников к своему здоровью показали следующее:

· С течением времени школьники седьмых классов  по- прежнему отмечают доброту как главное качество характера человека (72,7%  в 2007-2008 уч. г. и 95,7%  в 2010-2011 уч. г.). Ученики 2010-2011 уч.г. не выделяют такие качества, как уверенность в себе, уважение к человеку, порядочность, выбранные учениками 2007-2008 уч.г., но называют целеустремленность и чувство юмора.  

· Рейтинг здоровья в жизненных ценностях человека вырос с течением времени с 24,2% в 2007-2008 уч. г. до 47,8%, но недостаточен, еще не все семиклассники осознают его важность для реализации жизненных ценностей.

· Четкого понимания сущности здоровья нет ни у одного семиклассника. Следовательно, необходимо продолжать просвещение школьников в вопросах здоровья.

· Большинство опрошенных видят причины плохого состояния здоровья в наличии вредных привычек. Образ жизни как главный фактор, влияющий на здоровье, не был отмечен.

· Между тем, согласно данных анкеты «Ваш образ жизни», уменьшилось количество детей, набравших 60 баллов с 72,7%  школьников 2007-2008 уч.г. до 52,2% в 2010-2011 уч.г.

· С течением времени увеличилось количество детей, которые называют свой образ жизни здоровым, понимают что правильное питание-залог здоровья, что нужно соблюдать режим дня, что здоровье влияет на успеваемость, но между тем уменьшилось количество детей, кто питается правильно и постоянно занимается физической культурой.

· Главное, чтобы при формировании здорового образа жизни школьников не было расхождения слов и дела, чтобы школьники и их родители осознанно укрепляли и сохраняли свое здоровье.

Основными направлениями по формированию отношения школьников к здоровью являются следующие: осознание человеком себя как ценности и ценности здоровья для собственной жизни, взаимодействия с другими людьми;разъяснение для всех возрастных групп сущности здоровья, его составных компонентов, факторов, влияющих на здоровье;разработка различных профилактических и санитарно – гигиенических мероприятий для поддержания и улучшения здоровья. Эти направления могут решаться совместно родителями, школьниками, учителями, медицинскими работниками, администрацией (уроки здоровья, тематические классные часы, лекции, консультации, дни здоровья).

Список литературы

1. Амосов Н. Раздумья о здоровье. - Кемерово, Кемер. книжн.изд., 1981, с. 64 –66.

2. Зернов Н. Г., Ковригин А. Е. Особенности развития и гигиена школьника.  М.: «Знание», 1987, с. 24 – 27.

3. Изучение отношения школьников и учителей к своему здоровью // Библиотека журнала «Директор школы», 1999, № 6, с. 80 – 88

4. Климова В.И.Человек и его здоровье. М: Изд. «Знание», 1990, с.46 -47,с.136  

5. Колесов Д. В. Здоровье и укрепляющие его факторы // Биология в школе, 1989, № 3, с. 13 – 16.

6. Потапов А. И. Здоровый образ жизни. Сплав знаний, умений, убеждений // Биология в школе, 1990, № 1, с. 4 – 7.

7. Савина А. К. Формирование здорового образа жизни учащихся // Биология в школе,  199о, № 3, с. 54 – 58.

8. Халиков В. Здоровье россиян под угрозой // Военные знания, 2001,№ 3, с. 41 – 42.

9. Шамин А. Н. Государственная программа «Здоровье населения России» //Биология в школе,1992,№ 1-2, с. 15 – 17.  

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.Вопросы анкеты 1

Приложение 2. Анкета «Ваш образ жизни»

Приложение3.Вопросы анкеты 2

Приложение 4.Результаты анкетирования

Приложение5.Результаты анкетирования по классам

 

  Приложение 1

Вопросы анкеты 1

1. Какие качества характера в людях вы цените?

2. Определите место здоровья в ряду наиболее важных ценностей жизни человека:

а) интересная стабильная работа.

б) счастливая семейная жизнь.

в) наличие хороших и верных друзей.

г) познание (возможность расширять свое образование, кругозор).

д) здоровье (физическое и психическое).

е) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

ж) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем).

3. Ваше представление о здоровье.

4.Какие факторы влияют на состояние здоровье?

 

 

Приложение 2

 

Поскольку образ жизни - самый важный фактор формирования здоровья, школьникам была предложена анкета «Ваш образ жизни» и несколько тестовых вопросов.

Виды физической активности

Оценки в баллах

регулярно нерегулярно не делаю
1. Утренняя гимнастика 10 7 0
2. Передвижение в школу, из школы пешком 10 6 0
3. Физкультура в школе 10 5 0
4. Физкультура в свободное время (секции, самостоятельно) 30 10 0
5. Турпоходы, экскурсии на природу в выходные дни 15 7 0
6. Закаливание 5 3 0
7.  Участие в спортивных соревнованиях 10 5 0
8. Выполнение физической работы дома 5 3 0

 

Обработка анкеты: Штрафные очки вычитаются из суммы: за курение-10 баллов, за употребление спиртных напитков- 10 баллов, за нарушение намеченного режима дня- 5 баллов. Если по итогам тестирования опрашиваемый набирает более 60 баллов, то он получает оценку «отлично», более 45 баллов - «хорошо», более 25 баллов - «удовлетворительно, менее 25 баллов -«неудовлетворительно»

 

Приложение3

Вопросы анкеты 2

 

1.Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?

 а) да         б) нет               в) не всегда

2.Влияет ли образ жизни на успеваемость?

а) да                       б) нет

3.Знаете ли вы о здоровом образе жизни?

а) да, хорошо знаю           б) нет, не знаю                  в) плохо знаю

4.Считаете ли Вы, что правильное питание-залог здоровья?

а) да                   б) нет                       в) не знаю

5.Считаете ли вы, что ваше питание правильное?

а) да                  б) нет

6. Занимаетесь ли вы физкультурой?

а) да                       б) нет            в) не всегда

7.Надо ли соблюдать режим дня?

а) да                   б) нет               в) не всегда

8.Согласны ли вы с утверждением, что здоровье зависит от самого человека?

а) да                   б) нет                        в) не всегда

 

Приложение 4

 

Таблица 1

 

Сравнительная таблица «Представления о нравственном здоровье человека» (%).

  Качества характера 7 классы 2007-2008уч.г. 7 классы 2010-2011 уч.г.
1.Доброта 72,7 95,7
2.Уважение к человеку 18,2 -
3.Сила 12,1 -
4.Щедрость 6,1 13
5.Спокойствие 3,0 -
6.Равнодушие 3,0 8,7
7.Смелость 6,1 4,3
8.Вежливость 9,1 8,7
9.Честность 15,1 8,7
10.Злость 6,1 -
11.Уверенность 21,2 -
12.Гордость 3,0 -
13.Скромность 6,1 -
14.Порядочность 15,1 -
15.Хитрость 6,1 -
16.Целеустремленность - 39,1
17.Ненастырность - 4,3
18.Равнодушие - 8,7
19.Неравнодушность - 4,3
20.Чувство юмора - 30,4
21.Упорство - 4,3
22.Отзывчивость - 8,7
23.Забота - 4,3
24.Дружелюбность - 4,3
25.Ум - 4,3
26.Сила характера - 4,3
27.Внимательность - 4,3

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: