Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология и стандартизация»

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Область применения  программы

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке рабочей по профессии:

19876 Электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

 

профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.

 

1.3  Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

– применять ГОСТы и стандарты в оформлении технической документации;

– руководствоваться отраслевыми стандартами в профессиональной деятельности;

– оценивать показатели качества оборудования.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

– основные термины и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

– отраслевые стандарты.

 

Формируемые компетенции: ОК1-09, ПК1.1 – 1.3, ПК 2.1, ПК 2.4

 

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

 

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 64 часа, в том числе:                                                                                                     обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 42 часа; самостоятельной работы обучающегося — 22 часа.




СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 42
в том числе: практические занятия 10
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 22
в том числе: подготовка сообщений, докладов, презентаций; подго товка к ответам на контрольные вопросы, практическим занятиям, зачетам по темам.  

Итоговая аттестация (другие формы контроля)- Тестирование


Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология и стандартизация»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Содержание учебного материала Место дисциплины в образовательном процессе. Исторические аспекты дисциплины. 2 2
Раздел 1. Правовые   основы метрологии, стандартизации и сертификации     8  

Тема 1.1. Техническое законодательство

Содержание учебного материала Основные аспекты метрологии, стандартизации и сертификации. Правовые нормы технического законодательства. Законы Российской Федерации в области технического законодательства. По- нятие о жизненном цикле продукции 2 2
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и гла- вам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала. Требования технического законодательства применительно к продукции, проектированию, про- изводству, монтажу, наладке, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реа- лизации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, правовому регулированию отно- шений на всех стадиях жизненного цикла продукции 2  

Тема 1.2. Понятие о     технических регламентах. Структура технического регламента

Содержание учебного материала Технические регламенты. Обязательные требования к продукции на основе технических регла- ментов. Цели принятия технических регламентов, требования безопасности, регламентированные в них 2 2
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и гла- вам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала. Этапы разработки технического регламента 2  
Раздел 2. Метрология   26  

Тема 2.1. Основные по- нятия в области метро- логии

Содержание учебного материала Основные термины и определения в области метрологии. Три составляющие метрологии: законо- дательная, фундаментальная и практическая. Задачи  метрологии 2 2
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и гла- вам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала 2  

Продолжение

1 2 3 4

Тема 2.2. Основные      виды измерений и их классификация

Содержание учебного материала Классификация измерений. Методы прямых измерений: непосредственной оценки, сравнения с мерой, противопоставления, дифференциальный, нулевой и совпадения. Косвенные, совокупные и совместные измерения. Виды измерений. Статические, динамические, однократные и многократные измерения 2 2
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала 2  

Тема 2.3. Средства           измерений и эталоны

Содержание учебного материала Меры: однозначные и многозначные; стандартные образцы и стандартные вещества. Измери- тельные приборы и их классификация. Измерительные преобразователи: первичные, передающие и промежуточные. Измерительные установка, система и принадлежность. Эталоны и их класси- фикация. Образцовые средства измерений 2 2
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала 1  

Тема 2.4. Метрологиче ские показатели средств измерений

Содержание учебного материала Понятие о метрологических показателях средств измерений, таких как «шкала  измерений», «шкала наименований», «шкала интервалов», «шкала отношений»; начальное и конечное деление шкалы, диапазон показаний, градуировочная характеристика, чувствительность прибора, ста- бильность показаний и вариация (нестабильность) показаний прибора 2 2
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала 2  

Тема 2.5. Погрешности измерений и средств измерений

Содержание учебного материала Понятие о погрешности измерений и средств измерений. Составляющие погрешностей измере- ний: метода, отсчета, интерполяции, от параллакса; случайные и грубые погрешности. Погреш- ности средств измерений: инструментальная, основная и дополнительная, а также систематиче- ские, случайные и грубые погрешности 2 2
Практическое занятие 1 Определение погрешностей средств измерений 2  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию. Примерная тематика самостоятельной работы: Характеристики качества измерений: сходимость, правильность и воспроизводимость 1  
Тема 2.6. Поверка и ка- либровка средств изме- рений Содержание учебного материала Поверка средств измерений. Виды поверок: первичная, периодическая, внеочередная, инспекци- онная и экспертная. Межповерочные интервалы. Калибровка средств измерений. Утверждение типа средств измерений 2 2

Продолжение

1 2 3 4
  Самостоятельная работа обучающихся Сроки проведения поверок и калибровок средств измерений на предприятиях ОАО «РЖД» 1  

Тема 2.7. Система обес- печения единства изме- рений

Содержание учебного материала Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Комплекс нормативных и методических документов государственной системы измерений (ГСИ). Техническая организаци- онная основа метрологического обеспечения. Государственная метрологическая служба, государ- ственные научные метрологические центры (ГНМЦ). Аккредитация метрологических служб. Система аккредитации филиалов и структурных подразделений в открытом акционерном обще- стве «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») на право проведения калибровочных работ 2 3
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала 1  
Раздел 3. Стандарти- зация   21  

Тема 3.1. Система стан- дартизации

Содержание учебного материала Национальная, региональная и международная стандартизации. Нормативные документы по стандартизации: стандарт, идентичные и унифицированные стандарты, правила (нормы), реко- мендации, кодекс установившейся практики 2 2
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала 2  

Тема 3.2. Цели, прин- ципы, функции и за- дачи стандартизации

Содержание учебного материала Цели, принципы, функции и задачи стандартизации 2 2
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала 1  

Тема 3.3. Методы стан- дартизации

Содержание учебного материала Методы стандартизации: систематизация, селекция, симплификация, типизация, оптимизация, параметрическая стандартизация, унификация, агрегатирование, взаимозаменяемость, комплекс- ная и опережающая стандартизация 2 2
Практическое занятие2 Выбор рядов предпочтительных чисел для устройств, применяемых на железнодорожном транспорте. Определение показателей уровня унификации 2

 

Практическое занятие3 Определение показателей уровня унификации 2
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практической работе. Примерная тематика самостоятельной работы: Понятия: «параметр», «параметрические ряды», «интервал», «градация», «предпочтительные чис- ла», «ряды предпочтительных чисел R5, R10, R20, R40», а также «Ra5, Ra10, Ra20, Ra40» 1  

Окончание

1 2 3 4

Тема 3.4. Националь- ная система стандар- тизации в Российской Федерации

Содержание учебного материала Межотраслевые системы стандартов ЕСКД, ЕСТД, ССБТ, ЕСТПП, СРППП, БЧС, ССОП. Систе- ма допусков и посадок 2 2
Практическое занятие 4 Решение задач по системе допусков и посадок. Практическая занятие 5 Решение задач по системе допусков и посадок (продолжение).   4

 

Самостоятельная работа обучающихся Подготовка с практической работе. Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала 1
Раздел 4. Сертифика- ция   7  

Тема 4.1. Доброволь- ная сертификация и обязательное подтвер- ждение соответствия

Содержание учебного материала Объекты добровольной сертификации. Знак соответствия национальному стандарту. Доброволь- ная сертификация на железнодорожном транспорте. Регистр сертификации на железнодорожном транспорте. Декларирование соответствия (принятия декларации о соответствии) или обязательной сертифи- кации. Схемы подтверждения соответствия. Схемы обязательного подтверждения соответствия и их применение. Схемы сертификации.   2 2
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала 2  

Тема 4.2. Органы по сертификации, испы- тательные лаборато- рии (центры)

Содержание учебного материала Орган по сертификации. Испытательные лаборатории. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Правила и порядок проведения сертификации 1 2
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала 1  
  Тестирование 1  
  Всего 64  

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 — продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: