Маркировка трансформаторов

Буквы в их наименовании означают:

· Т - трехфазный;

· Р – то, что в трансформаторе обмотка низшего напряжение разделена на два;

· С – значит трансформатор сухой;

· М – трансформатор имеет масляное охлаждение с естественной циркуляцией воздуха и масла;

· Ц – трансформатор с принудительной циркуляцией масла и воды. Масло также имеет ненаправленный поток. Это означает, что вода течет по трубам, а масло между ними.

· МЦ – трансформатор с естественной циркуляцией воздуха и принудительной масла при ненаправленном потоке последнего.

· Д – трансформатор масляный, где циркуляция масла принудительна, а воздуха наоборот естественна.

· ДЦ – трансформатор, где и масло, и воздух в системе охлаждения циркулируют принудительно.

· Н - трансформатор, где напряжение регулируется под нагрузкой.

· С – если она стоит в конце обозначение – означает, что трансформатор предназначен для собственных нужд электростанции.

· З – трансформатор герметичный, без расширителя, с азотной подушкой.

· обмотки трехфазных трансформаторов соединяют либо в звезду -Y, либо в треугольник - Δ

 

Трансформаторы трехобмоточные бывают: ТМТН, ТДТН, ТДЦТН – где вторая буквы Т означает, что он трехобмоточный.

Автотрансформаторы: АТДТНГ, АТДЦТНГ, АТДЦТН, АОДЦТН. Тут буква А означает, что это автотрансформатор; О – что он однофазный; Г – что он грозоупорный.

Также силовые трансформаторы отличает применяемый в их работе класс напряжения, номинальная мощность, условия и режим работы, конструкция агрегата.

Промышленность выпускает трансформаторы, которые работают в условиях различного климата: умеренного, тропического, холодного. Они могут устанавливаться и на открытом воздухе и в помещении. По своему предназначению трансформаторы делятся: на общего назначения и специальные: электропечные, преобразовательные и др.

По виду охлаждения трансформаторы можно подразделить на сухие, масляные и с негорючим жидким диэлектриком.

Для автотрансформаторов, у которых класс напряжения сторон СН или НН выше 35 кВ, после указания класса напряжения стороны ВН, указывается класс напряжения и для вышеперечисленных сторон. Он пишется через косую черту.


Номинальную мощность и класс напряжения указывают после буквенного обозначения через дефис. Она пишется в виде дроби, в числителе которой пишется номинальная мощность в киловольт-амперах, а в знаменателе – класс напряжения, обозначаемый в киловольтах.


 


Системы охлаждения

Предельный нагрев частей трансформатора ограничивается изоляцией, срок службы которой зависит от температуры нагрева. Чем больше мощность трансформатора, тем интенсивнее должна быть система охлаждения.

Естественное воздушное охлаждение трансформаторов осуществляется посредством естественной конвекции воздуха и частичного лучеиспускания в воздухе. Такие трансформаторы получили название «сухих».

 

С – естественное охлаждение при открытом исполнении

СЗ – естественное охлаждение при защитном исполнении

СГ – естественное охлаждение при герметичном исполнении

СД – естественное охлаждение с принудительной циркуляцией воздуха (дутьем)

 

Допустимое превышение температуры обмотки сухого трансформатора над температурой окружающей среды зависит от класса нагревостойкости изоляции и согласно ГОСТ 11677—85 должно быть не больше

60 °С –– для класса А,

75 °С — для класса Е,

80 °С — для класса В,

100 °С — для класса F,

125 °С — для класса Н

Данная система охлаждения малоэффективна, поэтому применяется для трансформаторов мощностью до 1600 кВА при напряжении до 15 кВ.

 

М – естественное масляное охлаждение выполняется для трансформаторов мощностью до 16000 кВА. В таких трансформаторах тепло, выделенное в обмотках и магнитопроводе, передается маслу, циркулирующему по баку и радиаторам, а затем –окружающему воздуху. При номинальной нагрузке трансформатора в соответствии с Правилами технической эксплуатации (ПТЭ) температура масла в верхних, наиболее нагретых слоях не должна превышать +95°С.

Для лучшей отдачи тепла в окружающую среду бак трансформатора снабжают ребрами, охлаждающими трубами или радиаторами в зависимости от мощности.

 

Д – масляное охлаждение с дутьем и естественной циркуляцией масла применяется для более мощных трансформаторов. В этом случае в навесных охладителях из радиаторных труб помещают вентиляторы. Вентилятор засасывает воздух снизу и обдувает нагретую верхнюю часть труб. Пуск и останов вентиляторов осуществляется автоматически в зависимости от нагрузки и температуры нагрева масла. Трансформаторы с таким охлаждением могут работать при полностью отключенном дутье, если нагрузка не превышает 100% от номинальной, а температура верхних слоев масла не более 55 °С, а также независимо от нагрузки при отрицательных температурах окружающего воздуха и температуре масла не выше 45 °С (ПТЭ). Максимально допустимая температура масла в верхних слоях при работе трансформатора с номинальной нагрузкой 95 °С.

Форсированный обдув радиаторных труб улучшает условия охлаждения масла, а, следовательно, обмоток и магнитопровода трансформатора, что позволяет изготовлять такие трансформаторы мощностью до 80 000 кВА.

 

ДЦ – масляное охлаждение с дутьем и принудительной циркуляцией масла через воздушные охладители применяется для трансформаторов мощностью 63000 кВА и выше. Охладители состоят из тонких ребристых трубок, обдуваемых снаружи вентилятором. Электронасосы, встроенные в маслопроводы, создают непрерывную принудительную циркуляцию масла через охладители. Благодаря высокой скорости циркуляции масла, большой поверхности охлаждения и интенсивному дутью охладители обладают большой теплоотдачей и компактностью. Такая система охлаждения позволяет значительно уменьшить габаритные размеры трансформаторов. Охладители могут устанавливаться вместе с трансформатором на одном фундаменте или на отдельных фундаментах рядом с баком трансформатора.

 

Ц – масляно-водяное охлаждение трансформаторов с принудительной циркуляцией масла принципиально устроено так же, как охлаждение ДЦ, но в отличие от последнего охладители в этой системе состоят из трубок, по которым циркулирует вода, а между трубками движется масло. Температура масла на входе в маслоохладитель не должна превышать 70 °С. Чтобы предотвратить попадание воды в масляную систему трансформатора, давление масла в маслоохладителях в этом случае должно превышать давление циркулирующей в них воды не менее чем на 0,02 МПа (2 Н/см2). Эта система охлаждения эффективна, но имеет довольно сложное конструктивное исполнение и поэтому применяется для мощных трансформаторов (160 MBА и более).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: