Группа 4 «Мастер по обработке цифровой информации»
ПЛАН УРОКА № 52
Тема: Политика
Тема урока: Роль СМИ в политике
Задачи урока:
- сформировать представление у обучающихся о роли СМИ в политике, создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с конспектом;
- содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
План
СМИ в политической системе
Функции СМИ.
Виды СМИ
СМИ в политической системе
Средства массовой информации – это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств.
Средства массовой информации (СМИ) — совокупность всех каналов передачи информации:
печать;
радио;
телевидение;
кинематограф;
Интернет.
· СМИ влияют на чувства, социальные установки, ценностные ориентации, что проявляется в в поведении масс.
· СМИ - «четвёртая власть».
· СМИ - основной агент производства и распространения массовой культуры, формируют вкусы и общественное мнение.
Участие многомиллионных слоёв населения в политике предполагает общение и информационный обмен между ними, которые ранее осуществлялись посредством различных институтов общества: церкви, школы, семьи, средневековых цехов, политических партий, иных политических организаций.
В современных условиях власть средств массовой информации (СМИ) становится решающей в управлении обществом, в борьбе за обладание рычагами государственной власти. Поэтому СМИ называют четвёртой властью в государстве. Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.
Признаки СМИ:
· Сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств
· Распространение информации осуществляется в специальных формах с помощью специальных технических средств (печатное издание, теле- и радиопередача, страничка в Интернете и др.)
· Неограниченные круг потребителей
· Работа носит периодический либо постоянный характер
· Движение основного информационного потока осуществляется в одном направления (от СМИ к потребителю)
С появлением СМИ в политике произошла настоящая революция:
· прямое общение политических лидеров с населением делает ненужным участи в этом процессе партий, которые начинают терять свое значение в политической системе
· население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения
· возможно всепроникающее воздействие власти на все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием.
Функции СМИ
1. Информационная.
Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение
Например, новостные программы сообщают о происшествиях за текущий день в регионе, стране или мире.
2. Формирование общественного мнения
Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. Иногда имеет место навязывание гражданам определённых политических ценностей, идеалов, идеологий, предопределяющих их оценку действий власти, программ политических партий
3. Выражение общественных интересов
Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения
4. Объединение граждан
Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения
5. Культурно-образовательная.
Это теле- или радио- передачи, а также статьи и журналы, которые содержат различные сведения о разных сторонах повседневной жизни, обучение иностранным языкам, исторические факты или сообщения рассказывающие, о законах и процессах живой и неживой природы, или же затрагивающие духовный мир человека.
6. Рекреативная (развлечение, отдых).
Развлекательные программы, ток-шоу, концерты, телесериалы, мультфильмы и т. д.
7. Рекламно-справочная.
Предоставление населению рекламы и справок о продаже товаров или деятельности каких-либо учреждений и организаций.
8. Организаторская.
Например, организация помощи пострадавшему от природных бедствий населению какого-либо региона или государства, распространение информации об открытии ярмарки, выставки, начале праздника или концерта.
9. Образование и социализация граждан.
Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события
10. Осуществление общественного контроля за действиями власти
Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляет контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Власть, понимая, как она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы обеспечить себе положительную оценку. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству
Роль средств массовой информации возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением.
Во-первых, именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развёртывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем является одним из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удалённых территориях либо в недоступных для них коридорах власти.
Во-вторых, многие темы, неприятные для власти, могут, если и не замалчиваться, то подаваться фрагментарно, в искажённом виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о реальной ситуации.
Эффективным средством манипулирования общественным мнением оказывается наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. п. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением.
Для более эффективного манипулирования практикуется создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.
Виды СМИ
С политической точки зрения выделяют:
1. Правительственные
2. Оппозиционные
3. Независимые СМИ.
Важную роль СМИ играют в период проведения избирательной кампании, создавая для политических партий и кандидатов необходимый «пиар» (PR).
PR («паблик рилейшнз» или «пиар») – это деятельность политических, экономических или социальных структур, целью которой является формирование определенного общественного мнения. Задача политического PR состоит в том, чтобы установить благо- приятные взаимоотношения между государственными органами власти, с одной стороны, и общественностью – с другой. Никакая власть в современном обществе не может успешно функционировать, не приобретя легитимности, таким образом, PR – это своего рода механизм, регулирующий отношения власти и народа, призванный обеспечить легитимацию (общественное признание) и сформировать привлекательный имидж власти.
ВО ВРЕМЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ, СТУДЕНТЫ ОФОРМЛЯЮТ КРАТКИЙ
КОНСПЕКТ
Закрепление изученного материала
Письменно ответить на вопросы:
Укажите основную цель деятельности «четвёртой власти», средств массовой информации, в политической жизни современного демократического государства и проиллюстрируйте её тремя примерами.
Раскройте роль СМИ в гласности
Ответы на вопросы отправить в виде фотоотчета на адрес электронной почты:
Uthlf.2020@mail.ru
Выполненные работы оцениваются исходя из следующих критериев:
| Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
| балл (отметка) | вербальный аналог | |
| 90 ÷ 100 | 5 | отлично |
| 70 ÷ 90 | 4 | хорошо |
| 50 ÷ 70 | 3 | удовлетворительно |
| менее 50 | 2 | неудовлетворительно |
Преподаватель Герда Т.А.






