Возникновение рынка возможно только в условиях разделения труда на общественном уровне, обособленности производителей и их самостоятельности

Для развития рынка необходимо

- преобладание частной собственности,

- образование конкурентной среды, то есть возможности товаропроизводителей единолично устанавливать цены,

- отсутствие государственной политики монополизации

-наличие запасов природных ресурсов и капитала

-логистика - обеспечение бесперебойного движения капитала, товаров, услуг и денег

В экономической теории выделяют основные отличительные черты рынка:

1. Бесконтрольное предложение - на основные экономические вопросы (что? как? для кого?) производитель отвечает сам

(Предложение - это возможность производителя создать необходимые потребителю блага за конкретную цену в определённый промежуток времени).

2. Неконтролируемый спрос - потребитель сам принимает решение о месте, способе и времени покупки необходимого товара или услуги

( Спрос - требование потребителя к товарам, предоставляемым производителями).

3. Нерегулируемое установление цены: цены образуются исходя из состояния спроса и предложения

У рыночного механизма есть как сильные стороны, так и явные недостатки.

Достоинства Недостатки
· Удовлетворение потребностей населения · Эффективное распределение ресурсов в силу того, что движение ресурсов происходит в том направлении, глетчер больше всего необходимо · Стимулирование развития технологий и научного прогресса: прогресс позволяет использовать меньшее количество ресурсов для удовлетворения потребностей потребителей. · Функция регулятора экономических отношений позволяет рынку контролировать взаимодействие производителей и потребителей. · Обостряется проблема социального неравенства · Тенденция к упадку общего уровня жизни из-за внимания эколоразвитию фундаментальной науки, экономической безопасности · Рынок не исключает рецисионные процессы и вероятность возникновения кризисов · В условиях рыночной экономики производители не обращают внимания в сторону проблем окружающей среды, что приводит к ухудшению экологии.

 

 

21.  Негативные и позитивные факторы рынка.

1. Факторы производ­ства – ресурсы, которые участвуют в процессе производ­ства товаров и услуг.

Фактор производства Доход с фактора производства
Труд (совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ). Зарплата
Земля (все виды при­родных ресурсов) Рента
Капитал: 1) физический (реальный) – произведенные человеком средства производства; 2) финансовый (денежный) – деньги для по­купки факторов производства (инвестиции). Процент
Предпринимательские способности · умение правильно соединить факторы производства и организовать производство; · умение принимать реше­ния и брать ответственность на себя; · умение идти на риск; · быть восприимчивым к нововведениям Прибыль

2. Труд – стоимость зависит от объема и от качества труда (уровня образования, квалификации, состо­яния здоровья, от возраста, характера труда и мотивации к нему). Характеристики:

· интенсивность труда (сте­пень расходования рабочей силы в единицу времени);

· производи­тельность труда (количест­во продукции, произведенной в единицу времени).

3. Капитал так же может делиться на

· основной (например, здания, обо­рудование; затраты на него возмещаются постепенно, в течение ряда лет и его стоимость переносится на продукт по частям);

· оборотный (например, материалы или энергетические ресур­сы; он расходуется за один цикл и его стоимость входит в продукт це­ликом, а затраты возме­щаются после реализа­ции).

4. В последнее время в отдельную группу выделяют но­вый вид ресурсов — информацию.

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ог­раничены.

Процесс произ­водства – взаимодействие факторов.

5. Другие экономические факторы: об­щая культура, состояние нравст­венности, правовая культура и др.

 

22. Основные формы экономической организации производства.

Различают три основные формы организации производства: специализация, кооперирование, комбинирование

Специализация производства — выражается в том, что каждое производство ограничивается изготовлением определённого вида конструктивной и технологически однородной продукции.

Углубление специализации дальнейшим разделением труда.

Однородность производственной продукции обеспечивается:

§ технологической схожестью продукции, предназначенной к непосредственному использованию потребителем;

§ изготовлением отдельных узлов, блоков и деталей сложной продукции;

§ выполнением отдельных, обособленных стадий технологического процесса;

§ оказанием услуг вспомогательных производств.

Соответственно этому, различают четыре вида специализации предприятий:

1. предметную;

2. подетальную (иногда называют — узловая);

3. технологическую;

4. по услугам вспомогательного производства.

Преимущества специализации:

§ повышает производительность труда;

§ сокращает длительность производственного цикла изготовления деталей, их качество;

§ ускоряет оборачиваемость оборотных средств предприятия, снижает себестоимость продукции;

§ повышает рентабельность производства.

Принцип специализации эффективен на предприятиях всех типов (индивидуального, серийного и массового производства), но находит он наибольшее применение в массовом производстве.

Кооперирование производства — представляет собой длительные производственные связи между предприятиями по совместному изготовлению продукции.

Кооперирование может быть отраслевым, региональным или международным. Экономическая эффективность кооперирования достигается улучшением показателей работы предприятий за счёт прекращения производства на них небольших партий деталей и узлов и передачи их изготовления на специализированные предприятия.

Уровень кооперации производства характеризуют: коэффициент кооперирования, количество предприятий( кооперирующихся с данным предприятием); число заказов, выполняемых в порядке кооперирования для других предприятий.

Виды:

По характеру участия в процессе кооперирования: 1. кооперация «со стороны»; 2. кооперация «на сторону».

По территориальному признаку: 1.  внутрирайонное кооперирование (в одном экономическом районе); 2. межрайонная.

По характеру использования производственной базы: 1. кооперирование на базе специализации; 2. кооперирование на базе свободных производственных мощностей.

Комбинирование производства — одна из форм организации производства, основанная на соединении принципиально разных технологических процессов (например, на металлургическом комбинате применяются литейные, химические и прокатные технологии) на одном крупном предприятии.

Экономическая эффективность комбинирования обусловлена рациональным использованием инвестированного капитала (основные и оборотные средства), рабочей силы и предметов труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: