Музыкально-ритмическая деятельность

Музыкально-ритмическая деятельность обладает исключитель­ной ценностью в музыкальном развитии детей в силу своей бли­зости природе ребенка (психофизиологический аспект). Здесь со­держание музыки, ее характер, художественные образы переда­ются в движении. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения помогают ее глубокому восприятию и осмыслению. При этом сама музыка влияет на выразительность движений.

Музыкально-ритмическая деятельность включает: упражнения, танцы, пляски, хороводы, музыкальные игры.

Упражнения, используемые в работе с детьми, различны по своим функциям:

1) упражнения, с помощью которых совершенствуются на­выки основных движений (ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных элементов (упражнения для рук и верх него плечевого пояса), упражнения без музыки и психогимна­стика;

2) упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или музыкально-дидактическая игра;

3) упражнения с предметами (если они не входят в упражне­ния по совершенствованию основных движений), подвижные игры (музыкальная игра, игра под слово или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же удобно включать и задания на игровое и танцевальное творчество.

Танцы, пляски, хороводы принято разделять на:

- зафиксированные (при обучении педагог следует авторской композиции движений);

- свободные (дети самостоятельно танцуют, используя знакомые элементы движений).

Музыкальные игры проводятся под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные), а также под пение.

Композиция движений в играх с пением зависит от характера музыки и текста.

Задачи музыкального развития

Упражнения. Формировать красивую осанку, учить выра­зительным, пластичным движениям. Развивать восприятие му­зыкальных образов, способность выражать их в движении, со­гласовывая с характером музыки, средствами музыкальной вы­разительности.

Танцы, пляски, хороводы. Совершенствовать танцеваль­ные движения, используя все виды шага: с продвижением впе­ред, с притопом, три притопа в кружении, приставной шаг и его разновидности, шаг с поскоком, шаг польки.

Выразительно и качественно исполнять танцы с различными предметами, давая собственную интерпретацию.

Учить прочному овладению техническими приемами, мими­кой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах.

Танцевально-игровое творчество. Способствовать развитию творческого потенциала каждого ребенка. Поощрять при­думывание собственного игрового образа, персонажа; составле­ние «своей» пляски на основе комбинирования различных эле­ментов физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах

Приобщение к игре на инструментах не является обязательным видом деятельности на каждом занятии. Целесообразно включать детские музыкальные инструменты в другие виды деятельности (музыкально-ритмическая, слушание) как практи­ческий метод, помогающий осознанному восприятию музыки, или метод, позволяющий закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритми­ческий рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с ис­пользованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.

Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструмен­тах рекомендуется проводить не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем.

Дети быстро осваиваются за инструментом и лучше усваивают музыкальные понятия, например «пауза».

Хорошо дети справляются с заданиями при исполнении пьес, таких, как «Баба-Яга» П.И.Чайковского (нижний регистр), «Подснежник» П.И.Чайковского, «Папа и мама разговаривают» И.Н.Арсеева и др.

Задачи музыкального развития

Развивать интерес детей к музицированию на инструментах - как детских, так и на фортепиано.

Ознакомить детей с правилами пользования инструментами. Стимулировать приемы образной игры: глиссандо, разнообраз­ные движения кисти (на металлофоне, фортепиано).

Учить исполнению песен и попевок, творческих импровиза­ций (индивидуально и в ансамбле) на инструментах различного происхождения: народных - бубен, ложки, колокольчики, тре­щотки и др.; инструментах детского оркестра - металлофон, триола, ксилофон.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: