IV. Открытия будущего. Опасные открытия

Интегрированный урок- конференция.

 

«Научные открытия и ход истории».

Задачи.

Образовательные: закрепить, обобщить, расширить знания курса истории и физики, показать связь научных открытий, а также изобретений человека с историческими событиями, привить интерес к предметам.

Развивающие: развить речевые навыки, расширить кругозор учащихся с привлечением научно-популярной литературы, развить умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательные: сформировать коммуникативные навыки, умения слушать других, высказывать свое мнение, сформировать уверенность в себе. Чувство патриотизма.

Содержание.

 

I. Открытия:

1. Открытия случайные

2. Случайные неоткрытия

3. Преждевременные открытия

4. Непредсказуемые открытия

5. Ненужные открытия и глупые открытия.

II. Научные открытия и ход истории.

1. Роль ремесленников, мастеровых, алхимиков, изобретателей. (историческая справка).

2. Ядерная физика и гонка вооружений.

3. «Утечка умов». Тревожно ли это?

4. «Утечка умов». Это предательство или подвиг во имя науки.

 

III.  Личность гения. (на примере жизни Эйнштейна, Лавуазье, Архимеда).

IV. Открытия будущего. Опасные открытия.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Бывают ли открытия ненужными?

2. Влияют ли научные открытия на ход истории?

3.»Утечка умов». Тревожно ли это?

4. Это предательство или подвиг во имя науки?

5. Учеными становятся или рождаются?

6. Ваш прогноз на открытия будущего. Могут ли быть открытия опасными?

 

Вступление.

Открытия бывают разные: значимые и не очень, яркие или про которые забывают, Мы сегодня попытаемся объять необъятное. Попытаемся вспомнить ход истории с позиций научных открытий. И выяснить, как научные открытия влияют на ход истории.

I. Петр Леонидович Капица выделяет интересную классификацию открытий, где выделяет

одновременные открытия (закон Джоуля – Ленца, Бойля –Мариотта), запоздалые (телескоп),

 повторные (Америка и дифференциальное исчисления), гениальное преждевременное

 прозрение Н.Кузанского, который представил интегральное исчисление.

Роджер Бекон в XIII предвидел создание акваланга, автомобиля и самолета.

П.Л.Капица выделяет и случайные открытия.

 Так, осенним вечером 1795 года Алоизий Сенефельдер, житель Праги, возвращался из театра после первого представления его пьесы. Счастливый автор держал в руках записку директора с распоряжением о выдаче ему денег. Возвратившись домой, он должен был засесть за свою обычную, «нетворческую» работу — переписыва­ние чужих пьес. Положив драгоценный документ на стол, Сенефельдер принялся за дело. Вдруг порыв ветра рас­пахнул окно. Записка едва не вылетела на улицу. Сене­фельдер подхватил ее уже на подоконнике, мокрую от дождя. Закрыв окно, он расправил бумажку, положил на нее оселок для бритвы и улегся спать.

 Наутро он прежде всего взглянул на документ, прикрытый камнем, дабы удостовериться, что то был не сон. Каково же было его удивление, когда он увидел на директорской записке свою личную печать. Откуда она взялась? Сепефельдер взглянул на нижнюю поверхность оселка и увидел па ней оттиск своей печати. Очевидно, камень впитал в себя краску с какого-то ранее проштемпелеванного докумен­та. В Сенефельдере проснулся исследователь. Он стал изучать свойства оселка. Это оказался известняк, жадно впитывающий жиры, а после очистки кислотой и воду. Сенефельдер наносил на него текст чернилами, приготов­ленными из воска, мыла и сажи, испытывал его и так и сяк и в конце концов открыл способ печати, именуемый литографией.

Перенесемся теперь из Праги в тропическую Сура-байю, где судовой врач Роберт Майер делает обычную в те времена операцию — пускает матросу кровь. Майер вскрывает вену, и его охватывает ужас: слишком светла кровь. Неужели он задел артерию? Нет, это вена.

Потом он делает еще несколько таких операций: снова из вен течет алая кровь. Майер, потолковав со своими коллега­ми с других судов, узнает, что под тропиками это обычное явление. Но что оно означает? Только одно; уменьшение окислительных процессов. А что это означает?

Тоже только одно: в жару организму для сохранения соб­ственной теплоты нужно меньше «горения». Майер стал размышлять о том, что произойдет, если тело будет, кро­ме теплоты производить еще и работу. «Иногда я чувст­вовал прилив необычайного вдохновения... Некоторые мысли пронизывали меня, подобно молнии...» Итогом этих вспышек было открытие: «Энергия не появляются и не исчезает, она лишь переходит из одной формы в другую».

Вот они, чистейшие случайности. Человек, не имею­щий ни малейшего отношения к полиграфии, открывает благодаря неожиданному стечению обстоятельств новый способ печати. Судовой врач формулирует один из фун­даментальных законов естествознания, и тоже благодаря стечению обстоятельств. Не пойди в тот день в Праге дождь, не окажись пьеса Сенефельдера удачной, положи он на бумажку не оселок, а еще что-нибудь — не было бы и и литографии. Не попади Майер в тропики и не заболей на его судно матрос...

Химик Август Кекуле рассказывал о своем открытии так: «Однажды вечером, будучи в Лондоне, я сидел в омнибусе и раздумывал, как изобразить молекулу бен­зола С6Н6 в виде структурной формулы... В это время я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг дру­га, то схватываясь между собою, то опять расцепляясь, и один раз схватились так, что образовали кольцо. Каж­дая одною заднею лапой держалась за клетку, а следу­ющая держалась за другую ее заднюю лапу обеими пе­редними, хвостами же они весело размахивали по воздуху... Пять обезьян составили круг, и у меня сразу же блеснула мысль: вот изображение бензола».

Да, такое не придумаешь! Но мы бы не стали вспоми­нать этих всем надоевших обезьян, если бы сам Кекуле не описал в другом месте свое открытие иначе.

 Дело бы­ло уже не в Лондоне, а в Генте. Кекуле писал учебник по химии. Повернувшись к камину, он задремал. Образы атомов заплясали перед его глазами. «Мое умственное око, искушенное в видениях подобного рода, различало теперь более крупные образования... Длинные цепочки, все в движении, часто сближаются друг с другом, изви­ваясь и вертясь, как змеи!.. Одна из змей ухватила свой собственный хвост, и фигура эта насмешливо закружи­лась перед моими глазами. Пробужденный как бы вспышкой молнии, я провел остаток ночи, детально раз­рабатывая следствия новой гипотезы.

Если мы научимся смотреть сны, господа, то обретем, быть может, истину... Однако мы не должны предавать свои сны огласке, пре­жде чем не подморгнем их проверке бодрствующего ума».

Так как же было дело на самом деле? Обезьяны или змеи. Вряд ли сам Кекуле мог ответить на этот вопрос об открытии вспоминал он через двадцать пять лет после

тт. как совершил его. Может быть, было и то и другое.

Все открытия мы можем признать и закономерными. Открытия –награда за упорство за

 Проницательность, за умение различать новое, мыслить масштабно, сопоставлять далекие факты.

 

Вот интересная группа случайные неоткрытий.

Всем известно. Что радиоактивность Анри Беккерель. Но за 38 лет до Беккереля ту же радиоактивность открыл его соотечественник Ньюенс де сен Виктор. Именно открыл, не предсказал, а наблюдал, но пронаблюдав, тем и ограничился Пожал плечами и сказал вроде «Ишь ты!» и продолжал заниматься фотографией.

Сюда же попадает случай с французским бактериологом, который за полгода дот Флеминга заметил действие некоторых видов плесени на колонии бактерий, но не догадался об них.  

Ампер упустил возможность открыть электромагнитную индукцию, хотя стоял на пороге ее открытия.

Гениальный математик Анри Пуанкаре рано или поздно пришел бы к теории относительности. Он скептически относился к физическим теориям, считая, что существует бесчисленное множество различных, но логически сходных точек зрения, которые ученый лишь для удобства выбирает.

 Почему одни проходят мимо открытий? Мы этого никогда не узнаем. И прекрасно. Скучно было бы жить на свете, если все бы укладывалось в схемы и никто никогда не ошибался, и открывал бы все, что можно открыть. Каждому свое. 

  В особую группу П.Л. Капица выделяет открытия самого высокого класса. Открытия, которые нельзя ни предвидеть, ни объяснить, но на основании имеющихся концепций, таких явлений за 150 лет он в физике всего выделил 7.

Прежде всего это открытие электрического тока, сделанное Гальвани в 1789 году, затем открытие влияния электрического тока на магнитную стрелку, сделанного Эрстедом в 1820 году. В открытии Фарадеем электромагнитной индукции не было ничего нового, ее можно было предугадать; в нешний фотоэффект, открытый Генрихом Герцем в 1887 году, на его основе Эйнштейн выводил свои уравнения. Квантовая теория родилась из открытия фотоэффекта; открытие радиоактивности Беккерелем, предсказать которую было нельзя на основе теории; открытие космических лучей и открытие деления ядра. Жестокая классификация,но так или иначе новое знание является нам в оболочке старых понятий.

 

Существуют и глупые открытия. Поражаешься безграничной фантазии человека и удивляешься на куда человек тратит свои усилия. Так в Кембриджском университете ежегодно вручают шнобелевскую премию (Id-Nobel –недостостойное Нобеля), достижения которые не нужны миру:

1. «За описание процессов, происходящих при размягчения печенья в различных напитках». Вывод: вкус сохраняется, если макать в какао, использовав 200 комбинаций и множество приборов.

2. «Влияние пива, чеснока, и сметаны на аппетит пиявок».

 

Ну а теперь от несерьезного переходим к обсуждению основной темы нашего диспута.

 

II. В один из дней 1943 года, в самый разгар войны, над Северным морем летел одинокий бомбардировщик. Прорываясь сквозь полосу свинцовых облаков, он держал курс к берегам Англии. В его бомбовом отсеке находился человек, не подозревавший об инструкции пилоту относительно него. В случае нападения германских самолетов летчик должен был нажать бомбосбрасыватель и выбросить живой груз с большой высоты в открытое море.

Союзные власти предпочитали, чтобы этот человек погиб. Но не достался врагу. Необычным пассажиром был один из крупнейших физиков современности. (Нильс Бор) Его путь лежал из занятой фашистами Европы в Америку. Там его ожидала работа над первой атомной бомбой. Это лауреат Нобелевской премии, замерзающий и задыхающийся от недостатка кислорода в бомбовом отсеке, явился той недоброй ласточкой, которая возвестила на капиталистическом Западе начало новой, небывалой ранее охоты на ученых.

 1). Впрочем, это явление имело свою предысторию, которая далеко уходит в столь отдаленное прошлое, что сегодня мы с трудом находим первые истоки и даже первые упоминания об этом.

Как это начиналось?

Чудом уцелевшие, рукописи и другие документы повествуют нам о страшной участи городов, взятых штурмом и поверженных к ногам победителей. Тем, на чью жестокую милость отданы были побежденные, можно было все. Они не отказывались ни от золота, ни от вина, ни от женщин. Но помыслы их устремлялись куда дальше. Каждый правитель стремился заполучить опытных ремесленников, Они стремились овладеть теми, кто создавал ценности.

Войны столь же древни, как и сам человеческий род. Ярким доказательством служит изобретение катапульты, наиболее мощного оружия в древнем мире. Правительство Македонского царя Филиппа II способствовало созданию больших катапульт с тетивой из жил животных. Они стреляли стрелами в 13 фунтов длиной. Александр Македонский использовал катапульты с наибольшей эффективностью, сокрушая хорошо укрепленные города. Катапультами были оснащены супергрузовые корабли, которые метали ядра весом 173 фунта (1 фунт = 0,453 кг). При попадании они могли проломить корпус любого вражеского корабля.

Римляне создали небольшие катапульты на железных станинах с колесами, что позволяло доставлять их на поле брани. В катапультах применяли стрелы стандартного типа – 27 дюймов, дальность полетов 700 ярдов. Пока римляне совершенствовали катапульту, китайцы изобрели самострел. Тяжелые самострелы могли поражать противника на расстоянии 650 фунтов.

Пулеметы, огнеметы, танки. Ручные гранаты, отравляющий газ – это неполный перечень военной техники той эпохи.

 Вывозя из страны самых талантливых и самых умелых, победители поступали так не по прихоти, не по капризу, а по трезвому государственному расчету. Тому самому расчету, которому впоследствии будут следовать другие правители, что придут позднее

2). Вплоть до нашего времени происходит «утечка умов» (как говорят ученые) «увеличение интеллектуального потенциала за счет других народов» (как говорят журналисты). Название, правда, не меняет самой сути происходящего. В отличие от завоевателей прошлого, чтобы заполучить ценных людей правителям приходилось прибегать к иным приемам: это золото, похищение. Обман. Сначала был спрос на алхимиков, т.к. перспектив получить золото, сколько можно делали их очень ценными. Проходили смутные времена, спрос стал на мастеровых механиков. Тот, которому удавалось собрать у себя лучших мастеров, имел более сильную армию. А было что-нибудь более важное в мире, где превыше всего ценилась сила?

Это охота за лучшими не обошла и Россию. Некоторые из них, поддавшись на уговоры, оставались за границей, в Англии, Германии, Франции, США и действительно составили славу того искусства, которому посвятили себя. Другие, не выдержав духовного одиночества и тоски по родине, спивались и гибли. По мере развития образования и науки России попытки переманить русских ученых становились все настойчивее. Многократно и безуспешно вербовщики пытались переманить русских ученых с мировыми именами, как Яблочкин, Тимирязев, Мичурин.

Вторая мировая война. Германия.

Многие ученые покидают фашистскую Германию: теоретики, люди низшей расы, анти-германских убеждений, которые не были сторонниками чистой аристократической науки. Альфред Эйнштейн, ученый, который хотя и вырос в Германии, не был немцем, что ставилось ему в смертельную вину. Как ученый его считали несуществующим, таким же оказались и его открытия. Теория ядерной физики была отброшена назад. А.Эйнштейн уезжает в Америку и разрабатывает первый проект атомной бомбы.

Еще на ранней стадии развития ядерной физики понял заключающуюся в ней опасность. Он предвидел возможность того, что атомная бомба может попасть в руки Гитлера, а тогда гибель грозит всему, что ему дорого, что ценил в мире. Возглавив группу физиков, он поставил этот вопрос перед президентом США Франклином Рузвельтом. Это привело к организации работ по созданию атомной бомбы силами англо-американских физиков. Поэтому инициатором создания атомной бомбы многие в США считают Эйнштейна. Однако, когда уже после фактического решения исхода войны встал вопрос о Хиросиме и Нагасаки, и, особенно когда бомба из защитницы стала ее прямой противоположностью, Эйнштейн восстали против ее применения. А.Эйнштейн уезжает в Америку и разрабатывает первый проект атомной бомбы.

Другой немецкий ученый Отто Фриш бежит из Германии сначала в Данию, потом в Англию, ничего не зная о проекте Эйнштейна. Но эта идея уже носилась в воздухе, и вскоре он передал военным властям свой первый вариант создания атомной бомбы. Работа над осуществлением этого плана также началась незамедлительно. Несколько зданий на окраине Ливерпуля стали местом, где вызревали и проверялись идеи атомной бомбы. Почти все работавшие над первым вариантом английской бомбы были ученые, бежавшие из Германии или стран, занятых Гитлером. Напряженная работа в Ливерпуле продолжалась до 1945 г, когда в один из дней за Отто Фришем прислали машину. После недолго пути он оказался в сером здании, там его ждал человек. Он сразу спросил:

 

-Согласны, ли Вы ехать в Америку. В случае согласия Вы немедленно получаете английское гражданство…

 

Так он оказался в США. Там в городе Лос-Аламос их ждали коллеги физики-атомщики, многие были знакомы ранее. Подобные разговоры состоялись и с другими членами исследовательской группы. Это означало завершение работ над атомной бомбой в Англии.

Несколько военных самолетов поднялись с ночного аэродрома и взяли курс на запад. Едва ли когда-нибудь еще случалось, им взять столь ценный груз: цвет европейской научной мысли, крупных ученых своего времени. Эта потеря многих ведущих ученых и исследователей не могла не сказаться на ходе войны. Ведь не где-нибудь, а именно в Германии, в конце войны были впервые созданы ракеты дальнего радиуса -зловещие ФАУ-2. Когда ФАУ-2 со своим сметроносным грузом пересекла Ла-Манш в Англии, не было даже воздушной тревоги, ничего не предвещало катастрофы, когда над городом раздался взрыв страшной силы. Но взрыв этот мог оказаться и иным, мог подняться над Англией гигантский гриб. Правда, еще раньше немцы попытались бы сбросить атомную бомбу на Москву.

Но волей случая немцы отставали от американцев на 4 года. При вооруженных силах США была создана организация АССОС, которая занималась вербовкой видных ученых. Агентами этой организации 2 мая 1945 года был схвачен немецкий профессор Гейнсберг. Так на американской земле встретились Вернер фон Браун, бежавший от гестапо, Нильс Бор (про которого было в самом начале), член национал-социалистической партии профессор Гейнсберг, А.Эйнштейн и Отто Фриш, которых в Германии ждала газовая камера.

 

 Вопросы для обсуждения: Как ядерная физика повлияла исход Второй мировой войны?

(идет осуждение с классом. И делается вывод: Останься в Германии физики-ядерщики и исход Второй мировой войны был - бы другим и как бы пошло развитие Европы – одному богу известно!)

3). США буквально высасывает мозг из других народов. Это страна имеет возможность пригласить к себе талантливых и высокообразованных высококвалифицированных специалистов.

С 1965 года ограничения по расовым и национальным признакам были отменены. Причем США делают упор, что визы на въезд в страну будут выдаваться в первую очередь высокообразованным людям, высокопрофессиональным специалистам.

Многие специалисты. Так нужные в своих странах, покидают их и уезжают в США. Вот процент студентов и специалистов, проходивших подготовку за рубежом, были потеряны странами, которые их послали:

    Иордания – 43,1%

   ОАР     -38,8%

   Ирак     -36,6%

   Иран     - 36,7%

   Греция -35,8%

  Индия  - 34,4%

При сравнении цифр: из 159 тыс. английских ученых уехали в США всего 5000. Это 3% от общего количества. Из Германии из 105 тыс. уехали в США 2800. Немного, но тревогу вызывает не количество, а качественные характеристики. Оказывается, в первую очередь уезжают лица, защитившие кандидатскую или докторскую диссертации, т.е. высококвалифицированные научные кадры, и молодые ученые за которыми будущее завтра. Интересно, что США с готовностью принимает тех, деятельность которых имеет практический характер. Происходит опустошение стран, и обогащение и преумножение США.

     Не будем пока разбирать этические мотивы уезда ученых. Предательство это или подвиг во имя науки.

  Первоначальная ставка на ученых из других стран действительно приносит величайшие преимущества и выгоды тем странам, которые привлекают этих специалистов и ученых. И наносит необратимый ущерб странам, теряющим их.

Дальнейшая перспектива, связанная со ставкой на чужие умы, чревата неизбежной расплатой за содеянное зло. Тех, кто привыкает жить за счет умов других народов, ждет умственное оскуднение и резкое падение интеллектуального потенциала. Сначала это был тонкий. Едва заметный ручеек, отдельные специалисты или ученые на свой страх и риск покидали свои города Мюнхен, Страсбург, Оксфорд, чтобы попытать счастья за океаном, но постепенно этот ручеек превратился в широкую реку. Сотни, тысяти, десятки тысяч специалистов и ученых прибывали в США из всех стран. Главным поставщиком была Европа. Цифры показывают, какой процент ежегодного выпуска инженеров покидают эти страны и отправляются в США:

-Австрия - 10,6%

-Франция -1,2%

- Италия -1,8%

-Швеция -16,5%

-Англия - 16,6%

- Швейцария – 22,5%

-Норвегия – 24,1%

В среднем. Каждый пятый и десятый – дань людьми, которыми Западная Европа вынуждена ежегодно платить своему могущественному и более сильному заокеанскому сопернику. На сегодня утечка специалистов идет не только из развитых стран, но и из развивающихся, глее специалисты так нужны.

Вот пример: Доминиканская республика, где население не превышает населения крупного города, потеряла три сотни своих врачей, они уехали в США. 41% ученых, 40% инженеров,58% врачей –это люди приезжающие их вчерашних колоний или слаборазвитых стран. Во всем Иране меньше врачей –иранцев, чем их имеется в одном только Нью-Йорке. В 1964 г Англия потеряла 19 специалистов в области космических исследований, а через год –уже 146 и было уже поздно.

Причины разные: денежные, связанные с научной деятельностью, психологические, отсутствие необходимого оборудования, тяга к знаниям, любознательность, тяга к путешествиям. Но все-таки денежный фактор играет большую роль. 

Если в Англии кандидат наук в области химии получает 2500-4200 долларов в год, то в США 9900-10500. И это убедительно.

 

Вопросы для обсуждения: «Утечка умов» вызывает у вас чувство опасения за свою страну или нет? Ответ обоснуйте. (Идет обсуждение) И делается вывод: «Утечка умов» опасна для развития страны, которую покидают ученые. Здесь важен и приоритет открытия, гордость за свою страну

 

На сегодня формы похищения умов считается особо опасной: работа американских фирм в пределах других стран. Используются лучшие умы на местах. Американские компании открывают филиалы в Европе. Так 80 приборостроительных предприятий работает в Шотландии на США, конструкторское бюро в Англии фирмы «Боинг» на 500 человек используется на местах, специалисты никуда не выезжают. Что же все-таки отъезд ученых?

4). Подвиг во имя науки или предательство.

 

Вопросы для обсуждения: отъезд ученых – что по вашему мнению: предательство или подвиг во имя науки? Идет обсуждение.

Многие уезжают не ради денег, а ради науки. Бывают случаи, когда у себя на родине ученого лишают необходимого оборудования, да еще психологическое давление врагов и завистников. Что делать? Принести себя в жертву и никуда не уезжать и не сделать своих открытий. Кто-то сказал: «В конце концов, научное открытие станет достоянием всего народа». Значит ли это, что принципиально безразлично, чем занимается ученый, в какой стране он работает, и кому служит. Поучительно история судьбы человека, который мог стать вторым Циолковским. Но стал лишь создателем оружия массового уничтожения. Это немецкий ученый Вернер фон Браун. Ему было 18 лет, когда он в1932 г находился на одном из берлинских полигонов. Он был энергичным и полон сил. Шли эксперименты по запуску ракет для освоения космоса. Но для завершения проекта нужны были деньги. Деньги предложили военные. Главнокомандующий генерал фон Фриш задал один вопрос:

 

-Сколько это будет стоить?

-10 000 0000 марок, ответ прозвучал как дерзость.

 

Через несколько месяцев ему был предоставлен кредит 120 млн. марок. Под документом была подпись Гитлера. Это было за много лет до того, как поднялись первые созданные им ФАУ, это было когда еще не родились дети, которым суждено было погибнуть от них. История массового убийства лежат именно в этих днях. «Нам нужны были деньги на наши опыты, и нас не интересовало ничего кроме освоения космоса» - говорил потом он.

Сам характер науки США сконцентрирован вокруг военных или близких к ним исследований. Существующая «утечка умов» означает перенос центра тяжести научных исследований в эту область, а это далеко не безразлично для мировой науки. И не только для науки. То, что все большее число специалистов и ученых уезжает в США, посвящая себя военной проблеме, ведет к росту вооружения. А это само по себе увеличивает опасность возникновения войны.

Доля ответственности и вины ложится на тех, кто, покинув свои страны, поставил свой ум и талант на службу войны. В современном мире роль науки возросла до предела. В Западной Европе рост числа научных работников удваивается каждые 15 лет, в США –каждые 10 лет, в Советском Союзе –каждые 7 лет, что и вызывало тревогу официальных кругов США.(на сегодня этого не скажешь)

Но паразитировать на чужих умах может привести к ужасным последствиям. Исследователь Т.Молнар в своей монографии «Будущее образование» констатировал, что лишь часть университетов США заслуживает этого названия.»остальные только позорят высшее образование». Вот почему многие фирмы и компании приглашают специалистов из-за рубежа. Непрерывный приток специалистов снижает необходимость готовить своих специалистов. И если иностранцы уедут, то самая богатая страна, самая развитая страна мира, окажется на грани катастрофы, на грани постыдного и мучительного интеллектуального банкротства.

Поэтому далеко не безразлично, работает ли ученый над проблемой урожая в Индии, или над созданием отравляющих средств в США.

 

Ответить на вопрос ехать или не ехать категорично нельзя. И прежде чем решиться на это надо все предварительно взвесить. И это дело совести каждого.

Личность гения. Какая она?

Вопросы для обсуждения: Легко ли жить рядом с гением? Почему?

Вот несколько высказываний.

 «Между гением и безумцем есть сходство – оба живут совершенно в другом мире, чем остальные люди» А.Шопенгауэр

«Мой муж гений! Он умеет делать абсолютно все, кроме денег» Эльза Эйнштейн

«Трудно быть женой гения, Но это все-таки лучше, чем быть женой дурака» Джульетта Мазина- жена Фридерико Феллини.

Идет обсуждение. Приводятся примеры из жизни великих ученых и делается вывод:

Гениальные люди – это целостные натуры. Трудно с ними или тяжело это все зависит от людей, от их взаимопонимания. И как правило талантливые люди талантливы во всем. Вот стихи физика Эйнштейна на пороге заката своей жизни.:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: