На коррекционные логопедические занятия отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 40 минут. Занятия с каждой группой проводятся 1-3 классы 4 раза в неделю, 4-6 классы 3 раза в неделю, 7-е классы 2 раза в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения учебно-развивающей области (коррекционных занятий) «Логопедия»
Личностные:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
|
|
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
1) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
5) расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико - синтаксической сторон речи и связной речи;
6) использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения
Содержание коррекционно-развивающих занятий по логопедии
Диагностический этап, который решает следующие задачи:
|
|
• определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем);
• проверить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи;
• выявить индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память;
• выявить наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.
Диагностика проводится в период с 1-2 недели сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.
Длительность этапа – 6-8 часов.
Коррекционно-развивающий этап, его задача-оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи, обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта учащихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса - развитие связной речи.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в классе.