Конкуренция в современной рыночной экономике

Введение

Динамично изменяющиеся условия конкурентной борьбы на различных товарных рынках приводят производителей к пониманию того, что для достижения эффективности функционирования его бизнеса необходимо сохранение и повышение собственной конкурентоспособности. Только при постоянных усилиях менеджмента в проведении конкурентной стратегии развития можно добиться намеченных целей функционирования организации.

Существующие проблемы функционирования рынка, в том числе мировые кризисные явления, все время подталкивают предпринимателей к применению форм недобросовестной конкуренции, что повышает изменение внешней среды и все больше затрудняет реализацию конкурентных преимуществ организации.

Проблема управления конкурентоспособностью предприятий актуальна с методической и с практической точки зрения в силу далеко не полного владения руководством предприятий современными методами оценки конкурентоспособности, механизмами разработки конкурентоустойчивых стратегий, а также знания применения антимонопольной политики государства.

Именно наличие рыночной конкуренции способствует эффективным действиям на рынке, заставляя предпринимателей предлагать потребителям широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. Это ведёт к повышению эффективности производства, созданию условий для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики, росту благосостояния потребителей, снижению цен на товары и услуги.

Создав условия для возможности осуществления потребительского выбора, рыночная конкуренция, в первую очередь, обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя функционировать неэффективным предприятиям. Но любой хозяйствующий субъект стремится к монополии, вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Пытаясь сохранить и увеличить свой рыночный потенциал, предприниматели могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создающие искусственные барьеры входа на рынок. Эти действия приводят к нерациональному распределению ресурсов, а также негативно сказывается на хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и экономическом благосостоянии общества в целом.

Проведение эффективной антимонопольной политики и реализация законодательства может явиться мощным катализатором для структурных изменений в высококонцентрированной экономике, которая сформировалась в России за последний период деятельности - это обуславливает актуальность темы исследования.

Объектом исследования являются экономические конкурентные отношения, возникающие в результате функционирования экономического рынка.

Предмет – несовершенная конкуренция и особенности антимонопольной политики России.

Целью исследования является выявление тенденций и перспектив развития антимонопольной политики в России.

Для достижения установленной цели, необходимо решить задачи:

- определить конкуренцию в современной рыночной экономике;

- раскрыть рынок несовершенной конкуренции;

- охарактеризовать антимонопольную политику России;

- выявить перспективы трансформация антимонопольной политики и полномочий ФАС России в постпандемийный период.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа содержит введение, две главы, включающие по 2 параграфа, заключение и список использованной литературы. Работа размещена на 28 страниц.


Теоретические основы несовершенной конкуренции

Конкуренция в современной рыночной экономике

Сегодня рыночная экономика демонстрирует нам сложнейший организм. В современной экономике рынок — это совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями и продавцами отдельных товаров и услуг. Важным значением является количество производителей и потребителей, участвующих во всеобщем обмене аналога стоимости на определенный товар.

Основным понятием, рыночных отношений является понятие конкуренции. Конкуренция — это соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. Движущим импульсом человека в конкурентной борьбе является стремление превзойти других. В свою очередь конкурентная борьба — это действий бизнеса, направленные на удержание и рост доли рынка.

Средствами конкурентной борьбы выступают: ассортимент, сервисное обслуживание и другие. В свою очередь функциями конкуренции являются:

1. Инновационная — опирается на достижение НТП (научно-технического прогресса).

2. Контролирующая — призвана не допустить монопольного диктата одних участников рынка над другими.

3. Адаптационная — рациональное приспособление предприятий к экономическим условиям, что приводит к расширению сферы деятельности.

4. Регулирующая — воздействие на предложение в целях установления оптимального соответствия спросу.

5. Распределительная — воздействует на распределение национального продукта среди потребителей.

К видам относятся:

1. Совершенная конкуренция — тип рынка, где ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенного влияния на рыночную цену товара. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными издержками и продавать за цену, соответствующую этим издержкам.

2. Несовершенная конкуренция — это тип рынка, где продавец или покупатель способен оказать влияние на рыночную цену товара (рис.1.1).

Рисунок 1.1 - Несовершенная конкуренция

 

Но все не так просто, ведь в реальности конкуренция выглядят совершенно иначе. Рассмотрим несколько типов хозяйственных единиц, имеющих свои особенности: у ведущих монополии — это сила, у мелких фирм — гибкость. Но в конкретных ситуациях предпочтение получает то одно, то другое качество.

Характер рыночных отношений — объективно-принудительный. Конкуренция заставляет:

1. Экономику гибко реагировать на изменения экономической ситуации.

2. Создает возможность выбора для потребителя.

3. Снижает цену.

Деятельность хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю. С одной стороны — это внутренний непосредственный контроль в рамках фирма, а с другой стороны — это внешней опосредованный контроль на рынке со стороны фирм — конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является строгой, но беспристрастной.

Руководящий принцип в области конкуренции предполагает, что:

- технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется;

- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям.

Руководящий принцип устанавливается только тогда, когда имеют дело с «широкой» олигополией с «умеренной» индивидуализацией продукции. «Узкая» олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

В каждой рыночной экономике присутствует наличие опасности того, что участники борьбы попытаются уклониться от обязательных норм, относящиеся к свободной конкуренции, использующие, например, сговор о ценах. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые упорядочивают правила конкурентной борьбы и гарантируют:

- качество соперничества; само существование конкуренции;

- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;

- предлагаемая услуга должна быть подходящая по цене и другим договорным условиям;

- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению, а также судить о некоторых их качествах;

- ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зафиксированные промышленные образцы, а также образцы промышленной красоты.

С учётом вышеизложенного можно сделать следующие выводы относительно конкуренции, её характера в условиях современного рынка и антимонопольного законодательства как источнике развития конкуренции.

Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей.

Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы.

В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства.

В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производств.

Конкуренция является необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы.

К положительным чертам можно отнести: активный инновационный процесс, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства.

К негативным последствиям — неравноправие побед и поражений, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция — значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: