Музыкально-ритмическая деятельность обладает исключительной ценностью в музыкальном развитии детей в силу своей близости природе ребенка (психофизиологический аспект). Здесь содержание музыки, ее характер, художественные образы передаются в движении. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения помогают ее глубокому восприятию и осмыслению. При этом сама музыка влияет на выразительность движений.
Музыкально-ритмическая деятельность включает: упражнения, танцы, пляски, хороводы, музыкальные игры.
Упражнения, используемые в работе с детьми, различны по своим функциям:
1) упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений (ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных элементов (упражнения для рук и верх него плечевого пояса), упражнения без музыки и психогимнастика;
2) упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или музыкально-дидактическая игра;
3) упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры (музыкальная игра, игра под слово или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же удобно включать и задания на игровое и танцевальное творчество.
Танцы, пляски, хороводы принято разделять на:
- зафиксированные (при обучении педагог следует авторской композиции движений);
- свободные (дети самостоятельно танцуют, используя знакомые элементы движений).
Музыкальные игры проводятся под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные), а также под пение.
Композиция движений в играх с пением зависит от характера музыки и текста.
Задачи музыкального развития
Упражнения. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям. Развивать восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности.
Танцы, пляски, хороводы. Совершенствовать танцевальные движения, используя все виды шага: с продвижением вперед, с притопом, три притопа в кружении, приставной шаг и его разновидности, шаг с поскоком, шаг польки.
Выразительно и качественно исполнять танцы с различными предметами, давая собственную интерпретацию.
Учить прочному овладению техническими приемами, мимикой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах.
Танцевально-игровое творчество. Способствовать развитию творческого потенциала каждого ребенка. Поощрять придумывание собственного игрового образа, персонажа; составление «своей» пляски на основе комбинирования различных элементов физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах
Приобщение к игре на инструментах не является обязательным видом деятельности на каждом занятии. Целесообразно включать детские музыкальные инструменты в другие виды деятельности (музыкально-ритмическая, слушание) как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки, или метод, позволяющий закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.
Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах рекомендуется проводить не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем.
Дети быстро осваиваются за инструментом и лучше усваивают музыкальные понятия, например «пауза».
Хорошо дети справляются с заданиями при исполнении пьес, таких, как «Баба-Яга» П.И.Чайковского (нижний регистр), «Подснежник» П.И.Чайковского, «Папа и мама разговаривают» И.Н.Арсеева и др.
Задачи музыкального развития
Развивать интерес детей к музицированию на инструментах - как детских, так и на фортепиано.
Ознакомить детей с правилами пользования инструментами. Стимулировать приемы образной игры: глиссандо, разнообразные движения кисти (на металлофоне, фортепиано).
Учить исполнению песен и попевок, творческих импровизаций (индивидуально и в ансамбле) на инструментах различного происхождения: народных - бубен, ложки, колокольчики, трещотки и др.; инструментах детского оркестра - металлофон, триола, ксилофон.