Особенности организации научных исследований

План:

1. Этапы научного исследования

2. Обоснование актуальности НИ

3. Формирование новизны НИ

4. Определение цели и задач НИ

5. Определение объекта и предмета исследования

6. Проведение НИ

1. В выполнении всякого научного исследования можно выделить несколько этапов:

· изучение состояния вопроса и выбор темы исследований;

· постановка цели и задач исследований;

· обоснование объекта и предмета исследований;

· выбор общей и частных методик исследований;

· выполнение исследования (проведение эксперименов, изучение документов, формирование баз данных и др.);

· обработка экспериментальных данных и описание хода исследований;

· представление, анализ и оценка результатов исследований;

· формулировка выводов и научных положений.

В организации этих этапов в случае исследований имеются особенности, которые надо учитывать соискателю ученой степени при планировании своей работы.

2. Актуальность НИ

Как правило, приняв решение выполнить научное исследование, исследователь уже имеет какой-то научный задел, позволяющий ему сориентироваться, в каком научном направлении следует развернуть исследования. Если он до этого не занимался исследовательской работой (выпускник вуза, поступающий в аспирантуру), такое направление ему задает предполагаемый научный руководитель (научный консультант). Однако, прежде чем приступить к научному исследованию, следует убедиться в том, что выбранное направление исследований имеет перспективу востребованности, что запланированный научный поиск не простое удовлетворение собственного любопытства. Ведь содержащиеся в научном исследовании результаты должны иметь научную и практическую значимость, экономическую и социальную ценность. Важнейшим условием успеха всегда было ведение исследований по приоритетным направлениям развития науки и отраслей экономики (именно в этом состоит актуальность темы - социальная значимость предполагаемых новых результатов исследований и их соответствие современным потребностям общества и науки). Если тема будет актуальна, то легко будет подтвердить реализуемость результатов исследований в социальных, экономических, технологических и технических решениях, а также в организационных мероприятиях. В случае теоретической работы понятие актуальности определяется и как необходимость доказательства выдвинутых ранее гипотез, а также дальнейшего развития положений, разрабатываемых той или иной научной школой.

3. Формирование новизны НИ

Выбор темы научного исследования должен осуществляться с учетом того, что при ее реализации должны быть получены какие-то новые результаты, ранее еще никем не полученные. Таким образом формулируется научная новизна исследования, которая означает, что это – не воспроизведение того, что сделано другими (при проведении «обычных» научно-исследовательских работ, не являющихся квалификационными, порой именно такие задачи ставятся), а движение вперед, к познанию неизвестности. Для оценки вероятности получения новых данных исследователь должен оттолкнуться от обзорной информации общего характера (найденные по ключевым словам по предполагаемой теме книги, обзоры, сведения в электронных средствах информации либо рекомендованные его научным руководителем или научным консультантом, коллегами по работе), которую он должен осмыслить. Практика показывает, что идея решения каких-либо научных задач или проблем возникает как логическое продолжение анализа имеющейся информации.

Пытаясь обосновать гипотетическую новизну результатов будущей научной работы, следует понимать, что научное достижение мирового значения (на уровне открытия), обладающее абсолютной новизной, сделать в наши дни удается очень немногим. Маловероятно, чтобы молодому исследователю это было по плечу. Наиболее часто новизна носит более частный характер, она имеет значение для одной отрасли науки (реже – нескольких смежных), т.е. она является локальной (относительной, местной). Этого бояться не следует. Важно, чтобы исследователю было «присуще стремление решать впервые выдвинутую задачу (поисковую) или найти новое решение существующей задачи, дать новое толкование (объяснение) исследуемому факту из социальной или материальной действительности - словом, предложить свое, авторское решение, убедительность которого будет во всех случаях обусловлена степенью новизны и полезности, выявленной путем сопоставительного анализа».

Сделать обоснованный и удачный выбор актуальной темы научного исследования соискателю поможет научный руководитель или научный консультант, иногда тема формулируется в ходе научной дискуссии с научным руководителем или консультантом, а также со специалистами соответствующего профиля. В этом вопросе большое значение имеет способность исследователя, его умение, абстрагируясь от действительности, предложить новый, а иногда и необычный, нетрадиционный, путь решения задачи или проблемы, которую долгое время предыдущие исследователи не могли решить на основе традиционных подходов.

4. Определение цели и задач НИ

Накопленная в связи с обоснованием выбора темы информация поможет более четко определить цель и задачи исследования. Определяя цель и круг задач, которые необходимо решить для достижения этой цели, исследователь должен не забывать о новизне. Необходимо сформулировать их так, чтобы просматривалась предполагаемая новизна результатов.

Обычно материал, который исследователь почерпнул для обоснования выбора темы, формулирования цели и задач исследования, играет вспомогательную роль и, как правило, в виде самостоятельного научного труда не оформляется. Способность провести анализ и обобщение литературных источников, умение критически их осмыслить и на основании этого определить дальнейшее развитие исследований в этой области, – один из критериев квалификационной оценки исследователя. Кроме того, знакомство с литературными источниками – это опосредованный информационный контакт, наиболее распространенный тип информационной коммуникации. При успешном развитии такого контакта в дальнейшем может возникнуть не только косвенный (переписка и обмен публикациями), но и прямой информационный контакт, выражающийся в организации командировок в научные центры с целью проведения эксперимента и обсуждения результатов со специалистами центра, в участии в конференциях. Поэтому работа с литературными источниками с обоснования выбора темы только начинается, она должна расширяться в течение всего периода выполнения научного исследования. Оформление аналитического обзора литературы – это концентрированное выражение итога такой работы.

5. Определение объекта и предмета НИ

Молодой ученый должен не только обнаружить и описать новое свойство, но и объяснить его, обосновать, как это свойство будет проявляться при взаимодействии с другими объектами. В этой связи очень важным моментом является определение объекта (объектов) и предмета исследования, т.е. принятие решения, на какую конкретно часть реального мира следует направить свои усилия, чтобы достичь поставленной цели, какие именно свойства или же взаимодействия при этом предстоит изучить. Поскольку новизну может выявить лишь сопоставление, то важно, чтобы выбранные объекты допускали такое сопоставление.

6. Проведение НИ

Научное исследование, процесс познания, реализуется через применение комплекса специальных приемов - методов познания. Используемые методы должны обеспечить надежность и воспроизводимость данных, их достоверность. Надежность полученных результатов значительно выше, если они подтверждаются несколькими (лучше принципиально разными, независимыми, а не однотипными) методами. С особой осторожностью следует относиться к инструментальным методам. При их выборе следует сразу определиться, не превышает ли погрешность измерений с использованием выбранного инструментального метода ту разность в изменении наблюдаемого параметра, которая необходима, чтобы зафиксировать ожидаемую закономерность.

Приступив к непосредственному выполнению научного исследования, исследователь должен рационально распределять свое время. Необходимо разумно чередовать набор, накопление экспериментальных данных с их осмыслением. Если анализ экспериментальных результатов планировать как заключительный этап работы, то может оказаться, что такой анализ выявит необходимость для подкрепления выдвинутой гипотезы проведения дополнительной серии измерений (в продолжение проводимых полгода назад, например, измерений). Но к моменту, когда такая необходимость обнаружится, соответствующая экспериментальная установка окажется уже демонтированной.

Молодой исследователь должен сделать правилом анализ результатов своих наблюдений по мере их накопления, не дожидаясь завершения эксперимента. В ходе такого анализа может выясниться, что для получения желаемого результата нужно скорректировать условия эксперимента.

Получив некий массив экспериментальных данных, исследователь должен проанализировать, все ли они статистически достоверны, и отбросить те, которые лежат вне области достоверных измерений. В противном случае есть опасность получить ложные выводы.

Следующим шагом является представление полученных данных в виде, удобном для анализа и иллюстрации обнаруженных закономерностей (включая при необходимости и их математическую обработку). Не следует стремиться буквально все полученные результаты представлять в виде графиков, таблиц, диаграмм. Исследователь должен понимать, что «если научную работу рассматривать как некую последовательность сигналов, то станет очевидным, что ни одно сообщение не может состоять только из необходимых сигналов, т.е. сигналов, несущих полезную информацию. Оно обязательно включает некоторое количество избыточной информации» [23, с. 18]. Неизбежно, что какие-то результаты будут вспомогательными, второстепенными, не говоря уж о тех, которые получены в результате нарушения условий эксперимента. Из этого вовсе не следует, что всякую избыточную информацию следует отбросить. Ее также следует тщательно проанализировать. Возможно, воспроизведение уже известной информации необходимо для того, чтобы подчеркнуть истинность новизны, которую несет другой массив данных, полученных при выполнении исследования.

Настоящему ученому должна быть свойственна объективность в оценке получаемых им научных результатов. Нельзя отбрасывать данные опытов или какие-то факты только по той причине, что они необъяснимы сегодня или не могут быть использованы на практике. Безусловно, если данные получены в связи с методическими просчетами и не отвечают требованиям точности и надежности, то они могут и должны быть опущены исследователем. Однако это можно сделать только при полной уверенности в своей правоте. Исследователь может и не видеть значимость новых фактов для окружающего мира. Для этого у него бывает недостаточно знаний, да и материально-техническая база для исследований также не всегда позволяет получить полное представление о протекающих процессах или явлениях.

Анализ и обобщение результатов исследования заканчивается выводами, которые в концентрированном виде отражают итог работы, снимают гипотетический характер тех положений, которые сформулированы в цели. Формулируя выводы, исследователь должен четко определить границы применимости результатов своих НИ и подкрепить это фактическими данными.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: