Методы работы социального педагога с одаренными детьми

Одаренность — это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности. всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и тем часто настораживают родителей. Одаренный ребенок ищет общения с взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто над ним насмехаются, дают прозвища.

Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, они вспыльчив74, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности. Но многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и не острят, то ценят хорошую шутку. У них особая речь, особенные моторика и восприятие, что отличает их от других детей (они даже едят не как все).

/Охарактеризованные качества одаренных детей требуют к ним особого подхода, и не случайно одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми детьми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Они нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах.

Социальный педагог организует для родителей консультации специалистов с целью выявить индивидуальные задатки ребенка, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителями. Он организует творческий труд детей, в частности принимая участие в создании Домов детского творчества (обычно на базе Домов пионеров), где в самых разнообразных видах деятельности реализуются творческие возможности талантливых ребят.

Так, в клинском Доме детского творчества существует школа народной культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4 лет. В комнате, оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее народного искусства. Они собирают и записывают старинные песни, частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, в шитье костюмов, в оформлении концертов помогают родители.

Кружковцы готовят проведение таких народных праздников, как День Ивана Купалы, Масленица, Рождество. Дом детского творчества посещают 2 тысячи ребят. Отчет работы кружка — это концерты перед населением и ярмарки детских поделок.

Одна из проблем одаренных детей — школьное образование. Часто талантливые дети, чтобы не привлекать к себе внимания учителей и не вызывать негативной реакции одноклассников, работают ниже своих способностей, что мешает педагогам выявлять таких детей. В результате их потенциальные возможности не развиваются.

Но даже если учитель заметил способности ребенка, ему некогда заниматься с ним на уроке. Его он спрашивает реже, чем остальных учеников, поскольку уверен, что этот ребенок знает урок. Такой ученик предоставлен сам себе, он как бы на особом положении. В результате он отторгается от ученического коллектива, у него формируются отрицательные черты характера, снижается успеваемость.

Образование, необходимое одаренному ребенку, можно обеспечить только гибкими методами обучения. Более приспособлена для этого система сельской малокомплектной школы, где дети разного возраста учатся в одном классе. В городских школах уже сейчас практикуются экстернатное или ускоренное обучение по одному или двум предметам, посещение учащимися вузовских лекций по тем предметам, по которым они преуспевают.

Об ускоренных классах в начале XX в. писал русский философ В.В.Розанов: «...даровитый ученик не устает вовсе, не устает никогда трудиться над возбуждающим его дарование предметом». Он считал, что в развитии таланта помогут специальные учебники, специально подготовленные творческие учителя и рационально организованный учебный процесс.

В ряде школ практикуется перевод одаренных детей в более старший класс, однако здесь возникает ряд проблем. Попадая в класс равных себе по умственному потенциалу, эти дети физически и социально остаются в своем возрасте. Отсюда неврозы, беспомощность в общении, оторванность от быта, жизненных проблем. Кроме того, ребенок попадает в огромный поток новой информации, что вызывает нервную и психическую перегрузку.

Если со стороны учителей-предметников есть показания для перевода ребенка в более старший класс, социальный педагог должен внимательно ознакомиться с этим ребенком, проконсультироваться с психологом и только тогда давать родителям совет о его дальнейшем обучении.

Социальный педагог предлагает родителям обратить внимание на следующие моменты:

• достаточно ли ребенок физически развит, чтобы вместе со старшими детьми принимать участие в их играх и занятиях? Если нет, у него может сложиться о себе мнение как об отстающем, причем не только физически, но, возможно, и умственно. Учителя могут вскоре забыть его истинный возраст и неадекватными требованиями усилят это его негативное переживание;

• обладает ли он достаточными умственными способностями, чтобы на равных играть со старшими детьми? Если он всегда играет в группе роль младшего и соответственно себя ведет, то дети, скорее всего, исключат его из игры, а это его огорчит;

• достаточно ли он социально зрел, чтобы проводить в школе весь день в обществе старших детей?

Как правило, даже для самых одаренных детей досрочный переход в старший класс — это не самое лучшее решение. Гораздо полезнее бывает обеспечить им дополнительную нагрузку как в школе, так и вне ее.

Развитие и обучение одаренных детей требует создания специальных учебных заведений — лицеев и гимназий для одаренных, специальных классов в массовых общеобразовательных школах. Здесь могут осуществляться и индивидуальный подход, и ускоренное обучение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: