Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV – XVII вв.)

Направление Основные представители и их труды Их философские взгляды

1.Гуманистическое

Данте Алигьери (1265-1321) Автор «Божественной комедии» (тогда комедиями называли литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении мыслитель воспевает христианство, но, одновременно, между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения. Данте восхваляет человека, верит в его счастливое будущее и его изначально добрую природу. Он отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания, признавая за ним наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом.
 



Франческо Петрарка “Книги песен” трактат “О презрении к миру” Книги песен», трактата «О презрении к миру». Гуманист воспевает прекрасное в облике человека и в его внутреннем мире. Петрарка считает, что человеческая жизнь уникальна и дается только один раз, поэтому человек должен жить не для Бога, а для самого себя. Он считал, что человеческая личность должна быть свободной и физически и духовно. Человек должен обладать свободой выбора и право выражать себя в соответствии с этим. Мыслитель считал, что человек может добиться счастья, опираясь только себя и свои силы, и он имеет для этого достаточный потенциал. Он думал, что бессмертия, скорее всего, не существует, бессмертен ты можешь быть только в памяти людей. Поэтому человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить.
 



Лоренцо Валла (1407-1457) Гуманистический мыслитель Лоренцо Валла в философию гуманизма вошел прежде всего как автор «О наслаждении» или «Об истинном и ложном благе». В нем на первый план для человека выдвигаются чувственное наслаждение и личная польза как предварительная ступень к небесному блаженству. Добродетельно все, что относится к инстинкту самосохранения, поэтому никакое наслаждение не является безнравственным. Кроме того, в своих работах Лоренцо Валла опроверг подлинность так называемого «Дара Константина» - документа, который был известен как юридическая основа светской власти папства. На основании этого документа римские папы не только осуществляли светскую власть в папской области Италии, но и претендовали на нее во всех католических странах. Он предлагал лишить римских пап права на светскую власть, доказывал бессмысленность аскетизма и монашества.

2. Неоплатоническое

Николай Кузанский (1401-1457) Николай Кузанский был теоцентристом, но не схоластиком. В одном из его трактатов - «Согласие веры» - есть мысль о такой общей религии, в которой в принципе можно соединить все существующие религиозные вероисповедания. В другом трактате «Об ученом незнании» отождествлялся с его творением - Вселенной, что позднее стало именоваться пантеизмом, не раз осуждавшимся церковью. Таким образом, понятие Бога в творчестве Кузанского теряет религиозность и приобретает пантеистические черты. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и как скрытая сущность всего. Согласно Кузанскому, едины идея и материя. Вселенная бесконечна, не имеет ни начала, ни конца, ни центра, Земля не является центром Вселенной. Мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире. Бесконечность Вселенной приводит к бесконечности познания.
 



Пико делла Мирандол (1463-1494)
 



Для мыслителя-гуманиста Мирандола основной была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения. Он утверждал, что человек есть соединительная связь всей природы и как бы эссенция, составленная из всех ее соков. Поэтому тот, кто познает себя, познает в себе все.
 



3.Натурфилософское

Галилео Галилей (1564-1642) В качестве философа Галилей, как и многие философы Средневековья, исповедует теорию двух истин. По Галилею, есть две истины: истина, изложенная в Св. Писании, и истина, изложенная в книге природы. Они не противоречат друг другу, поскольку Св.Писание является книгой Божественного откровения, а книга природы книгой Божественного творения. Но познавать эти две книги мы можем разными способами. Оба они самостоятельны: познавая Св. Писание путем откровения, путем веры, или познавая книгу природы путем разума, мы приходим в конце концов к одним и тем же положениям. Писание, по мысли Галилея, безошибочно, ошибаются его толкования. Здесь Галилей занимает антисхоластическую позицию. Библию не следует понимать буквально; главное в понимании Библии — аллегорическое ее исследование. Но когда человек изучает природу, он должен изучать именно природу, а не смотреть на Библию, иначе происходит подмена методов и пользы от такого исследования не будет.
Джордано Бруно (1548-1600) Являясь человеком эпохи Возрождения, Бруно не мог полностью отказаться от идеи существования единого вселенского божественного начала. Он рассуждал о бесконечности Всевышнего, а также считал, что познавать нужно не Бога, а природу. Философ стал автором выражения «живая материя», согласно которому вся окружающая Вселенная есть одушевленная материя, созданная Творцом. Ее бесконечность определяется бесконечностью Господа. Джордано считал Бога олицетворением единства Вселенной, называл его «Единым». Так как единственное не предполагает разногласий, то оно отожествляет целостность, как всего мира, так и каждого отдельного предмета. Из этого следует, что отдельная вещь также является единством, целостностью. Философия нужна для созерцания сути окружающего мира, так считал мыслитель и описывал в своих трудах. Но познать природу способен тот, кто ищет Господа в каждой ее частичке.
Николай Коперник (1473 - 1543) Разрушил старое геоцентрическое представление об устройстве космоса, и создал новую гелиоцентрическую теорию. Его основной труд называется «О круговых движениях небесных тел». В нём он обосновывает следующие положения. Во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, которое находится в центре мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и бесконечна, а Земля очень мала по сравнению с Вселенной. Учение Коперника было революционным событием в истории науки.
4. Политическое  Никколо Макиавелли (1469-1527) Макиавелли утверждает, что социально-правовые взгляды, гражданские добродетели людей, может воспитать только государство, а не церковь. Напротив, церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. Государство же – это высшее проявление человеческого духа; в служении ему Макиавелли видит цель и счастье человеческой жизни. Лучшей формой государства Макиавелли считает республику.

5.Социальноутопическое

Томас Мор (1478 - 1535) Сторонник христианского гуманизма, Т. Мор именно с раннего христианства выводил идеи равенства и социальной справедливости. Значительной степени Т. Мор опирался на идеи платоновской "Государства", но в отрицательном отношении к частной собственности он пошел значительно дальше Платона. Если у Платона собственности лишены только два высших правящих состояния, то у Т. Мора в утопической стране собственности лишены все ее граждане. В жизни этого государства деньги, драгоценности, золото ничего не значат. Высшей ценностью здесь провозглашается человек. Т. Мор формулирует идеал всесторонне развитого человека, для которой чужды пренебрежение к земной жизни и аскетизм. Согласно эпикуреизма счастье человека он видит в чувственном удовольствии. Однако среди земных радостей жизни первое место принадлежит здоровью, оно мера всех чувственных наслаждений.
 



Томмазо Кампанелла (1568-1639) Т. Кампанелла призывает к опытному познанию природы, выступает против средневековой схоластизированной философии, пропагандирует культурное достояние античных мыслителей. Природа, по мнению Кампанеллы, является «скульптурным аналогом Бога»; все вещи - одухотворенные, все они стремятся сохранить свое существование и вернуться к первоисточнику, то есть к Богу. В этом стремлении, считал философ, находится основа религии. Источником познания является непосредственное изучение «живого кодекса природы»; познание базируется па чувственном опыте.
 



6. Реформационное

Мартин Лютер (1483-1546) Основные идеи учения. Философ доказывал в действительности что монашество и церковная иерархия во всех их проявлениях и обрядах далеки от «подлинного слова Божьего». Говорил, что человеку для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, достаточно лишь веры. В свою очередь, католическая церковь для спасения души предписывала выполнение многочисленных обрядов и совершение взносов. Священным является только то, что встречается в Библии. Остальное – творения рук человека, а значит оно должно быть подвергнуто строгой критике.
Томас Мюнцер (1493–1525) В понимании Мюнцера главные задачи Реформации заключались не в установлении новой церковной догмы или новой формы религиозности, а в провозглашении близкого социально-политического переворота, который должен быть произведен массой крестьян и городской бедноты. Мюнцер ссылался на авторитет слова божьего, но в самом Священном писании он усматривал лишь указания на необходимые действия людей. У Мюнцера мы не находим упоминания о какой-либо иной жизни, кроме земной. Он утверждал, что земная жизнь должна быть возвышена до небес, т. е. очищена от зла. В этом смысле Мюнцер понимал и идеал установления царства божьего на земле. Настоящее слово божье, по мнению Мюнцера, - это живение бога в их собственном разуме. Вера (для Мюнцера. - Ред.), - пишет Энгельс, - является не чем иным, как пробуждением разума в человеке, и потому обладать верой могли и язычники. Энгельс поэтому заключает:... религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму
 



Джон Уиклиф (1324-1384) Джон Уиклиф разделял мнение о том, что феодальное устройство идеально подходит для реформирования Церкви, её экономической компоненты, что может быть продиктовано необходимостью восстановления национального хозяйства после экономического отката. Бог в системе Уиклифа представлен в качестве высшего и непосредственного властелина государства и Церкви. Бог является одновременно и политическим и теологическим абсолютом, способным явиться фактором примирения Церкви и светской власти. Ход рассуждений, радикальная трактовка которых приводит к появлению уиклифианского коммунизма: Папа и монархи держат власть от Бога (ни одна из властей не может рассматриваться как высшая), следовательно, идея высшего божественного права отсутствует как таковая. Монарх как вассал Бога, монарх не обладает абсолютной властью. Прикосновение к божественному (праведность) ведет к получению власти и имущества (все вещи – в общем владении, все благие люди обладают всем, коммунизм земных благ.
 



 

 




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: