Рынок несовершенной конкуренции

Рынок несовершенной конкуренции представляет собой соперничество отдельных производителей, имеющих возможность регулировать цены на производимые ими товары. Одним из таких основных типов рыночных структур несовершенной конкуренции является монополия, при которой существует один продавец, который может менять цену на уникальный товар, как в сторону увеличения, так и уменьшения, при этом удерживая рынок полностью в своей власти.

Рассматривая график чистых убытков от монополии (рис. 1.2), можно сделать следующие выводы: с точки зрения общественного благосостояния, такой рынок нельзя считать эффективным.

Рисунок 1.2 - Графическое изображение чистых убытков от монополии

 

Потери общества от монополистического рынка измеряются величиной безвозвратных потерь, которые выражаются разницей между проигрышем покупателей от повышения цен на рынке и снижения выпуска продукции и выигрышем от этого монополии. Тем самым, производя мало продукции и продавая ее по завышенной цене, фирма-монополист создает неэффективное распределение в экономике.

К экономическим последствиям функционирования монополистической конкуренции можно отнести следующие:

1. Необходимость совершенствования и дифференциации продукта в соответствии с потребительским спросом.

2. Отсутствие такого количества продукции, которое бы удовлетворяло запросы покупателей.

3. Неэффективное использование ресурсов для производства тех или иных товаров и услуг.

Рассматривая краткосрочный период функционирования фирмы в условиях монополистической конкуренции, можно выделить тот факт, что она будет стремиться осуществлять производство своей продукции при комбинации цен (QP) и объемов выпуска (QQ), которая смогла бы уравнять предельные издержки (MC) и предельный доход фирмы (MR), получая при этом сверхприбыль (рис.1.3).

Рисунок 1.3 - Краткосрочное равновесие при монополистической конкуренции

 

Что же касается долгосрочного периода, то предельный доход фирмы будет равняться долгосрочным предельным издержкам в том случае, если будет достигнут такой объем производства, который предполагал бы увеличение и максимизацию доходов. Получая сверхприбыль, новые фирмы будет входить на рынок, что не сможет не сказаться на кривой спроса, которая будет понижаться, а также на выпуске продукции (рис.1.4).

Рисунок 1.4 - Длительное равновесие при монополистической конкуренции

 

Представляется необходимым также рассмотреть рынок олигополистической конкуренции, при которой несколько крупных фирм противостоят множеству покупателей. Можно отметить следующие недостатки данного типа рыночных структур:

1. Наличие существенных барьеров входа, которые препятствуют притоку новых продавцов, а также оборачиваемости капитала.

2. Использование рыночной власти с целью ограничить конкуренцию путем повышения цен и занижения объемов производимой продукции.

Графически чистые потери, или «мертвый убыток», для общества обозначается треугольником ЕЕ1Е2 (рис. 1.5). Обществом полностью теряются излишек потребителя в виде треугольника СЕ1Е2 и часть излишка производителя (ЕСЕ1), что в итоге образует разрушенное богатство общества.

Рисунок 1.5 - Потери от функционирования олигополии

 

Таким образом, каждая из структур рынка несовершенной конкуренции причиняют своей деятельностью различный вред обществу и получают дифференцированные прибыли, для них сохраняется общий принцип — отклонение от эталона эффективности функционирования совершенной конкуренции, а также непосредственная дифференциация товаров или услуг, увеличивающая степень несовершенства конкуренции на рынке. Поэтому так важно развитие антимонопольного регулирование рынка, основы функционирования которого лежат в антимонопольной политике государства.

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: