Организация и проведение занятий по плаванию

 

 Правила поведения на воде и требования безопасности

 

Начиная занятия по плаванию, студенты должны знать правила поведения в воде и сознательно соблюдать строжайшую дисциплину.

Несчастных случаев и травм не случится, если занимающиеся будут знать и выполнять требования безопасности.

1) Каждый занимающийся допускается к занятиям по плаванию с разрешения врача.

2) Со студентами постоянно проводится разъяснительная работа о правилах поведения на воде и соблюдении мер безопасности.

3) Занятия с не умеющими плавать проводятся на мелком месте.

4) Все упражнения, а также первые попытки самостоятельного плавания выполняются в направлении берега или мелкого места. На первых занятиях, для большей безопасности занимающихся желательно распределить по парам.

5) Первые попытки плавать на глубоком месте разрешаются не более чем двум занимающимся одновременно, под непосредственным наблюдением преподавателя.

6) Заплывать за границу места проведения занятий категорически запрещается.

7) К изучению прыжков в воду допускаются только занимающиеся, умеющие плавать.

8) До и после занятий обязательно проводится поименная проверка-перекличка занимающихся. Опоздавшие допускаются к занятиям только с разрешения преподавателя.

9) Преподаватель должен постоянно наблюдать за находящимися в воде и быть готовым (в случае необходимости) немедленно прийти на помощь.

10) Преподаватель должен хорошо владеть приемами спасения пострадавших на воде и оказания до врачебной помощи.

11) На занятиях должна соблюдаться дисциплина. Ложные крики «Тону!», «Помогите!», окунание в воду товарища и другие шалости должны наказываться отстранением от занятий.

12) Об ухудшении самочувствия, появлении озноба или головокружения занимающийся должен немедленно сообщить преподавателю и прекратить занятия.

13) Нельзя приступать к занятиям раньше чем через 2 ч после приема пищи.

14) На занятиях по плаванию должен присутствовать врач (медицинская сестра).

15) Место для занятий по плаванию, оборудование и инвентарь необходимо проверять до начала занятий.

16) Каждое занятие должно быть тщательно подготовлено. Содержание занятия, последовательность выполнения упражнений и их дозировка, продолжительность и количество игр, проводимых на воде, должны определяться в соответствии с уровнем подготовленности занимающихся.

17) Допустимый количественный состав учебных групп на одного преподавателя не должен превышать 12 человек.

18) Нельзя проводить занятия по плаванию на водоеме при плохих метеорологических условиях (сильный и порывистый ветер, низкая температура воды и воздуха, крутые волны, плохая прозрачность воды и т.п.).

Наиболее благоприятной при обучении плаванию в крытых плавательных бассейнах считается температура воды +25 26°С, температура воздуха примерно на том же уровне.

Занятия по плаванию в открытых водоемах можно проводить при температуре воды не ниже +18°С.

Продолжительность занятий в воде зависит от задач занятия, тем­пературы воды и воздуха. В случае появления дрожи, «гусиной кожи», посинения губ занимающимся необходимо выйти из воды, вытереться досуха и одеться.

При нахождении на открытых водоемах (без наблюдения преподавателя) купающимся категорически запрещается:

o заплывать за знаки ограждения мест, отведенных для купания;

o купаться у набережных, пристаней, причалов;

o прыгать в воду с мостов, лодок, судов;

o подплывать к моторным, парусным судам, баржам и весельным лодкам;

o плавать на фарватере и переплывать реку;

o прыгать в воду вниз головой и нырять в местах с неизвестными глубиной и состоянием дна;

o подплывать под предупредительные знаки (буйки, бакены и т.п.) или залезать на них;

o далеко заплывать с плавательными досками, автомобильными камерами, надувными матрацами и т.п.;

o загрязнять воду и берег (бросать в водоем бутылки, банки и другой мусор).

 

 Организация занятий по плаванию

 

Учебно-спортивная работа по плаванию организуется и проводится в различных звеньях физкультурного движения: спортивных обществах, в высших и средних специальных учебных заведениях, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях. Поскольку во всех программах по дисциплинам «Физическая культура» и «Физическое воспитание» предусмотрен раздел «Плавание».

Преподаватель физической культуры. Несет прямую ответственность за выполнение программного материала раздела «Плавание»; юридически отвечает за жизнь и здоровье студентов в процессе обучения плаванию (поэтому поддержание на учебных и секционных занятиях по плаванию строжайшей дисциплины является для него первоочередной задачей); для нормального обеспечения учебного процесса уже до начала нового учебного года согласовывает с администрацией близлежащих бассейнов возможные варианты расписания занятий учебных групп, время для проведения дополни­тельных занятий, занятий секций плавания и общей физической подготовки, учебных соревнований и спортивных соревнований института; представляет в учебную часть бассейна списки-заявки учебных групп с визой врача о допуске к занятиям по плаванию, получает пропуска в бассейн для студентов и своевременно их оформляет.

Учет успеваемости и посещаемости, выявление причин отставания отдельных студентов в освоении программного материала, позволит преподавателю физической культуры провести анализ учебного процесса и подготовить (при необходимости) предложения по его совершенствованию.

Медицинский персонал. Совместно с администрацией организует и проводит ежегодное обследование всех занимающихся по установленной форме; совместно с преподавателем физической культуры распределяет их на группы по состоянию здоровья и уровню физического развития.

При оценке состояния здоровья врач устанавливает диагноз функциональных нарушений, имеющихся у того или иного воспитанника, и решает вопрос о его допуске к занятиям по плаванию.

Врачебно-педагогический контроль осуществляется путем наблюдения на учебных занятиях по плаванию и на занятиях секции плавания. Наблюдения касаются главным образом учета особенностей физиологических реакций человека на нагрузки различного характера и интенсивности.

При организации занятий плаванием в ВУЗах ведущая роль отводится преподавателю физической культуры.

До начала занятий в бассейне необходимо провести собрания студентов по курсам. На этих собраниях следует рассказать о предстоящих занятиях и необходимых принадлежностях (купальный костюм, шапочка, резиновые тапочки, мыло, губка и т.д.); ознакомить студентов с расписанием занятий, порядком прихода в бассейн и ухода из него, с внутренними правилами бассейна и требованиями безопасности на занятиях.

В период, предшествующий занятиям в бассейне, подготавливается вся необходимая документация: список студентов, подписанный врачом, преподавателем физического воспитания и заверенный печатью; предварительный список умеющих и не умеющих плавать; рабочий журнал; пропуска для входа в бассейн и др.

Учебные группы делятся на подгруппы по уровню подготовленности студентов. Юноши и девушки могут заниматься в одной группе.

Для лучшей организации процесса обучения следует подготовить актив студентов, умеющих хорошо плавать. Это могут быть занимающиеся в отделениях плавания ДЮСШ или спортсмены, специально подготовленные преподавателями в качестве помощников. Такие студенты должны уметь правильно показать упражнение, исправить ошибки, допущенные занимающимися, следить за дисциплиной и поддерживать порядок на занятиях.

 

 Проведение занятия по плаванию

 

Подготовка преподавателя к занятиям по плаванию включает два этапа общую подготовку к занятиям по разделу «Плавание» учебной программы и подготовку к каждому занятию.

Общая подготовка к занятиям должна начинаться до начала учебного года. Необходимо, чтобы преподаватель заранее знал, на каких курсах он будет вести занятия по плаванию. Если студенты новые, преподаватель должен иметь сведения об особенностях студентах, об уровне их плавательной подготовленности и физического развития. Важно выяснить, занимаются ли студенты в спортивных секциях (в том числе в секциях плавания). Знакомясь со студентами, с которыми предстоит работать, преподаватель старается выявить успехи каждого, а также причины отставания отдельных студентов, чтобы определить способы наиболее активного воздействия на них.

Обобщенные данные, полученные преподавателем, станут основой для решения задач по разработке методики проведения занятий для каждого курса с учетом состава и физической подготовленности студентов.

Следующей задачей общей подготовки преподавателя к занятиям по обучению плаванию является подробное изучение содержания учебной программы, на основе ознакомления с которой планируется учебная работа.

Наиболее сложной и ответственной является подготовка преподавателя к каждому занятию. Подготовка к занятию включает анализ результатов предыдущего занятия; определение конкретных задач предстоящего занятия; выбор учебного материала, методов и приемов обучения для отдельных частей урока; выбор оборудования и инвентаря; составление плана-конспекта занятия.

Преподаватель тщательно продумывает, какой инвентарь и оборудование необходимы для занятий и как они будут использованы, своевременно проверяет их состояние и приводит в порядок.

В результате тщательной подготовки к занятиям преподаватель составляет письменный план-конспект каждого занятия. Без плана-конспекта занятие будет проходить стихийно, и даже опытный преподаватель может не получить желаемых результатов.

Начинающему преподавателю целесообразно составлять подробный план-конспект занятий, в котором отражаются как содержание учебного материала, так и методы обучения и организации занимающихся. Подбирая наиболее эффективные упражнения и фиксируя их в конспекте в сокращенном или развернутом виде, преподаватель одновременно анализирует и тщательно продумывает методику проведения занятий.

В плане-конспекте должны быть отражены: дата проведения занятия, курс, порядковый номер занятия, конкретные задачи, оборудование и инвентарь. После общих данных раскрывается содержание учебной работы: фиксируется каждая часть занятия, способы организации студентов при выполнении упражнений, методы и приемы обучения, содержание упражнений, их дозировка, домашние задания. Чем тщательнее и подробнее составлен план-конспект занятия, тем более организованным будет занятие (прил. А).

Эффективность упражнений, используемых для развития двигательных качеств, во многом определяется правильной последовательностью их выполнения на занятии. Общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые в зале «сухого плавания», проплывание заданных дистанций различными способами решают сопряженные задачи в системе учебных занятий по плаванию: обучения навыку плавания и совершенствования основных двигательных качеств.

Оценка успеваемости студентов. Оценка знаний, умений и навыков студентам один из трудных этапов в работе преподавателя, проводящего обучение плаванию.

В процессе учебной работы необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

·  учет успеваемости проводить регулярно, а не только в форме сдачи студентам нормативов;

·  итоговая оценка должна включать в себя оценку техники плавания и количественный результат (длину и время проплываемой дистанции);

·  оценивая освоение студентами программного материала по итогам курса обучения, необходимо учитывать уровень его плавательной подготовленности на первом занятии;

·  оценка должна быть объективной.

При оценке техники преподаватель анализирует выполнение студента движения при плавании одним из способов, учитывая отдельные недостатки, их влияние на технику плавания в целом и на количественный результат. Критерием качества техники плавания служит количество ошибок в выполнении отдельных элементов и их влияние на координацию движений при проплывании контрольной дистанции.

Все ошибки, как уже говорилось, подразделяются на незначительные не вызывающие искажений в главных фазах движений, и грубые существенно влияющие на технику плавания в целом.

Технику плавания рекомендуется оценивать по следующим основным показателям:

·  оценка «5» если студент проплывает контрольную дистанцию в основном правильно, допустив лишь несколько незначительных ошибок;

·  оценка «4» если допущено не более одной грубой или несколько незначительных ошибок;

·  оценка «3» если допущено две или несколько грубых ошибок;

·  оценка «2» если учащийся не может проплыть контрольную дистанцию изучаемым способом.

Эффективность проведения занятий в группе определяется:

ü точностью поставленных задач на занятии. Задачи должны быть поставлены ясно и конкретно, в соответствии с учебной программой и успеваемостью группы, и должны быть скорректированы с содержанием предшествующих занятий;

ü полноценностью содержания занятия. Исходя из возрастных возможностей студентов, необходимо подбирать наиболее эффективные упражнения для обучения способам плавания, развития двигательных качеств и воспитания личностных качеств;

ü эффективностью методики занятий. При этом отмечаются целесообразность распределения учебного материала по частям занятий, последовательность решения поставленных задач, правильность подведения итогов, соответствие методов и приемов обучения содержанию учебного материала, высокая плотность (общая и моторная), соответствие выполняемых упражнений задачам, обеспечение безопасности на занятиях.

 

Заключение

    Организация занятий по плаванию принципиально ни чем не отличается от организации занятий в других циклических видах спорта. При построении занятия должны соблюдаются все основные педагогические принципы и приемы. Дополнительную сложность для педагога создает то обстоятельство, что во время выполнения упражнений голова у обучающихся погружена под воду и они не видят и не слышат руководителя. Поэтому все замечания делаются только после окончания очередного задания.

Контрольные вопросы

1.Назовите основные требования техники безопасности при проведении занятий по плаванию.

2.Какое максимально возможное количество человек допускается в бассейн при проведении занятия одним преподавателем.

3.При какой температуре воды и воздуха рекомендуется проводить занятия по плаванию.

4.При какой предельно низкой температуре воды допускается проведение занятий по плаванию.

5.Назовите основные гигиенические требования, которые необходимо соблюдать на занятиях по плаванию для предупреждения заболеваний.

6.Назовите основные требования которые следует соблюдать находясь на открытом водоеме.

7.Опишите организацию проведения занятий по плаванию в учебном учреждении.

8. Опишите проведение урока по плаванию.

9. Назовите и дайте краткую характеристику основным методам проведения занятий по плаванию.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: