Вопросы к дифференцированному зачету

 БД.08    Обществознание    

 Для групп БИ50-1-19; БИ50-2-19.

 Преподаватель Ющенко Татьяна Николаевна.

1. Структура обществознания. Цели и задачи учебного предмета

Обществознание - свободный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.

Изучение обществознания ведется на уровнях основного общего и среднего общего образования в форме интегрального курса. Последовательность освоения учебного материала строится с учетом этапов социального взросления обучающихся, развития их познавательных возможностей, постепенного обогащения их личного социального опыта, изменений с возрастом интересов и запросов, логики развертывания научного знания.

Интегральный характер преподавания обществознания определяется установленной Конституцией Российской Федерации в качестве объекта конституционного регулирования и государственного строительства триадой «личность – общество – государство» и способствует выработке у обучающихся практических навыков, которые необходимы каждому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь.

Углубленный уровень на ступени среднего общего образования обеспечивается за счет расширенного освоения теоретических знаний в рамках базовых наук и способности их применения в последующей профессиональной деятельности, связанной прежде всего с социально-гуманитарным знанием.

Целью изучения обществознания в образовательной организации является формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям, развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе.

2. Понятие общества. Общество как целостная система. Функции общества.

Общество - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. (в узком понятие это может быть страна, государство, объединения и т.д, в широком - население планеты Земля)

Признаки общества: объединение не является частью какой-либо более крупной системы общества; браки заключаются между представителями данного объед-ния; пополняется за счет детей этого общества; своя собственная территория; собственное названия и своя история; собственная система управления; объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; общая система ценностей (обычаи, традиции, законы, правила, нравы) которые называют культурой. (по амер.философу Шилзу)

Главные функции общества: сохранение международного мира; максимальный выпуск продукции при полной занятости населения и равновесии денежной системы; улучшение распределения общественного продукта между социальными группами и отдельными странами; эмансипация групп, не пользующихся равноправием; возможна большая индивидуальная свобода. по Тинбергену голланд.ученый). (эмансипация - освобождение от угнетений).

В основе жизни общества самое важные приоритеты:

- материальный (материальное производство играет огромную роль в жизни людей. прежде чем заниматься наукой человек должен удовлетворить свои инстинкты(есть, пить, иметь одежду, жилье);

- духовный (сознание первично. 1. прежде чем что то создавать, человек обдумывает, сторит модель в сознании. 2. при исчезновении материального объекта в сознании остается его мысленный образ).

Человеческая деятельность создает целостную систему общества. Поэтому систему можно рассматривать на уровне социальных отношений: классовые, национальные, групповые, семейные; на уровне взаимодействия между людьми в группе - межличностных отношений.

 

 

3. Подсистемы и элементы общества. Сферы жизни общества.

Элементы (подсистемы) общества - это сферы общественной жизни, которые взаимодействуют друг с другом.

1. экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ). Это система жизнеобеспечения, являющаяся своеобразным материальным основанием общественной системы. В хозяйственной, экономической сфере определяется, что именно, каким образом и в каком количестве производится, распределяется и потребляется. Каждый из нас так или иначе вовлечен в экономические отношения, играет в них свою конкретную роль — собственника, производителя, продавца или потребителя различных благ и услуг.

2. социальная (состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодействий). В этой сфере действуют значительные группы людей, которые формируются не только по своему месту в экономической жизни, но и по демографическим (половым, возрастным), этническим (национальным, расовым), политико-правовым, культурным и другим признакам. В социальной сфере мы выделяем общественные классы, слои, нации, народности, различные группы, объединенные по полу или возрасту. Мы различаем людей по уровню их материального благосостояния, культуры, образования.

3. сфера социального управления, политическая (ее ведущим элементом выступает государство). Политическая система общества включает в себя целый ряд элементов, важнейшим из которых является государство: а) учреждения, организации; б) политические отношения, связи; в) политические нормы и др. Основой политической системы является власть.

4. духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, порождающие явления духовной жизни людей, культуры). Элементы духовной сферы — идеология, общественная психология, образование и воспитание, наука, культура, религия, искусство — более самостоятельны, автономны, чем элементы других сфер. К примеру, позиции науки, искусства, морали и религии могут существенно разниться в оценке одних и тех же явлений, даже находиться в состоянии конфликта.

 

4. Типология обществ.

Общество - это часть материального мира, ыделившаяся из природы (т.е. естественных условий существования человека) но тесно связанная с ней.

Типология общества – это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других.

1. По наличию письменно сти:    - дописьменные, умеющие говорить, а писать нет;

                                                 - письменные, владеющие афавитом либо знаковым письмом и фиксирующие звуки в материальных носителях(клинописных таблицах, берестяных грамотах, папирусах, книгах, газетах, компьютерах).

2. По степени социальной дифференциации (или расслоения):

                                                 - простые, нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (это государственное образования);

                                       - сложные, несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения.

3.   По способу производства:

                                               -Архаич еское (древнейшее), или Общество охотников и собирателей.

В результате цивилизации возникает:

                                               - Древнее, или Общество скотоводов и земледельцев (в основе производящее ходяйство-скотоводство, огородничество,земледелие) Земледельческое общество называют аграрным или традиционным (в основе сельское хозяйство, а также обычаи и традиции).

В результате модернизации (индустриализации возникает:

                                             - Индустриальное общество (в основе развитие промышленности (индустрии).

в результате глобализации возникает:

                                             - Постиндустриальное, или Информационное общество (в основе- информатика и сфера обслуживания; с 70-х годов XX в в самых развитых странах США и Японии).

4. По способу производства и формам собственности (общественно-экономическим формам):

                                               - Коммунизм (коммунистическая формация);

                                    - Капитализм (капиталистическая формация)

                                         - Феодализм (феодальная формация);

                                         - Рабовладен ие рабовладельческая формация);

                                         - Первобытность (первобытнообщинная формация)

В зависимости от политического режима общества делят на демократические, авторитарные, тоталитарные.

Типология такого сложного государственного образования, как общество, не может быть единой и универсальной, а определяется методологическим подходом исследователя.

 

5. Социальные институты общества

1. Социальный институт — это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

2. Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется на­личием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

Функции Ключевые институты Сферы общества Основные роли Физические черты Символичес-кие черты Другие институты данной сферы общества
Забота, воспитание детей Семья, Наследование Социальная (семейно-брачные отношения) · Отец · Мать · Ребенок Дом Обстановка Кольца Обручение Контракт Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др.
Добывание пищи, одежды, жилья Собственность Экономичес-кая сфера · Работодатель · Наемный работник · Покупатель · Продавец Фабрика Офис Магазин Деньги Торговля Реклама Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др.
Поддержание законов, правил и стандартов Власть Государство Политическая сфера · Законодатель · Субъект права Общественные здания и места Флаг Хартия Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др.
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры Религия Духовная сфера · Священник · Прихожанин Собор Церковь Крест  
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам Образование Духовная сфера · Учитель · Ученик Школа Колледж Учебник Диплом Степень Общественное мнение, СМИ и др.


В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.

Внутри фундаментальных социальных институтов су­ществуют деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым инс­титутом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, марке­тинговые, организационно-управленческие институты. В сис­теме политических институтов современного общества, наря­ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Социальные институты:

• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

• включают систему санкций — от правовых до мораль­но-этических;

• упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

3. Типы функций социальных институтов:

· Явные – заявлены офици­ально, признаны и контролируют­ся обществом

· Скрытые – выполняются скрыто или не­преднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).

Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на се­бя функцию регуляции важнейших общественных отноше­ний (например, криминальные структуры).

4. Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в це­лом. Любые общественные преобразования осуществля­ются через изменения в социальных институтах.

 

6. Потребности и интересы человека

Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Потребности бывают:

1. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными.

- Физиологические (органические, биологические, естественные) потребности являются необходимыми для выживания(потребность в еде, воде, жилище, отдыхе, дыхании, воспроизводстве рода и т. д.)

-  потребность в безопасности, в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в завтрашнем дне.

2. Вторичные потребности являются по своей природе психологическими и приобретаются по ходу жизни.

- Социальные потребности — это потребности в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки (дружбе, любви, взаимопонимании).

- Престижные потребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности, достижении успеха.

-  Духовные потребности — это потребности в самовыражении, самоактуализации, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие при этом не стоит забывать, что потребности человека могут быть не все удовлетворены и конечно потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Интерес —это целенаправленное отношение человека к объекту его потребности.

Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).

Удовлетворение потребностей напрямую связано с уровнем способностей человека.

 

7. Понятие истины, ее критерии.

Истина- процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но а конструировании на основе ряда сложных преобразований, новых знаний, не существующих ранее. Знания полученные в порядке познания должны соответствовать окружающей действительности и такие знания называются истиной.

Свойства истины:

 по содержанию - объективная ( существует независимо от человека от людей) делится на относительную (неполное, ограниченное знание) и абсолютную (полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии позиции).

 по применению - конкретная (всегда относится к определенной, конкретной области действительности в конкретное время).

 по форме - субъективна (носителем истины является субъект).

Этапы поиска истины - незнание, заблуждение, другое заблуждение, частное, ограниченное, приблизительное знание, неполное знание, глубокое, точное, полное знание.

Критерии истины - это общественно-историческая  практика, другими словами, деятельность людей по преобразованию окружающего мира. Она рассматривается, как основа формирования знаний и одновременно, как средство проверки истины.

Практика подвижна, изменчива и находится в постоянном развитии. Вместе с развитием истины, развивается и практика.

 

8. Виды и уровни человеческих знаний.

Знания – результат познания окружающего мира.

Виды знаний:

1. Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.

2. Научное — понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.).

3 Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

4. Художественное — целостное отображение мира и человека в нём.  Дает  эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени. Строится на образе, а не на понятии.

5. Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

6.   Ненаучное (иррациональное) —  Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.

7. Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

8. Паранаучное - (околонаучное) –обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного обоснования, использующее терминологию, законы науки (астрология, нумерология…).

Уровня человеческих знаний — чувственное познание и рациональное познание.

Чувственное познание — познание, которое осуществляется органами чувств человека.

Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом.

Рациональное познание, есть только у человека, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

 

 

9. Основные особенности научного познания.

Особенность научного познания - раскрыть внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития. Использовать:

1. Принцип объективности оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле.

2. Рационалистическую обоснованность.

3.Системность знаний выражающуюся в форме теории или развёрнутого теоретического понятия.

4. Проверяемость, средствами проверки могут быть научное наблюдение, лабораторный опыт или производственное испытание.

Методы научного познания: Научное наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, теория.

 

 

10.  Материальная и духовная культура. Духовные ценности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: