Трудоемкость практики
Общая трудоемкость практики составляет 5 зачетных единиц (180 академических часов).
Практика проводится в 4 семестре.
Вид итогового контроля – дифференцированный зачет.
Содержание практики
№ 1 Организация педагогической практики.
На данном этапе предполагается:
- разработка индивидуального задания на практику;
- составление рабочего графика (плана) педагогической практики;
- знакомство с внутренней средой университета (организационная структура, миссия, цели, задачи; номенклатура дел – планы кафедры на текущий год, план научной деятельности, кадровый состав, книгообеспеченность учебного процесса, особенности профориентационной работы);
- ознакомление с должностными обязанностями и правами преподавателей, правилами внутреннего распорядка вуза; прохождение инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности;
- обсуждение с руководителем практики организационных вопросов (составление расписания занятий практиканта, графика консультаций)
|
|
№ 2 Прохождение педагогической практики.
Ознакомление со структурой образовательного процесса в образовательном учреждении, принципами построения учебного процесса и нормативно-правовыми документами.
Ознакомление с федеральным государственным образовательным стандартом, основной образовательной программой и учебным планом по направлению подготовки «Управление персоналом» (бакалавр и магистр).
Ознакомление с содержанием учебной дисциплины, в рамках которой планируется проведение занятий: изучение утвержденной рабочей программы, основных формируемых компетенций, средств, форм и методов обучения, программного обеспечения по рекомендованным дисциплинам.
Посещение занятий, проводимых ведущими преподавателями Института менеджмента (кафедры управления персоналом, сервиса и туризма), по различным учебным дисциплинам; наблюдение и анализ с позиции организации педагогического процесса, формы проведения занятия, особенностей взаимодействия с обучающимися.
Выполнение индивидуальных заданий в соответствии с планом практики. Конкретное содержание практики планируется руководителем практики совместно с научным руководителем обучающегося и отражается в индивидуальном задании на педагогическую практику, в котором фиксируются все виды деятельности обучающегося в течение практики.
В ходе практики обучающиеся выполняют задания по различным видам педагогической деятельности: учебной, учебно-методической и организационно-воспитательной.
Содержание учебной работы. Учебная работа предусматривает непосредственное участие обучающегося в различных формах организации педагогического процесса:
|
|
- выбор тем, связанных с научно-исследовательской работой, для проведения занятий обучающимся; разработка содержания (планов-конспектов) по темам занятий на современном научно-методическом уровне;
- проведение различных видов учебных занятий по темам выбранной учебной дисциплины (в соответствии с направлением научных интересов обучающегося), их анализ совместно с руководителем практики и ведущим преподавателем;
- подготовка кейсов, материалов для практических работ, составление задач и т. д. по заданию научного руководителя;
- разработка тестовых заданий по учебной теме для оценивания процесса обучения;
- организация различных форм внеаудиторной работы;
- организация анкетирования, социологических опросов и т.п., предусмотренных программой преподаваемой учебной дисциплины.
Содержание учебно-методической работы. За время практики обучающийся должен:
- ознакомиться с методиками подготовки и проведения всех форм учебных занятий (лекций, практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирования);
- освоить инновационные образовательные технологии;
- разработать на основе рабочих программ дисциплины учебно-методические материалы к лекционным, практическим занятиям в объеме, определяемом руководителем практики (электронные презентации, видеоматериалы, кейсы, материалы для практических занятий, фонды оценочных средств, учебно-методические пособия, тесты для проверки знаний, процедуры оценки личностных и деловых компетенций студентов, дидактические материалы для деловых игр, тренингов, консультативных сессий или др.)
Содержание организационно-воспитательной работы. Организационно-воспитательная работа магистрантов в составе педагогической практики предусматривает их участие в мероприятиях, ориентированных на оказание тьюторской поддержки обучающимся младших курсов, участие в общественных мероприятиях культурно-просветительского характера, проведение практико-ориентированных профориентационных мероприятий со школьниками, их родителями и др. Содержание профориентационной работы может включать такие виды деятельности, как: информирование, консультирование, подготовка и проведение профориентационных встреч для старшеклассников общеобразовательных учреждений, участие в подготовке и проведении Дня открытых дверей Института менеджмента и др.
На основном этапе практики руководитель контролирует процесс выполнения индивидуального плана практики магистрантами, организует консультации и промежуточную конференцию, где магистранты характеризуют процесс выполнения индивидуального плана, демонстрируют продукты педагогической деятельности, обсуждают возникшие проблемные задачи и план работы по их решению.
Перечень индивидуальных заданий по педагогической практике
- обзор законодательной базы организации высшего образования в Российской Федерации;
- характеристика нормативного обеспечения деятельности образовательных учреждений высшего образования, включая локальные документы;
- обзор актуальной литературы по проблемам организации учебного процесса, методике проведения лекционных и семинарских (практических) занятий, организации самостоятельной работы обучающихся, методам и формам контроля и оценки знаний обучающихся;
- посещение занятий, проводимых ведущими преподавателями Института менеджмента (кафедры управления персоналом, сервиса и туризма) по различным учебным дисциплинам;
- разработка конспектов занятий (лекций, семинаров), включающих подробное описание методов обучения;
- проведение лекционных и семинарских занятий с применением активных методов обучения;
|
|
- подготовка учебно-методических материалов (подготовка кейсов, презентаций, деловых ситуаций, материалов для семинарских занятий, составление задач и т.д.);
- подготовка контрольно-измерительных материалов: тестов, экзаменационных вопросов, контрольных работ, коллоквиумов и иных форм педагогического контроля.
№ 3 Формирование и защита отчёта по педагогической практике.
Отчет по педагогической практике включает следующие структурные элементы:
- титульный лист отчета;
- содержание;
- введение: цель, место, продолжительность практики;
- описание выполненного индивидуального задания по практике и полученные результаты;
- заключение: характеристика навыков и умений, приобретенных на практике, выводы магистранта о практической значимости педагогической практики;
- список использованных источников;
- приложения (индивидуальное задание на практику, рабочий график (план) проведения практики и др.).
Оценка результата прохождения педагогической практики осуществляется руководителем практики.