Индивидуальное задание по теме: «Ликвидация аварий на нефтепроводах»

 

В последние десятки лет Россия сильно развила свою сеть трубопроводов по всей стране и за её приделами. В данный момент именно на трубопроводном транспорте сконцентрировано, большая часть экономики страны, поэтому отказы магистральных трубопроводов приводят к большим экономическим потерям, а также  значительному геоэкологическому ущербу с возможными непоправимыми последствиями для окружающей природной среды.

 Согласно РД 153-39.4-114-01, все отказы на Магистральных нефтепроводах (МН) делятся на аварии и инциденты. Аварией считается внезапный вылив или истечение нефти в результате полного разрушения или частичного повреждения нефтепровода, резервуаров или другого оборудования, сопровождаемое одним или несколькими следующими событиями:

‒ смертельный травматизм людей;

‒ травмирование с потерей трудоспособности;

‒ воспламенение нефти или взрыв ее паров;

‒ загрязнение рек и других водоемов сверх пределов;

‒ утечка нефти более 10м3.

В свою очередь инцидентом считается отказ или повреждение оборудования на объектах МН, отклонение от режимов технологического процесса, нарушение законодательных и правовых актов РФ и нормативных документов, которые могут сопровождаться утечками нефти менее 10 м3 без загрязнения водной среды. Инцидент происходит без признаков событий, описанных при аварии, но требует проведения ремонтных работ для восстановления дальнейшей безопасной эксплуатации трубопровода.

В большинстве случаев причиной аварий на трубопроводе как по техническим причинам так из-за человеческой ошибки. Ниже перечислены несколько факторов из-за которых происходят аврии:

‒ Нарушение требований технологии и государственных стандартов в процессе производства труб.

‒ Отклонения от норм проектирования и строительства трубопроводов.

‒ Несоблюдение правил эксплуатации трубопроводов.

‒ Влияние природных явлений.

Ликвидацию аварии, а также всех её последствий на объектах магистральных нефтепроводов должны выполнять аварийно-восстановительные службы (АВС) с привлечением, при необходимости, сил и средств сторонних организаций. АВС включает в себя:

‒ аварийно-восстановительные пункты (АВП), создаваемые па линейных производственно-диспетчерских станциях, нефтеперекачивающих станциях (НПС) или наливных станциях;

‒ центральные аварийно-ремонтные службы или опорные аварийно-восстановительные пункты;

‒ специализированные управления по предотвращению и ликвидации аварий (СУПЛАВ), а также аварийно-восстановительные поезда.

В свою очередь подразделения АВС должны быть укомплектованы штатом и обслуживающим персоналом с учетом объема выполняемых работ. Запрещается использование персонала и технических средств, закрепленных за АВС, для работ, не связанных с техническим обслуживанием и ремонтом МН.

Работы по ликвидации аварий на объектах магистральных нефтепроводов осуществляются силами центральных ремонтных служб (ЦРС), созданных при районном нефтепроводном управлении (РНУ), в состав которых входят участки аварийно-восстановительных работ (участки АВР), участки устранения дефектов, участки откачки нефти из трубопровода или СУПЛАВ, организованное при ОАО “Сибнефтепровод” [2].

Для проведения аварийно-восстановительного ремонта и технического обслуживания участок трассы магистрального нефтепровода, база приема и отгрузки или НПС должны быть закреплены за АВС приказами ОАО МН или их филиала.

Протяженность участка трассы, закрепляемого за каждым АВП, определяется в зависимости от диаметра и количества ниток трубопроводов, природно-климатических и местных условий и должна составлять не более 250 км.

Для предупреждения аварий на трубопроводе АВС должны выполнять следующие функции:

‒ проводить плановые работы по графику на своем участке с целью предотвращения аварий;

‒ оперативно ликвидировать аварии и их последствия;

‒ содержать в постоянной готовности все технические средства;

‒ повышать уровень профессиональной подготовки ремонтного персонала путем обучения, тренировок, учений;

‒ содержать все объекты линейной части в состоянии, отвечающем требованиям настоящих Правил, Правил охраны магистральных трубопроводов;

‒ осуществлять контроль за состоянием трассы на своем участке;

‒ своевременно пополнять аварийный запас труб, запчастей, горюче-смазочных материалов;

‒ комплектовать свои службы технической документацией на обслуживаемый участок, должностными и производственными инструкциями, нормами и правилами согласно установленному перечню.

При возникновении аварии на линейной части, НПС, нефтебазе, базе смешения каждая АВС действует в соответствии с планом ликвидации возможных аварий и планом тушения пожаров, разработанных для закрепленных за АВС объектов МН, с уточнением планов в зависимости от тяжести и возможных последствий аварии.

Аварийно-восстановительные работы на магистральных нефтепроводах проводятся в следующей организационно-технологической последовательности:

‒ сооружение земляного амбара и сбор в него нефти;

‒ подготовка ремонтной площадки и размещение на ней технических средств;

‒ вскрытие аварийного участка нефтепровода и сооружение ремонтного котлована;

‒ освобождение аварийного участка нефтепровода от нефти;

‒ вырезка дефектного участка нефтепровода;

‒ герметизация (перекрытие) внутренней полости нефтепровода;

‒ монтаж и вварка катушки;

‒ заварка контрольных отверстий и отверстий для отвода нефти;

‒ контроль качества сварных швов;

‒ пуск нефтепровода, вывод его на эксплуатационный режим;

‒ изоляция отремонтированного участка нефтепровода;

‒ засыпка нефтепровода, восстановление обвалования [3].

Ликвидация аварий нефтепровода может быть выполнена методами постоянного или временного ремонта.

К постоянным методам относится вырезка катушки или участка нефтепровода с повреждением и вварка новой катушки или секции трубы, заварка свищей с установкой "чопиков" (металлических пробок), приварка патрубков с заглушками.

В качестве временного метода аварийного ремонта могут быть применены на срок не более одного месяца установка необжимной приварной муфты, муфты с коническими переходами, галтельной муфты с обязательной последующей заменой их с применением методов постоянного ремонта.

Восстановление аварийного участка нефтепровода путем вырезки и замены на новый проводится при:

- наличии на трубопроводе сквозной трещины в сварном шве и в основном металле трубы;

- разрыве кольцевого монтажного шва;

- разрыве продольного сварного шва или металла трубы.

Ремонт нефтепровода путем вырезки и замены разрушенного участка на новый проводится с обеспечением безопасных условий выполнения сварочно-монтажных работ.

Одиночные дефекты в виде сквозных отверстий (свищей) диаметром до 12 мм могут быть устранены забивкой стальных пробок ("чопиков") и обваркой. Для обеспечения плотности "чопики" изготавливаются диаметром до 12 мм конической формы с уклоном поверхности не более 1:10. "Чопик" не должен препятствовать прохождению очистных и внутритрубных инспекционных снарядов и выступать внутрь трубы более, чем на 5 мм [1].

"Чопик" забивают до полного устранения течи, после чего наружную выступающую часть обваривают электросваркой с формированием на поверхности трубы усиления высотой не более 3 мм, с шириной обварки 4 - 5 мм по периметру "чопика". "Чопики" должны изготавливаться из низкоуглеродистых сталей Ст3, 10 согласно ГОСТ 11050 [1].

Не допускается устанавливать более одного "чопика" по периметру поперечного сечения нефтепровода. Расстояние между "чопиками" по продольной оси нефтепровода должно быть не менее 0,5 м [1].

При ремонте повреждений временными методами для прекращения течи нефти из нефтепровода могут применяться накладные элементы с уплотняющей прокладкой, прижатой к поверхности трубы при помощи наружных центраторов, прижимных хомутов, струбцин, домкратов, с последующей обваркой накладных элементов и установкой на них муфт временного ремонта.

Аварии и аварийные утечки на линейных задвижках ликвидируются:

- в сальниковых устройствах - донабивкой уплотнений сальниковых камер с помощью специальных приспособлений, после остановки перекачки при отсутствии избыточного давления в нефтепроводе;

- во фланцевых соединениях (между крышкой и корпусом задвижки, на байпасах) - заменой прокладок с остановкой перекачки нефти и, при необходимости, с опорожнением участка нефтепровода;

- при разгерметизации корпуса задвижки либо потере работоспособности запорного устройства - заменой задвижки на новую путем остановки перекачки нефти по нефтепроводу, опорожнением участка нефтепровода от нефти, вырезки дефектной задвижки и монтажом новой задвижки.

 

 


 


Заключение

 

Практика пройдена на предприятии ООО Транснефть-Порт Козьмино с 8 июля 2019 по 20 июля 2019.

Прошло ознакомление со структурой предприятия.

Освоены правила по соблюдению необходимых норм внутреннего распорядка и трудовой дисциплины, пожарной безопасности и охране труда.

Изучены территория и оборудование предприятия, основные виды деятельности, главным образом касающиеся нефтегазовой отрасли по обучаемой специальности.

Подробно изучен и освоен демонтаж и монтаж, ремонт, испытание трубопроводного транспорта. Освоена методика работы производственного процесса. Присутствие и участие при проектировании и ремонте трубопроводов.

Было изучены способы, применяемые при авариях трубопровода на данном предприятии из предоставленных нормативных документов во время прохождения практики.


 


Список литературы

Электронные ресурсы

 

1. Аварийно-восстановительный ремонт нефтепроводов [Электронный ресурс] //  Режим доступа: https://studopedia.su/10_100191_avariyno-vosstanovitelniy-remont-nefteprovodov.html(дата обращения 09.06.2019).

2. Подразделения службы ликвидации аварий [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studbooks.net/1823320/tovarovedenie/podrazdeleniya_sluzhby_likvidatsii_avariy (дата обращения 11.06.2019).

3. Руководящий документ «Правила ликвидации аварий и повреждений на Магистральных нефтепроводах»  [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/240/45418.php (дата обращения 13.06.2019).

4. Структура ООО «Транснефть – Порт Козьмино» [Электронный ресурс] // Эл. Статья – Режим доступа: https://kozmino.transneft.ru/about/stryktyra/ (дата обращения 07.06.2019).

5. Экология ООО «Транснефть – Порт Козьмино» [Электронный ресурс] // Эл. Статья – Режим доступа: https://kozmino.transneft.ru/stabylity/ecobez/  (дата обращения 12.06.2019).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: