Е. Алгебраическая нотация

ФИДЕ признает для своих турниров и матчей одну систему записи партии -алгебраическую и рекомендует использование ее также для шахматной лите­ратуры и периодики. Бланки для записи партий, в которых вместо алгебраи­ческой применена другая нотация, не могут использоваться как подтвер­ждающие документы в случаях, когда используются бланки игроков. Судья, видя, что игрок использует другую нотацию вместо алгебраической, должен предупредить его об этом требовании.

Описание алгебраической нотации.

Е.1. Каждая фигура обозначается первой заглавной буквой названия фигуры. Примеры: Кр - король (в русской нотации для короля используются две пер­вые буквы), Ф - ферзь, Л - ладья, С - слон, К - конь.

Е.2. Для обозначения фигуры каждый игрок может использовать первую бук­ву названия, принятую в его стране.

Примеры: F — для слона соответствует французскому, L — голландскому и немецкому языкам. В печатных публикациях рекомендуется использовать изображения фигур.

Е.З. Пешки не указываются их первой буквой, но распознаются в связи с отсутствием такой буквы.

Примеры: е5, d4, a5.

Е.4. Восемь вертикалей (слева направо для белых и справа налево для чер­ных) обозначаются маленькими буквами а, Ь, с, d, e, f, g, h соответственно.

Е.5. Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз - для черных) нумеруются 1,2,3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно. Следовательно, в начальной позиции белые фигуры и пешки устанавливаются на первой и второй гори­зонталях, черные фигуры и пешки - на восьмой и седьмой горизонталях.

Е.6. Применяя предшествующие правила, каждый из шестидесяти четырех квадратов обозначается комбинацией буквы и цифры.

 

то он не обязан следовать требованиям Статьи 8.1. Сразу после падения од­ного флажка игрок, который не вел запись, должен полностью восстановить запись партии на бланке до того, как он сделал следующий ход на шахматной доске. Если при этом его ход, он может воспользоваться бланком партнера, но он должен вернуть его перед своим ходом.

Комментарий к Статье 8.4.

Игрок должен восстановить запись сразу после падения флажка за счет своего вре­мени, так как в этот момент необходимо убедиться, что контроль пройден.

8.5.    а) Если оба игрока не в состоянии вести запись в соответствии со Статьей 8.4, арбитр или его помощник должен стараться присутствовать и вести запись. В этом случае сразу после падения флажка арбитр должен остановить часы. Затем обоим партнерам следует полностью восстановить свои бланки записей, используя запись арбитра или бланк партнера,

б) Если в обоих бланках ходы записаны не полностью, партнеры должны вос­становить запись на другой доске под наблюдением арбитра. Арбитр должен остановить часы, записать фактическую позицию на доске, показания часов и число сделанных ходов, прежде чем начнется восстановление записи.

8.6. Если бланки записи не могут быть восстановлены до возникшей позиции, и нельзя подтвердить, что игрок превысил отведенное ему время, партия про­должается и делается очередной ход. Ход считается первым до следующего контроля, если не выяснилось, что ходов сделано больше.

8.7. По окончании игры оба игрока должны подписать оба бланка, указываю­щие результат партии. Даже если результат указан неверно, он должен быть засчитан, если арбитр не решит иначе.

Статья 9: Ничья

9.1.    (а) Игрок, который хочет предложить ничью, должен сделать это после вы­полнения своего хода на доске, но перед переключением часов. Предложение в любой другой момент игры остается действительным, но должна учитываться
Статья 12.6. С таким предложением не могут быть связаны никакие условия.
При этом предложение не может быть взято назад и остается в силе, пока партнер не примет его или отвергнет его устно; отклонит его, касаясь фигуры с намерени­ем сделать ход или взятие; или же партия завершится другим путем.

Предложение ничьей должно быть отмечено каждым игроком на своем бланке с помощью символа - =.

Требования ничьей в соответствии со Статьями 9.2, 9.3 или 10.2 должны рассматриваться как предложение ничьей.

9.2.    Партия признается закончившейся бничью по правильному заявлению
игрока, за которым очередь хода, если одна и та же позиция не менее трех раз
(не обязательно повторением ходов):

а) может возникнуть, если он сначала запишет свой ход на бланке и заявит арбитру о своем намерении сделать этот ход,

b) уже возникла и игрок, чья очередь хода, требует ничью.

а) присутствует игрок, который должен отвечать на записанный ход, то кон­верт вскрывается, записанный ход делается на доске и пускаются часы;

b) не присутствует игрок, который должен отвечать на записанный ход, его часы пускаются. По прибытии он может остановить часы и позвать арбитра. Затем вскрывается конверт и записанный ход делается на доске. Его часы пускаются вновь;

с) не присутствует игрок, который записал секретный ход, его партнер имеет право вместо ответа обычным путем записать свой ответный ход на бланке, запечатать бланк в новый конверт, остановить часы и пустить часы партнера. В этом случае конверт передается арбитру для хранения и вскрывается по прибытии партнера.

А.10. Игроку, который опаздывает больше чем на час к началу отложенной партии, записывается поражение. Тем не менее, если опоздавший игрок запи­сал ход, который будет последним, принимается иное решение. Если:

а) отсутствующий игрок выигрывает благодаря тому, что записанным ходом ставит мат,

b) отсутствующий игрок фиксирует ничью записанным ходом, приводящим к пату, или к позиции, указанной в Статье 9.6, или

с) присутствующий игрок проигрывает согласно Статье 6.10.

А.11. а) Если конверт, содержащий записанный ход, утерян, партия продол­жается с отложенной позиции, время на часах устанавливается как на момент откладывания. Если время, использованное каждым игроком, не может быть восстановлено, часы устанавливаются по решению арбитра. Игрок делает "записанный" ход (согласно его заявлению) на доске.

Ь) Если восстановить позицию невозможно, партия аннулируется и должна
быть сыграна заново.

А. 12. Если при возобновлении игры кто-либо из партнеров, не сделав ход, заметит, что время установлено на часах неправильно, ошибка должны быть исправлена. Если ошибка не установлена, партия продолжается без исправле­ния времени, если только арбитр не сочтет, что последствия этой ошибки ^бу­дут слишком серьезными.

А. 13. Продолжительность доигрывания контролируется арбитром по его ча­сам. Время начала и конца доигрывания должно быть объявлено заранее.






В. Быстрая игра

В.1. "Быстрая игра" - это такая игра, где все ходы должны быть сделаны от 15 до 60 минут. Это или установленное время, или выделенное на игру время плюс какое-то добавочное время, умноженное на 60.

В.2. Игра должна вестись по Правилам Шахмат ФИДЕ, кроме случаев, где они заменяются следующими Правилами быстрой игры.

В.3. Игрокам не обязательно записывать ходы.

В.4. Как только каждый игрок сделал три хода, не принимаются никакие за­явления относительно неправильного расположения фигур, ориентации доски

 

или установки показаний часов. В случае неправильной установки короля и ферзя рокировка короля невозможна.

Судья должен принимать решения согласно Статье 4 (Прикосновение к фигуре) только, если заявление сделано одним или обоими партнерами.

Невозможный ход закончен, как только часы партнера пущены. В этом случае партнер имеет право заявить о невозможном ходе, но только до того,

^как сделает свой ход. Только после такого заявления судья будет принимать решение. Однако, если оба короля под шахом, или превращенная пешка не заменена, арбитр должен вмешаться, если возможно.

Флажок считается упавшим, когда правильное заявление об этом делает­ся игроком. Арбитр должен воздерживаться от сообщения о падении флажка.

Чтобы заявить о выигрыше по времени, игрок должен остановить часы и известить судью. При этом флажок заявителя должен оставаться не упавшим.

Если оба флажка упали, партия признается закончившейся вничью.

 

С. Блиц

 С.1. "Блиц" - это такая партия, в которой все ходы должны быть сделаны ме­нее чем за 15 минут для каждого игрока. Это или установленное время, или же выделенное время плюс любое дополнительное время, умноженное на 60. С.2. Блиц подчиняется Правилам "Быстрой игры" (Приложение В) кроме случаев, где они заменяются следующими Правилами блица. Статьи 10.2. и В.6. не применяются.

С.З. Невозможный ход считается сделанным, если были хгущены часы парт­нера. Партнер имеет право заявить о выигрыше перед тем, как он сделает от­ветный ход. Как только партнер сделал свой ход, заявления о невозможном ходе не принимаются.

Если игрок не может поставить мат королю партнера любой серией, разре­шенных Правилами, ходов, даже при самой неквалифицированной игре парт­нера, партнер имеет право заявить о ничьей до того, как сделает свой ход.

 

D. Быстрая игра в отсутствии судьи

 

D.I. В случае, если партии играются по правилам Статьи 10, игрок может потребовать зафиксировать ничью, когда у него осталось менее двух минут, и до того, как упал его флажок. Он может сделать такое заявление в следующих случаях: а) партнер не может выиграть нормальными средствами, Ь) партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть нормальными средствами. В случае (а) игрок должен записать позицию, а его партнер удостоверить это. В случае (Ь) игрок должен записать конечную позицию и приложить бланк, в котором должна быть приведена полная запись вплоть до прекращения игры. Партнер удостоверяет как бланк, так и конечную позицию. Заявление должно быть рассмотрено судьей, решение которого считается окончательным.

го, применяется Статья 4.3. После этого партия должна быть продолжена с восстановленной позиции.

Комментарий к Статье 7.4а.

Невозможный ход при классическом контроле фиксируется участником, а если он не заявил о невозможном ходе и сделал ответный ход, арбитром.

Если заявление делает участник, то он останавливает часы и обращается к арбит­ру. В этом случае арбитр предупреждает игрока, совершившего невозможный ход, и добавляет заявителю 2 минуты. Если участники решают проблему, не обращаясь к арбитру, дополнительное время не добавляется. Если игрок не увидел, что партнер совершил невозможный ход, и сделал ответный ход, арбитр останавливает часы, просит исправить невозможный ход, но не добав­ляет дополнительное время.

Ь) В случае применения Статьи 7.4(a) — за первых два невозможных хода, сделанных игроком, арбитр должен добавить его противнику, заявившему об этом, в каждом случае две дополнительные минуты; если игрок делает третий невозможный ход, партия должна быть объявлена проигранной этим игроком. 7.5. Если в ходе игры обнаружится, что фигуры были сдвинуты с их полей, должна быть восстановлена позиция перед нарушением. Если позиция, кото­рая была перед нарушением, не может быть восстановлена, партия продолжа­ется с последней восстановленной позиции. Показания часов должны быть установлены в соответствии со Статьей 6.14.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: