Компоненты научного аппарата исследования

Основными компонентами научного аппарата исследовани я являются: -обоснование актуальности темы исследования; -характеристика проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы исследования; формулировка задач. Названые компоненты составляют основу исследовательской работы. Все они должны быть взаимосвязаны, вытекать один из другого.

Проблема исследования - Любое психолого-педагогическое исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Формулирую проблему, исследователь отвечает на вопрос что надо изучить из того. Что ранее было не изучено. т. Е. констатирует недостаточность достигнутого к данному моменту уровни. Педагогика ориентирована на образовательную программу на необходимость преодоления недостатков практической педагогической деятельности, проявляющихся в ее результате. Проблема отражает объективно существующие противоречия в педагогической деятельности, которые могут быть решены средствами психолого-педагогической и методической науки и практики. Это могут быть противоречия между потребностями и возможностями, между новыми требованиями и сложившейся системой, между необходимостью и наличием способом и средств, позволяющих реализовать что-то в новых условиях и т.д. проблема отражается в теме исследования.

Тема исследования - законченное четкое выделение аспектов исследуемой облости. Тема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени, практики. Тема должна быть офрмлена лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

Обосновать актуальность- значит обяснить необходимость изучение данной темы в контексте общего процесса научного познания, ответить на воспрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

Объект исследования процесс некоторое явлен е, которое существует независиимо от исследователя и на которого обращего его внимание. Объектом иссследования могут быть процессы обучения, воспитание и развитие личности в определенных условиях, формирование определенных качеств, формирование коллектива ии т.д. Определяя предмет следует ответить на вопрос: что рассматривать?

Предмет исследования – обозначает аспект рассмотрения то, что подлежит изучению в данной работе. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, задачи, возможное их решение соответсвующими научными средствами и методами.

Целевой объект (то часть практики в рамках которого идет реализация цели,, например нравственное воспитание, развитие физических качеств, ознакомление с народной культурой и т.д.).)

Целевой предмет (то на что направлено целевое дейсвие. Содержание, методы.приемы, пути, средства и т.д.).

Замысел исследования развёртывается в гипотезе-предложении. Гипотеза исследования - предположительный ответ на возникший вопрос, разработаный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Если цель исследования решить проблему, то Гипотеза предположние о способе достижения цели.

                                                                                             

 

 СОВРЕМЕННАЯ ЛЕКЦИЯ В ВУЗЕ

Лекция – публичное выступление представляющее собой развернутое изложение темы.. Устный доклад с давних времен используется для одновременного обучения большого количества человек. Правильно выстроенная лекция активизирует мыслительную активность, обеспечивает эмоциональную связь слушателя с оратором, способствует лучшему восприятию материала. Основное предназначение лекции: помощь в освоении фундаментальных аспектов; упрощение процесса понимания научно-популярных проблем; распространение сведений о новых достижениях современной науки.

Функции лекционной подачи материала: информационная (сообщает нужные сведения); стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения); развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность); познавательная, организационная.  Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.

Классификация лекций: 1.по месту в учебном курсевводная (дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития. Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену), установочная, обзорная ( предназначены для систематизации полученных знаний. Их отличительная особенность – направленность на формирование ассоциативных взаимосвязей, необходимых для лучшего понимания информации), итоговая. 2. По форме обученияочная, вечерняя, заочная. 3. По частоте общения лектора с аудиторие й – разовая, тематическая, цикловая. 4. По степени проблемности – информационная (традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить), проблемная, лекция-дискуссия

Лекция-конференция Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных.

Лекция-консультация Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.

  Структура лекций В институтах и университетах обычно применяется определенная структура лекции (согласно госту): вступление, основная часть, подведение итогов. Вступительная часть необходима для установления связи с материалом, изученным ранее. Преподаватель озвучивает тему лекции, ее цель и задачи, приводит краткий план, основные требования к учащимся. Главная роль вступительной части – заинтересовать аудиторию, подчеркнуть актуальность темы. Нередко на этой стадии занятия указывается список использованной литературы. Продолжительность вступления составляет не более пяти-восьми минут. Основная часть – самый важный и информативный этап, в контексте которого преподаватель с различных сторон излагает основные моменты темы, давая определение главным понятиям, предлагая оценочные суждения. На этапе подытоживания происходит обобщение представленной информации, логическое завершение лекции. В конце докладчик может представить студентам тему следующего занятия, определить направление для самостоятельной работы.

Методика работы над лекцией предполагает этапы:

1. Педагог должен выяснить уровень знаний.

2. Определить место изучаемой дисциплины в учебном процессе.

3. Отбор материала

4. Выбор последовательности и логики изложения – план лекции.

5. Подбор иллюстративного материала.

6. Манера чтения лекции.

Так же педагогу необходимо найти недостающий материал извне

Необходимо обработать собранный материал (определить наиболее важные вопросы и логический порядок изложения)

Варианты построения лекции: 1. Ступенчатый – сначала излагается 1 вопрос с фактами и разъяснениями и потом выводы. 2. Концентрический – раскрывается основная мысль и потом детализируется.

Необходимо обязательно провести педагогу пробу чтения лекции, определить манеру изложения, голос, расставить интонационное ударение.

 

 Этапы научного исследования в хореографии: подготовка, организация, проведение.

Научное исследование — это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Этапы научного исследования. Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов: 1. Выбор темы исследования. 2. Определение объекта и предмета исследования. 3. Определение цели и задач. 4. Формулировка названия работы. 5. Разработка гипотезы. 6. Составление плана исследования. 7. Работа с литературой. 8. Выбор методов исследования. 9. Организация условий проведения исследования. 10. Проведение исследования (сбор материала). 11. Обработка результатов исследования. 12. Формулирование выводов. 13. Оформление работы.

Выбор темы исследования. От удачно выбранной темы зависит возможность успеха работы в целом. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций могут облегчить выбор соответствующей темы Важнейшим критерием правильности выбора темы является ее актуальность. (т. е. тема должна быть полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.)

  Объект и предмет исследования. Объект исследования –это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается? Предмет— это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Предмет исследования более конкретен Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? Именно предмет исследования определяет тему исследования.

  Цели и задачи. Исходя из объекта и предмета можно приступить к определению цели и задач исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая, то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах. Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить.».., «Разрабо­тать.».., «Выявить.».., «Ус­тановить.».., «Обосновать.».., «Определить.».., «Проверить…», «Доказать…» ит.п.

Разработка гипотезы. Гипотеза — познавательная конструкция, включающая как предположение, так и способы его фальсификации; обобщающая, прогнозирующая получение определенных новых фактов и систематизирующая их.! Любая гипотеза рассматривается как первоначальная отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.

  План исследования. План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.

Работа с литературой. работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования. Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга, диссертации и т. п.).

  Методы исследования. Метод исследования — это способ получения сбора, обработки или анализа данных. Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их раз­решения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. Методы: Педагогический эксперимент, наблюдение, метод диагностирования, метод сравнения, обобщения, метод обработки результатов.  методов сбора информации. - наблюдение и сбор фактов; - эксперимент; - моделирование; - метод научных абстракций; - анализ и синтез; - системный подход. методов обработки данных. - качественные; - количественные. Методы могут применятся в совокупности, дополняя друг друга.

  Организация условий проведения исследования. Организация исследования связана с планированием его про­ведения, которое определяет последовательность всех этапов рабо­ты, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полно­ценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения и т. д.

  Проведение исследования. На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.  Опытно-экспериментальная состоит из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Констатирующий эксперимент проводится с целью определения начального уровня подготовки, определение критериев и показателей и уровней подготовки определяем  возраст, количество, место проведения и база, проведение диагностики развития в контрольных и экспериментальных группах, выявление педагогических условий. Ф ормирующий – разработка методики, разработка и реализация образовательной программы. Контрольный уровень – анализ результатов опытно-экспериментальной работы, обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями.

Формулирование выводов. Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что по­лучено самим автором. Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

  Оформление работы. Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работа.

  Классификация методов исследования в хореографии.

Методы исследования. Метод исследования — это способ получения сбора, обработки или анализа данных. Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их раз­решения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений. Пример методов сбора информации. - наблюдение и сбор фактов; - эксперимент; - моделирование; - метод научных абстракций; - анализ и синтез; - системный подход. Пример методов обработки данных. - качественные; - количественные. Методы могут применятся в совокупности, дополняя друг друга.

Все многообразие методов можно также разделить на три группы: методы теоретического исследования ( теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, индукцию и дедукцию, метод моделирования), методы эмпирического познания педагогических явлений (эмпирические (наблюдение, беседа, опросные методы,анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия), математические и статистические методы.

Метод теоретического анализа (от греч. аnalysis – разложение, расчленение) и синтеза (от греч. synthesis – cоединение, сочетание, составление), позволяющий рассматривать объекты, явления и процессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития. Теоретический анализ предполагает раскрытие внутренней структуры исследуемого (изучаемого), глубокий анализ фактов, источников происхождения, механизмов развития и функционирования. Следует отличать анализ как метод научного исследования от анализа как функции практической деятельности педагога или психолога. Чтобы анализ как метод был целенаправленным, необходимо определить признаки, на основании которых вычленяется та или иная часть исследуемого объекта, а выделение таких признаков зависит уже от исследовательских задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: