Учебные пособия, справочники
1. Алексеенко, С.Н., Дробот Е.В. Профилактика болезней / С.Н. Алексеенко, Е.В. Дробот. - М.: Издательство: Академия Естествознания, 2015. - 316 с.
2. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. - М.: ГЭОТАРМедиа. 2010. - 512 с.
3. Основы здорового образа жизни в образовательной организации: учебное пособие для среднего профессионального образования / под редакцией А. А. Зайцева. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 137 с.
4. Резчиков, Е.А., Рязанцева А.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для среднего профессионального образования / Е.А. Резчиков, А.В. Рязанцева. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 639 с.
Статьи
5. Алиева, А.Р., Иванова Л.М., Мусихина Д.В., Савельев В.Н. Территориальные особенности формирования здорового образа жизни / А.Р. Алиева, Л.М. Иванова, Д.В. Мусихина, В.Н. Савельева // International Scientific Review. - 2017. - № 1 (32). - С. 81-84.
6. Баранов, П.А. Общественные организации как пропаганда здорового образа жизни / П.А. Баранов // Аллея науки. - 2018. - Т. 2. - № 1 (17). - С. 849-851.
7. Гуляева, О.В. Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках английского языка / О.В. Гуляева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2017. - № 1 (70). - С. 5-9.
8. Ермакова, Е.Г. Личная гигиена и закаливание. Средства закаливания / Е.Г. Ермакова //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 3-1 (42). - С. 104-108.
9. Иванова, И.В., Сигеева К.Н., Шляпникова А.П. Мода на здоровый образ жизни / И.В. Иванова, К.Н. Сигеева, А.П. Шляпникова // Лучшая научно-исследовательская работа 2018: сборник статей XII Международного научно-практического конкурса. - 2018. - С. 269-271.
10. Капранов, С.В., Капранова Г.В. Формирование здорового образа жизни – важное звено системы управления здоровьем детей и подростков / С.В. Капранов, Г.В. Капранова // Естественные и математические науки в современном мире. - 2017. - № 2 (49). - С. 28-36.
11. Качанова, Е.Е. Основы здорового образа жизни / Е.Е. Качанова // Молодежь и наука: шаг к успеху: сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. - 2020. - С. 265-269.
12. Леушина, М.Л. Психолого-педагогические закономерности формирования здорового образа жизни старшеклассников / М.Л. Леушина // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 235-237.
13. Люсин, А.В. Понятие «здоровый образ жизни» и его содержание / А.В. Люсин // Вопросы педагогики. - 2020. - № 1-2. - С. 134-138.
14. Минигалеева, А.З. Возможности учебно-воспитательного процесса ВУЗа в формировании потребностей здорового образа жизни студентов ВУЗа / А.З. Минигалеева // Современный взгляд на науку и образование: сборник научных статей. - 2020. - С. 72-75.
15. Панов, Е.В. Здоровый образ жизни в студенческой среде как один из факторов профилактики наркомании / Е.В. Панов // Аллея науки. - 2018. - Т. 1. - № 1 (17). - С. 812-815.
16. Паршинцев, А.В. Главные составляющие здорового образа жизни / А.В. Паршинцев // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 147-150.
17. Протопопова, Т.В., Портнягина А.А., Балданова С.И., Потапова А.Е. Формирование основ здорового образа жизни у студентов первого курса медицинского института / Т.В. Протопопова, А.А. Портнягина, С.И. Балданова, А.Е. Потапова // Научные исследования: теория, методика и практика: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 31-35.
18. Тарзян, А.М. Значение здорового образа жизни в современном мире / А.М. Тарзян // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей XII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. - Ч. 1.- 2018. - С. 124-128.
19. Трифонова, А.Н. Приоритетный подход к здоровому образу жизни в системе высшего медицинского образования / А.Н. Трифонова // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - 2018. - С. 619-627.
20. Шамаева, Г.И. Формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры / Г.И. Шамаева // Juvenis Scientia. - 2017. - № 2. - С. 36-37.
21. Югова, Е.А. Комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) как смыслообразующий конструкт здорового образа жизни / Е.А. Югова // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 2. - С. 50-54.
Электронные ресурсы
22. Абдурашитова, Ш.А. Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных направлений гигиенического обучения и воспитания населения / Ш. А. Абдурашитова // Молодой ученый. 2017. № 7 (141). С. 128-131. URL: https://moluch.ru/archive/141/39497.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Система принципов здорового образа жизни
Система принципов здорового образа жизни может быть представлена следующим образом:
1. Интенсивная помощь в движении за сохранение и поощрение мира как важнейшего фактора в достижении здоровья для всех и в целях запрещения и сокращения оружия массового уничтожения.
2. Сознательная деятельность по организации условий труда, которые способствуют сохранению здоровья и повышению работоспособности, а также здоровому поведению на работе.
3. Индивидуальный образ жизни, который сохраняет и укрепляет здоровье.
4. Целенаправленное формирование социальных отношений, способствующих сохранению здоровья и личностного развития человека.
5. Гигиеническое поведение с учетом экологических требований окружающей среды.
6. Правильное поведение в отношении деятельности по укреплению здоровья в случае болезни.
Наиболее важным для практической деятельности является соблюдение третьего принципа ‒ индивидуального образа жизни, что подразумевает следующее:
- адекватная двигательная активность в соответствии с биологическими требованиями, профессиональной деятельностью и возрастом;
- правильное питание, сбалансированное по белкам, жирам и углеводам в оптимальном соотношении;
- психогигиена и психопрофилактика;
- закаливание;
- использование массажа и самомассажа;
- дыхательные упражнения;
- использование естественных факторов природы для повышения эффективности рекреационной и реабилитационной деятельности;
- отказ от вредных привычек [18, с. 126].
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Основные правила сбалансированного питания
Основными правилами сбалансированного питания являются:
- Ограничения в еде;
- Наличие перекусов;
- Наличие свежих и натуральных продуктов;
- Наличие как растительной, так и животной пищи;
- Достаточная, но не избыточная калорийность пищи.
При правильном питании постепенно нормализуется сон, уменьшается восприимчивость к различным болезням, появляется больше энергии в организме.
Правильное питание для здорового образа жизни перед каждым приемом пищи подразумевает стакан теплой воды, стимулирующий пищеварение. А также сохранение водно-солевого баланса. Воды – много, соли – мало. Это обеспечивает не только бесперебойную работу почек, но и предотвращает многие другие проблемы.
Дневной рацион по объему должен быть не большим, чтобы не перегружать пищеварительный тракт.
Большое значение имеет разнообразие пищи, так как одинаковая пища снижает аппетит и желудочную секрецию. Рекомендуется включать продукты животного и растительного происхождения, чередуя их. Не следует употреблять много жаренной и острой пищи. В рацион человека обязано входить много овощей и фруктов. Также полезны молочные продукты. Следует выпивать много воды (в день не менее двух литров) [16, с. 148].
ПРИЛОЖЕНИЕ 3