Участие прокурора в гражданском процессе

В гражданском процессе прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, а также приносят апелляционные, кассационные и надзорные представления на судебные решения и определения.

Формы участия прокурора определены в ст. 45 ГПК, согласно которой прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело при наличии оснований, предусмотренных законом. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются также процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 34 ГПК прокурор отнесен к числу лиц, участвующих в деле. Соответственно он наделен целым рядом процессуальных прав и обязанностей, характеризующих его правовое положение. Так, прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, вправе изменить основание или предмет поданного им заявления. Прокурор также вправе возбудить апелляционное и кассационное производство (путем принесения апелляционного или кассационного представления), надзорное производство (путем подачи представления), подать заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам. Прокурор также вправе обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье.

Возбуждение дела прокурором. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Как видим, в ст. 45 ГПК прямо определен круг лиц, права и законные интересы которых защищает прокурор путем возбуждения дела. К их числу относятся:

1)граждане, которые не могут самостоятельно защитить свои интересы по ряду причин (здоровье, возраст, недееспособность и т.д.).

2) граждане, обратившиеся к прокурору с просьбой о защите их социально-экономических прав, в том числе и в судебном порядке. Круг таких прав указан в ч. 1 ст. 45 ГПК - это сфера трудового, семейного, жилищного и других социальных отраслей права;

3) неопределенный круг лиц. Защита данной категории лиц наиболее соответствует социальному назначению прокуратуры, в частности путем признания не соответствующими закону правовых актов, в том числе и нормативного характера. Нередко прокуроры оспаривают незаконные нормативные акты законодательных органов и руководителей исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Прокурор наделен всеми правами лица, участвующего в деле. Однако при этом, поскольку прокурор не является стороной в спорном материальном правоотношении, он не может распоряжаться предметом спора. В частности, прокурор не вправе заключать мировое соглашение, к нему не может быть предъявлен встречный иск, он не несет обязанностей по уплате судебных расходов, на прокурора не распространяется материально-правовое действие законной силы судебного решения, поскольку прокурор не является выгодоприобретателем по поданному им заявлению в суд. Согласно ч. 2 ст. 38 ГПК лицо, в интересах которого дело начато по заявлению прокурора, извещается судом о времени и месте рассмотрения указанного дела и участвует в нем в качестве истца.

Если прокурор установит в ходе судебного разбирательства, что он возбудил гражданское дело необоснованно, то он вправе отказаться от заявления. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 45 ГПК). Кроме того, из смысла ч. 2 ст. 209 ГПК вытекает, что если дело было начато прокурором, то вступившее в законную силу решение обязательно для лица, в интересах которого было начато дело, а не для прокурора.

Порядок ведения дела прокурором в случае возбуждения дела заключается в следующем. Прокурор должен возбудить дело, только убедившись в его обоснованности. Основанием для обращения в суд являются материалы прокурорских проверок по общему надзору, письма и заявления граждан, организаций, материалы уголовных дел, следственные материалы и др.

Прокурор должен определить подсудность дела в соответствии с установленными правилами ГПК. Заявление прокурора должно быть оформлено в соответствии с требованиями ст. ст. 131 и 132 ГПК. При этом прокурор должен отразить в нем не только фактические, но и правовые основания для возбуждения дела, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права.

Поскольку процесс строится на основе принципа состязательности, то на прокуроре лежит бремя доказывания обоснованности его требований. Прокурор должен сам собрать либо истребовать необходимые доказательства по делу по общим правилам доказывания в гражданском процессе. Обратившись в суд с заявлением, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу, по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств, задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам, и т.д.

Участие прокурора в гражданском процессе с целью дачи заключения. Согласно ч. 3 ст. 45 ГПК прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

В ГПК теперь непосредственно перечислены категории дел, по которым прокурор вступает в уже начатый процесс с целью дачи заключения:

во-первых, по ряду категорий дел, которые прямо указаны в ч. 3 ст. 45 ГПК;

во-вторых, когда это прямо предусмотрено в ГПК и других федеральных законах, например согласно ГПК - по делам особого производства (ст. ст. 273, 278, 284, 288 ГПК), согласно другим федеральным законам - по делам о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав, об отмене усыновления ребенка (соответственно ст. ст. 70, 73 и 140 СК).

Если прокурор привлекается к участию в деле по инициативе суда, то по этому поводу выносится определение суда, направляемое прокурору.

Прокурор, участвующий в деле с целью дачи заключения, вправе знакомиться с материалами дела. Он определяет нормы материального права, которыми регулируются спорные правоотношения, определяет круг фактов предмета доказывания, которые должны быть выяснены, знакомится с письменными и вещественными доказательствами, имеющимися по делу, и т.д. Во время судебного заседания процессуальная деятельность прокурора заключается в том, что прокурор участвует в решении различных вопросов - о законности состава суда, возможности рассмотрения дела при явившихся лицах и т.д. Прокурор участвует в заслушивании сторон, других участников процесса, участвует в исследовании всех доказательств, задает по мере необходимости вопросы. В конце судебного разбирательства прокурор дает заключение по делу (ст. 189 ГПК). В отличие от первой формы участия (возбуждение дела) прокурор не дает объяснений суду, не поддерживает исковые требования, не выступает в прениях сторон. Вступление в уже начатый процесс возможно в любой стадии гражданского процесса, но практически, конечно, оно должно иметь место в начале судебного разбирательства.

Неявка прокурора, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

24. Участие в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и их объединений или отдельных граждан, защищающих права и интересы других лиц.

Ст. 46 ГПК устанавливает особое правило, согласно которому в случаях, предусмотренных законом, возможна защита интересов гражданина другим лицом. Круг субъектов, которые могут осуществлять защиту чужих интересов, определен в указанной статье ГПК. К числу таких субъектов относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане.

Главной целью института защиты прав других лиц в гражданском процессе является оказание помощи и содействия в судебной защите лицам, которые сами не в состоянии в силу состояния здоровья, нетрудоспособности, возраста осуществить ее самостоятельно. В этом плане существование в гражданском процессе института защиты прав других лиц социально оправданно и является одной из гарантий осуществления конституционного права каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Защита прав других лиц осуществляется в двух формах.

Во-первых, путем обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц либо неопределенного круга лиц (ст. 46 ГПК). Такое право возбуждения дела предоставлено как государственным органам, органам местного самоуправления, так и организациям и гражданам. Здесь предусмотрен максимально широкий круг лиц, имеющих право на обращение в суд в защиту прав и интересов других лиц либо неопределенного круга лиц.

Во-вторых, государственные органы и органы местного самоуправления могут быть привлечены судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе либо по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 47 ГПК). Как видим, право дачи заключения предоставлено только государственным органам и органам местного самоуправления.

Основанием участия в гражданском процессе для государственных органов и иных субъектов, указанных в ст. ст. 46 и 47 ГПК, является гражданская процессуальная правоспособность. Данные субъекты относятся к числу лиц, участвующих в деле, и наделяются соответственно таким же кругом процессуальных прав и обязанностей, за рядом исключений.

Обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц:

Обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц осуществляется целым рядом субъектов, указанных в ст. 46 ГПК, но в основном государственными органами, органами местного самоуправления и организациями по вопросам, входящим в их компетенцию или сферу деятельности. В силу отсылочного характера правил ст. 46 ГПК каждый раз при обращении в суд с заявлением необходимо обоснование в виде специального указания в законе. При этом обращение в суд с заявлением в защиту прав других лиц возможно в исковом и особом производстве. В основном право на обращение в суд в защиту прав других лиц предоставлено органам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и недееспособных граждан, а также для защиты социально значимых прав совершеннолетних дееспособных граждан.

Обращение в суд в защиту прав других лиц возможно только по их просьбе. Такое согласие, очевидно, должно быть выражено в письменной форме и может найти подтверждение в личном участии лица, чьи права защищаются поданным иском, в гражданском процессе. При обращении в суд в защиту недееспособных или несовершеннолетних граждан иск может быть предъявлен независимо от просьбы их законных представителей или иного заинтересованного лица.

По общему правилу предъявление иска в защиту прав других лиц возможно только при одновременном наличии двух условий, а именно:

1) прямое указание в федеральном законе;

2) наличие просьбы заинтересованного лица, в отношении которого закон допускает такое возбуждение дела государственными органами, органами местного самоуправления и другими субъектами (ст. 46 ГПК). Только при возбуждении дел в защиту недееспособных лиц и неопределенного круга лиц такого согласия не требуется, однако также необходимо специальное указание в законе о возможности обращения в суд государственных органов и других субъектов (ст. 46 ГПК).

Процессуальное положение государственных органов и иных субъектов, возбудивших дело в защиту прав других лиц, определяется по общим правилам ГПК с учетом ряда особенностей.

В ч. 2 ст. 46 ГПК сказано, что лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Полагаем, что данный круг ограничений неполон. К указанным субъектам не может быть также предъявлен встречный иск, на них не распространяются материально-правовые последствия законной силы судебного решения, поскольку они не могут быть выгодоприобретателями по судебному решению, которое не должно затрагивать лично принадлежащие им права. Субъекты, возбудившие дело в защиту других лиц, вправе участвовать в процессе исполнения судебного решения, например органы опеки и попечительства - при исполнении решений, вынесенных по спорам о детях.

Согласно ч. 2 ст. 38 ГПК лицо, в интересах которого дело начато по заявлению органов, указанных в ч. 1 ст. 46 ГПК, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца, так как именно оно является субъектом спорного материального правоотношения - предмета судебного разбирательства. Отказ субъектов, возбудивших дело в защиту другого лица, от поданного заявления не связывает само заинтересованное лицо либо его законного представителя, которые вправе требовать рассмотрения дела по существу. Вместе с тем при отказе истца от иска, заявленного в защиту его нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, суд прекращает производство по делу.

Защита прав других лиц в форме дачи заключения: Вторая форма защиты интересов других лиц в гражданском процессе - участие только государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом, для дачи заключения по делу. Такое участие имеет целью осуществление возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Участие государственных органов и органов местного самоуправления возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом:

- во-первых, по инициативе государственных органов и органов местного самоуправления;

- во-вторых, по инициативе лиц, участвующих в деле;

- в-третьих, по инициативе суда. В этом случае привлечение к участию в гражданском процессе возможно не только в случаях, предусмотренных законом, но и в иных необходимых случаях по усмотрению суда для достижения целей, указанных в ч. 1 ст. 47 ГПК.

Дача заключения для государственного органа или органа местного самоуправления является обязательной, поскольку оно дается по вопросам, входящим в сферу его деятельности.

Заключение состоит из двух частей. Первая часть включает сведения о фактах, которые были собраны с помощью специальных познаний работников соответствующих органов и зафиксированы в письменном документе. Вторая часть - заключение в собственном смысле слова, в нем излагается мнение органа о правовом характере рассматриваемого спора, оцениваются собранные им, а также представленные другими лицами доказательства и предлагается свой вариант разрешения спора. Оценочная часть заключения основывается на положениях законодательства и практики его применения.

Заключение государственного органа или органа местного самоуправления оглашается после исследования всех доказательств (ст. 189 ГПК), необязательно для суда, но по сложившейся судебной практике и в соответствии со ст. ст. 196 и 198 ГПК суд должен привести в судебном решении доводы, по которым он отвергает заключение в целом или в части. Если дело было рассмотрено судом без привлечения соответствующего органа, а его участие в соответствии с законом признано обязательным, то такое судебное решение может быть отменено.

Для участия в гражданском процессе органом должен быть выделен представитель, наделенный соответствующими полномочиями. В этом качестве обычно участвует специалист, который связан с непосредственной деятельностью данного органа. Не может выступать представителем органа технический секретарь или работник персонала, не связанный с осуществлением полномочий данного органа.

25. Понятие и виды судебного представительства.

Процессуальное представительство понимается как выполнение процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.

В данном определении отражены два ключевых признака представительства: представитель всегда действует от имени представляемого и в его интересах.

Согласно ст. 48 ГПК личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. Количество представителей законом не ограничено.

Есть несколько классификаций:

Первое: добровольное и обязательное

Второе: классификация представительства в зависимости от оснований его возникновения. По данному критерию представительство подразделяется на законное, договорное, общественное и по назначению.

Законное:

Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии определенного фактического состава. Законное представительство может возникать как в отношении граждан, так и в отношении организаций.

Законное представительство в отношении граждан. Права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. По делу, в котором должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим, в качестве его представителя выступает лицо, которому передано в доверительное управление имущество безвестно отсутствующего. На них не распространяются требования 49 статьи ГПК о требованиях к лицам, которые должны быть представителями. Могут подназначить себе представителя, но он уже должен соответствовать данным требованиям.

Законное представительство в отношении организаций. Дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

Договорное представительство: договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон.

Специфической разновидностью договорного представительства является поручение соучастниками ведения дела одному из соучастников (такая возможность предусмотрена ч. 3 ст. 40 ГПК РФ). Это единственный случай судебного представительства, когда представитель одновременно выступает непосредственным участником спорного материального правоотношения.

Общественное представительство: представительство общественных объединений в защиту интересов его членов. На основании ст. 27 Федерального закона об общественных объединениях общественные объединения имеют право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Возможность представительства в суде прав своих членов должна быть отражена в уставе общественного объединения. Например, интересы своих членов вправе защищать в суде союзы и общества потребителей (ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей"), объединения, созданные представителями творческих профессий, и т.д.

При этом указанные субъекты (например, творческие союзы) вправе участвовать в суде, осуществляя защиту интересов их членов на основании доверенности либо устного волеизъявления представляемого лица (ч. 6 ст. 53 ГПК).

Представительство по назначению близко по характеру к договорному и законному представительству. Оно возникает в силу прямого указания в законе, однако оформляется с использованием гражданско-правовых конструкций.

Согласно ст. 50 ГПК суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях. К последним можно отнести случаи, указанные в ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", а также ст. 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Например, юридическая помощь истцам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта Российской Федерации, оказывается бесплатно по делам в судах первой инстанции о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью.

Согласно ст. 1173 ГК, если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления (предприятие, доля в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества, ценные бумаги, исключительные права и т.п.), нотариус в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления этим имуществом. Доверительный управляющий и выполняет функции судебного представителя в этом случае.

Субъектами правоотношения представительства выступают доверитель и поверенный (представитель).

В качестве доверителя в гражданском процессе могут выступать лица, участвующие в деле. В частности, правом на ведение дела через представителя обладают стороны, третьи лица, как с самостоятельными требованиями, так и без них, заявители и заинтересованные лица по делам особого производства, а также взыскатель и должник в рамках приказного производства. Такого права соответственно не имеют лица, содействующие осуществлению правосудия: эксперт, секретарь, переводчик и т.д.

Судебным представителем может быть не любое лицо.

Согласно ст. 49 ГПК представитель - дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в суде. Таким образом, действующий ГПК до сих пор в качестве единственного ценза к представителю устанавливает наличие полной дееспособности. Право выступать в качестве представителя зависит именно от наличия дееспособности, а не от достижения возраста 18 лет.

Законодательство содержит определенные ограничения права выступать в качестве судебного представителя в отношении отдельных категорий граждан. В частности, не могут выступать в качестве представителей в суде:

- судьи, следователи, прокуроры, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей (ст. 51 ГПК);

- нотариусы (ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате);

- государственные служащие (ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации");

- иные лица, для которых в силу их положения установлены подобные ограничения, за исключением случаев, когда такие лица представляют в суде интересы соответствующих организаций либо в связи с осуществлением функций законного представителя.

Представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия.

Общие полномочия - это такие процессуальные действия, которые вправе совершать любой представитель, выступая от имени доверителя, независимо от того, оговорены ли они в доверенности.

К числу общих полномочий относятся полномочия по знакомству с материалами дела, снятию копий с материалов дела, заявлению отводов, представлению доказательств, участию в исследовании доказательств и иные, связанные с возможностью участия в судебном процессе (ст. 35 ГПК).

Специальные полномочия - это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности.

Исчерпывающий перечень специальных полномочий содержится в ст. 54 ГПК. К ним относится право представителя на:

- подписание искового заявления и предъявление его в суд;

- передачу спора на рассмотрение третейского суда;

- предъявление встречного иска;

- полный или частичный отказ от исковых требований;

- уменьшение размера исковых требований (при этом право на увеличение размера исковых требований законодателем не отнесено к специальным полномочиям, поскольку данное процессуальное действие всегда совершается в интересах доверителя);

- признание иска;

- изменение предмета или основания иска;

- заключение мирового соглашения;

- передачу полномочий другому лицу (передоверие);

- обжалование судебного постановления;

- предъявление исполнительного документа к взысканию;

- получение присужденного имущества или денег.

Следует отметить, что законные представителями обладают как общими, так и специальными полномочиями в силу своего статуса. Что касается случаев представительства по назначению, то согласно ст. 50 ГПК адвокат, назначенный в качестве представителя ответчика, место жительства которого неизвестно, обладает общими полномочиями, а также правом на обжалование судебных постановлений.

Оформление полномочий судебных представителей. Полномочия судебных представителей оформляются и подтверждаются документально различным образом в зависимости от вида представительства.

Законные представители в подтверждение своих полномочий представляют документы, подтверждающие их статус: родители представляют свидетельство о рождении детей и собственный паспорт, усыновители могут дополнительно представить решение об усыновлении, опекуны представляют опекунское удостоверение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечительства над представляемым ими лицом.

Руководители организаций, выступающие в качестве органа юридического лица, представляют суду документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия: зарегистрированный в установленном законом порядке устав, протокол об избрании или приказ о назначении на должность.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером на исполнение поручения, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 5 ст. 53 ГПК, п. п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). На основании ордера адвокат может реализовывать только общие полномочия представителя, специальные полномочия могут быть переданы адвокату на основании доверенности.

Однако самым распространенным способом удостоверения полномочий представителя является, безусловно, доверенность.

Доверенность - специальный документ, дающий право либо на совершение всех процессуальных действий, на ведение любых гражданских дел, либо на ведение конкретного дела, на совершение конкретного процессуального действия.

Доверенности делятся на общие и специальные.

Общая доверенность представляет собой передачу полномочий на ведение всех гражданских дел доверителя. Общие доверенности выдаются, например, от имени организации юрисконсульту в том, что он вправе представительствовать по всем делам и во всех судах, в том числе общей юрисдикции. Граждане также вправе выдать общую доверенность.

Специальная доверенность выдается на осуществление функций представительства по определенному делу или на совершение определенных процессуальных действий (например, на участие в суде кассационной инстанции).

Согласно ч. 6 ст. 53 ГПК полномочия представителя могут быть определены в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.

Процессуальные сроки: понятие, порядок исчисления процессуальных сроков. Продление, приостановление, восстановление и окончание судебных сроков. Сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Процессуальный срок - предусмотренный законом или назначаемый судом определенный промежуток или момент времени, с которыми процессуальный закон связывает возможность (необходимость) совершения конкретных процессуальных действий либо наступление иных правовых последствий.

Процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. В случаях, если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом. Судом сроки должны устанавливаться с учетом принципа разумности.

Процессуальные сроки могут определяться (ч. 2 ст. 107 ГПК):

- точной календарной датой с указанием конкретного времени.

Например, при отложении разбирательства дела назначается дата нового судебного заседания (ч. 2 ст. 169 ГПК);

- указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

- периодом времени.

В силу прямого указания закона (ч. 2 ст. 107 ГПК) в случае, когда процессуальный срок определяется периодом, процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода.

Начало течения процессуального срока определяется правилом ч. 3 ст. 107 ГПК: течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Следует обратить внимание на то, что течение срока начинается вне зависимости от того, какой (рабочий или нерабочий) день следует за датой (событием), определяющей его начало.

Окончание процессуальных сроков определяется по правилам ст. 108 ГПК.

Процессуальный срок, исчисляемый годами (см., например, абз. 2 ч. 2 ст. 290 ГПК), истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Исключение составляет лишь случай, когда окончание срока, исчисляемого годами, приходится на 29 февраля: если год, в который срок истекает, не является високосным, датой окончания срока следует считать 28 февраля соответствующего года. Данный вывод следует из применяемого по аналогии правила об окончании сроков, исчисляемых месяцами.

Срок, исчисляемый месяцами (см., например, ч. 2 ст. 62, ч. 1 ст. 226, ст. 297 ГПК), истекает в соответствующее число последнего месяца срока. В случае, если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца.

В случае если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

В сроки, исчисляемые днями не включаются в рабочие дни.

Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до 24 часов последнего дня срока. В случае если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным (ч. 3 ст. 108 ГПК).

В случае если процессуальное действие должно быть совершено непосредственно в суде или другой организации, срок истекает в тот час, когда в этом суде или этой организации по установленным правилам заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции (ч. 4 ст. 108 ГПК).

Течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается одновременно с приостановлением производства по делу (ч. 1 ст. 110 ГПК). Со дня возобновления производства по делу течение процессуальных сроков продолжается (ч. 2 ст. 110 ГПК).

Назначенные судом процессуальные сроки для действий, совершаемых участниками процесса и иными лицами, обязанными выполнять предписания суда, могут быть продлены судом (ст. 111 ГПК). Поводом к вынесению определения о продлении установленного судом срока является, как правило, ходатайство заинтересованного лица. Однако суд вправе продлить процессуальный срок и по собственной инициативе. При продлении срока суд должен учитывать императивные требования закона: например, в процедуре вызывного производства продление срока, в течение которого лицу, выдавшему документ, запрещается производить по нему платежи и выдачи, ограничено двумя месяцами (см. ч. 1 ст. 298 ГПК).

Если лицо пропустил установленные сроки, то оно теряет право на совершение процессуальных действий, которое могло лицо совершить в течении этого срока.

Лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен (ч. 1 ст. 112 ГПК). Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие вместе с исполнением данного процессуального действия(ч. 2 ст. 112 ГПК). Из данного правила есть исключение. Заявление о восстановлении срока для кассационного, надзорного обжалования, а также о восстановлении срока для подачи жалобы (представления) Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю в порядке ч. 1 ст. 391.11 ГПК подаются в суд, рассмотревший дело по первой инстанции (ч. 4 ст. 112 ГПК).

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока рассматривается в судебном заседании, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса.

По результатам рассмотрения заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока судья выносит определение о восстановлении срока или об отказе в его восстановлении, которое может быть обжаловано.

Сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел: Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены гпк, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

Дела о восстановлении на работе, взыскании алиментов, сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, об оспаривании решений государственных органов или органов местного самоуправления о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, оспаривании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления о прекращении вещных прав на земельные участки (права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования) в связи с неисполнением обязанностей по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с указанными параметрами и требованиями рассматриваются и разрешаются до истечения месяца.

В случае перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства от административного судопроизводства течение срока рассмотрения и разрешения дела начинается сначала.

Срок, на который судебное разбирательство было отложено в целях примирения сторон, не включается в сроки рассмотрения дел, установленные настоящей статьей, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.

Срок, на который исковое заявление было оставлено без движения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не включается в срок рассмотрения дела, установленный частью первой настоящей статьи, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.

В зависимости от сложности дела срок его рассмотрения может быть продлен председателем суда, заместителем председателя суда, председателем судебного состава не более чем на один месяц.

Государственная пошлина. Льготы по уплате государственной пошлины. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины. Основания и порядок зачета и возврата государственной пошлины.

Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (п. 1 ст. 333.16 НК).

Государственная пошлина относится к федеральным сборам и уплачивается не только при отправлении правосудия, но и при совершении других юридически значимых действий: регистрации актов гражданского состояния, совершении нотариальных действий, государственной регистрации и т.д.

В гражданском судопроизводстве государственной пошлиной оплачивается совершение следующих юридически значимых действий:

- предъявление искового заявления. Причем государственной пошлиной оплачивается предъявление как первоначального, так и встречного иска; подлежит оплате иск третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора; правопреемник, занявший место истца, должен оплатить государственную пошлину, если она не была уплачена правопредшественником.

При этом не требуется уплачивать государственную пошлину в случае выделения одного или нескольких исков из соединенных требований в отдельное производство;

Государственная пошлина уплачивается до подачи соответствующих заявления или жалобы.

Виды государственной пошлины. В соответствии с действующим законодательством можно выделить три вида государственной пошлины.

1. Простая государственная пошлина - это установленная законом государственная пошлина в твердой денежной форме. Например, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина составляет для физических лиц 300 руб., для организаций - 6 000 руб., при подаче искового заявления о расторжении брака - 600 руб.

2. Пропорциональная государственная пошлина - это установленная в законе государственная пошлина, исчисляемая в процентном отношении от какой-то суммы. Так, при подаче заявления о вынесении судебного приказа государственная пошлина составляет 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера.

3. Смешанная (комбинированная) государственная пошлина - это государственная пошлина, в размере которой сочетаются твердая денежная сумма и проценты от какой-то суммы. К примеру, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, государственная пошлина составит при цене иска:

Цена иска. При предъявлении в суд требований имущественного характера для определения размера государственной пошлины необходимо определить цену иска.

Ценой иска является денежное выражение стоимости спорного имущества или размер взыскиваемой (оспариваемой) суммы.

Цена иска подлежит исчислению в соответствии с правилами, установленными в ст. 91 ГПК:

- в исках о взыскании денег цена иска - это взыскиваемая сумма;

- в исках об истребовании имущества цена иска - это стоимость отыскиваемого имущества;

- в исках о срочных платежах и выдачах цена иска определяется совокупностью всех платежей или выдач, но не более чем за три года;

- в исках о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах цена иска определяется совокупностью платежей или выдач за три года;

- в исках об уменьшении или увеличении платежей или выдач - суммой, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи или выдачи, но не более чем за один год;

- в исках о прекращении платежей или выдач - совокупностью оставшихся платежей или выдач, но не более чем за один год;

- в исках о досрочном расторжении договора имущественного найма - совокупностью платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года, и т.д.

Размер цены иска определяется истцом и указывается в исковом заявлении. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости имущества цену иска определяет судья.

Порядок уплаты, доплаты и возврата государственной пошлины. Заявитель уплачивает государственную пошлину до обращения в суд и прилагает к исковому заявлению доказательства ее уплаты.

Размер государственной пошлины, подлежащей уплате, не всегда может быть определен точно, поэтому законом предусмотрена последующая доплата и возврат государственной пошлины.

Последующая доплата государственной пошлины может иметь место в двух случаях:

- довзыскание государственной пошлины при разрешении дела. При затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующим довзысканием пошлины в соответствии с ценой иска, определенной судом при разрешении дела;

- при увеличении исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается по правилам подп. 2 п. 1 ст. 333.18, подп. 2 п. 2 ст. 333.17 НК.

Возврат государственной пошлины (полностью или частично) предусмотрен в следующих случаях:

- уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено по закону;

- возвращение заявления, жалобы или иного обращения или отказ в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

- прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

- отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие, и пр. (п. 1 ст. 333.40 НК).

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, в соответствующих случаях - акты налоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Льготы по налогам:

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: 1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; 2) истцы — по искам о взыскании алиментов; 3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; 5) организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов; 6) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака; 7) организации и физические лица — при подаче в суд: заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение; жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами; частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом; физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением; 9) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод; 10) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками; 11) вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами; 12) физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка; 13) истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка; 14) истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов; 15) заявители — по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании; 16) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

 От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются: 1) истцы — инвалиды I и II группы; 2) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах; 3) истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей; 4) истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

 При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Рассрочка и отсрочка: Суд вправе предоставить отдельным субъектам гражданских процессуальных правоотношений (как гражданам, так и юридическим лицам) в силу их тяжелого имущественного положения процессуальную льготу по рассрочке и отсрочке оплаты в доход государства государственной пошлины на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Рассрочка уплаты государственной пошлины представляет собой оформленную определением суда (судьи) возможность заявителя требования, подлежащего оплате государственной пошлиной, вносить установленную законом сумму платежа не единовременно в полном объеме, а по частям. Размер периодических платежей, порядок и срок их внесения устанавливаются судом, разрешающим вопрос о рассрочке. Отсрочка уплаты государственной пошлины является оформленной определением суда (судьи) возможностью заявителя требования внести установленную законом сумму платежа через определенное время после совершения судом необходимого процессуального действия, подлежащего оплате государственной пошлиной. Отсрочка бывает двух видов: - на конкретное календарное время (на определенное число дней, месяцев или до определенной судом календарной даты) - например, "на 30 дней со дня возбуждения производства по делу", "до 30 января с.г."; - до наступления определенного юридического факта, чаще всего таким фактом выступает вынесение судом решения по рассматриваемому делу. Общим основанием для отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины судом выступает тяжелое имущественное положение лица, заявляющего соответствующее ходатайство. Доказательства тяжелого имущественного положения прилагаются заявителем к ходатайству. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка. Вопрос об отсрочке, рассрочке уплаты государственной пошлины оформляется определением судьи, которое может быть обжаловано в течение 10 дней путем подачи частной жалобы. Предоставляется на срок от одного года до 3 лет.

Зачёт по налогам. (там трилиард всего, поищите)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: