У детей это усвоение элементарных знаний о музыке и музыкальной деятельности, позволяющих успешно осваивать все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество. Сведения о музыке, ее выразительных средствах углубляют восприятие. Знание различных способов воплощения музыкального образа, возможных вариантов помогает практическому освоению ребенком умений и навыков, способствует выразительности исполнения и творческих импровизаций. Применение полученных знаний уточняет их; таким образом, они осваиваются детьми более прочно и глубоко.
Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае процесс обучения сводится к «натаскиванию». Освоение навыков и умений подменяет собой решение основных задач музыкального воспитания и развития детей. Если обучение осуществляется без индивидуально-дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.
|
|
В музыкальном воспитании детей коррекционных учреждений используют различные виды деятельности. К ним относятся:
— хоровое и сольное пение;
— игра на музыкальных инструментах;
— слушание музыки;
— музыкально-ритмические движения;
— инсценирование песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
— рассказы детей (размышления) по поводу услышанной и исполненной музыки;
— изучение элементов нотной грамоты как средства письменного выражения музыкальной речи;
— творческие индивидуальные задания — детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений, написание небольших сочинений, рассказов о музыке и др.
В музыкальном развитии воспитанников специальных (коррекционных) учреждений можно условно выделить три периода.
Первый, пропедевтический, период. Дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт музыкально-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Для разучивания используются песни звукоподражательного характера (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). Мелодии песен простые, в диапазоне кварты (ми1 —ля1, для подготовительного класса) или сексты (ре] — си\ для I класса), ритмический рисунок состоит из четвертных и восьмых длительностей, темп и сила звучания средние, дыхание кратковременное.
Во втором периоде, происходит развитие координации слуха и голоса, музыки и движения, идет накопление знаний, овладение исполнительскими умениями. Диапазон пения увеличивается, дыхание становится более устойчивым, дети могут петь протяженные фразы, лучше произносят слова. Подбираются песни о природе, окружающей действительности, певческие упражнения строятся на материале, посильном для детей. Они помогают формированию дикции, артикуляции, певческого дыхания, ансамбля. Для развития координации слуха и голоса, певческого дыхания важно выбирать произведения, имеющие не только равномерные, но и протяженные звуки. Мелодии выбираются более сложные, в медленном и среднем темпе, динамика тихая и умеренно громкая. В этой возрастной группе проявляют себя дети, музыкально более одаренные, они заметно опережают своих сверстников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонации, звонкий голос, художественно выразительное пение, артистичность, интерес к музыке.
|
|
В третьем периоде практические действия подкрепляются элементарными знаниями о музыке, ученики овладевают навыками игры на музыкальных инструментах. Певческий диапазон увеличивается. Дети овладевают певческим дыханием. В этом возрасте используется разнообразный песенный репертуар, темп от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Петь громко не рекомендуется.
Таким образом, можно заключить, что в процессе участия воспитанников коррекционных учреждений в различных видах музыкальной деятельности при музыкальном восприятии происходят следующие процессы:
1. Образуются музыкальные представления, включающие запас сведений музыкального содержания (музыкальная интонация, особенности звукообразования и др.); получают дальнейшее развитие мыслительная способность, внимание, сосредоточенность, концентрация памяти.
2. Развивается эмоциональная сфера, формируются эстетические чувства, отзывчивость на музыку; воспитываются такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
3. Улучшается положительная мотивация поведения, динамика развития сознательной саморегуляции музыкальной деятельности.