Музыкально-образовательная деятельность

У детей это усвое­ние элементарных знаний о музыке и музыкальной деятельности, позволяющих успешно осваивать все виды музыкальной деятель­ности: восприятие, исполнительство, творчество. Сведения о музыке, ее выразительных средствах углубляют восприятие. Зна­ние различных способов воплощения музыкального образа, воз­можных вариантов помогает практическому освоению ребенком умений и навыков, способствует выразительности исполнения и творческих импровизаций. Применение полученных знаний уточ­няет их; таким образом, они осваиваются детьми более прочно и глубоко.

 

Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошколь­ном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкаль­ного воспитания на развитие именно его способностей, склоннос­тей, интересов. В противном случае про­цесс обучения сводится к «натаскиванию». Освоение навыков и умений подменяет собой решение основных задач музыкального воспитания и развития детей. Если обучение осуществляется без индивидуально-дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.

 

В музыкальном воспитании детей коррекционных учреждений используют различные виды деятельности. К ним относятся:

— хоровое и сольное пение;

— игра на музыкальных инструментах;

— слушание музыки;

— музыкально-ритмические движения;

— инсценирование песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

— рассказы детей (размышления) по поводу услышанной и ис­полненной музыки;

— изучение элементов нотной грамоты как средства письмен­ного выражения музыкальной речи;

— творческие индивидуальные задания — детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений, написание не­больших сочинений, рассказов о музыке и др.

В музыкальном развитии воспитанников специальных (коррек­ционных) учреждений можно условно выделить три периода.

Первый, пропедевтический, период. Дети накапливают опыт восприятия му­зыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт музыкаль­но-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Для разучивания используются песни звукоподража­тельного характера (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). Мелодии песен про­стые, в диапазоне кварты (ми1 —ля1, для подготовительного клас­са) или сексты (ре] — си\ для I класса), ритмический рисунок со­стоит из четвертных и восьмых длительностей, темп и сила звуча­ния средние, дыхание кратковременное.

Во втором периоде, происхо­дит развитие координации слуха и голоса, музыки и движения, идет накопление знаний, овладение исполнительскими умениями. Диапазон пения увеличивается, дыхание становится более устойчивым, дети мо­гут петь протяженные фразы, лучше произносят слова. Подбира­ются песни о природе, окружающей действительности, певческие упражнения строятся на материале, посильном для детей. Они помогают формированию дикции, артикуляции, певческого ды­хания, ансамбля. Для развития координации слуха и голоса, пев­ческого дыхания важно выбирать произведения, имеющие не только равномерные, но и протяженные звуки. Мелодии выбираются бо­лее сложные, в медленном и среднем темпе, динамика тихая и умеренно громкая. В этой возрастной группе проявляют себя дети, музыкально более одаренные, они заметно опережают своих свер­стников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонации, звонкий голос, художественно выразительное пение, артистич­ность, интерес к музыке.

В третьем периоде практические действия подкрепляются элементарными зна­ниями о музыке, ученики овладевают навыками игры на музы­кальных инструментах. Певческий диапазон увеличивается. Дети овладевают певческим дыханием. В этом возрасте используется раз­нообразный песенный репертуар, темп от медленного до подвиж­ного, динамика от тихой до умеренно громкой. Петь громко не рекомендуется.

 

Таким образом, можно заключить, что в процессе участия вос­питанников коррекционных учреждений в различных видах музы­кальной деятельности при музыкальном восприятии происходят следующие процессы:

1. Образуются музыкальные представления, включающие запас сведений музыкального содержания (музыкальная интонация, осо­бенности звукообразования и др.); получают дальнейшее развитие мыслительная способность, внимание, сосредоточенность, кон­центрация памяти.

2. Развивается эмоциональная сфера, формируются эстетиче­ские чувства, отзывчивость на музыку; воспитываются такие каче­ства личности, как доброта, умение сочувствовать другому чело­веку.

3. Улучшается положительная мотивация поведения, динамика развития сознательной саморегуляции музыкальной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: