О мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др

Роль науки и техники в современной жизни. Революции в науке и научно-технический прогресс. Наука и современное производство.

ХХ век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники.

Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

 

Возникновение научных школ в России и мире. Примеры влияния научных школ на научный и технический прогресс.

В XVII-XIX веках национальные академии наук организуются практически во всех европейских государствах, и до настоящего времени являются важными центрами научной деятельности. Они становятся центрами сбора научной информации, организуя работу научных библиотек, а также центрами научных исследований и подготовки научных кадров в рамках академических исследовательских институтов. Академии координируют научную деятельность, занимаясь распределением средств на проведение научных исследований и экспертизой их результатов. Звание действительного члена академии наук является сегодня формой высшего признания научных заслуг ученого.

Императорская Санкт-Петербургская академия была создана по указу Петра I в 1724 году. Для работы в ней были приглашены выдающиеся европейские ученые того времени Н. Бернулли и Л. Эйлер. Это позволило российской науке довольно быстро преодолеть значительное отставание от Европы и сформировать успешно работающие научные школы. В 1917 произошло переименование императорской академии в Российскую академию наук. Она существует до сих пор и является крупнейшей научной организацией в мире. Помимо множества отраслевых научно-исследовательских институтов в структуру академии входят региональные отделения РАН – Уральское, Сибирское и Дальневосточное.

Для современного этапа развития науки характерны процессы децентрализации научной деятельности. Это связано с разделением науки на фундаментальную и прикладную. Фундаментальные научные исследования ориентированы на разработку теоретических принципов, не имеющих непосредственного практического применения, но выполняющих методологическую и мировоззренческую функции. Поскольку такие исследования являются дорогими, но не дают экономической выгоды, они часто организуются совместными усилиями нескольких государств, финансирующих деятельность международных научных центров, ведущих, например, астрофизические и ядерные исследования, необходимые для развития фундаментальной науки.

Большая часть прикладных научных исследований у нас проводятся в рамках отраслевых научно-исследовательских институтов. В России существует также ряд отраслевых академий наук, координирующих деятельность ученых, специализирующихся в определенной предметной сфере научных исследований. Это академии медицинских и сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и строительства, а также академия художеств.

 

Понятие науки, классификация наук. Естественные и прикладные науки. Научное знание. Наука и эксперимент. Псевдонаучное знание, религия.

Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт.

Непосредственная цель науки – постижение объективной истины, полученой как результат знаний об объективном и о субъективном мире.

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

1) о природе – естественные;

2) об обществе – гуманитарные и социальные;

о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.

В классификаторе высшего профессионального образования выделены науки:

- естественные и математика (физика, химия, биология, география, почвоведение, гидрометеорология, экология и др.);

- гуманитарные и социально-экономические (философия, история, политология, экономика, статистика, филология, юриспруденция и др.);

- технические (строительство, металлургия, горное дело, геодезия, и др.);

- сельскохозяйственные (агрономия, лесное хозяйство, рыболовство, зоотехния и др.).

На основе связи науки с практикой выделяют фундаментальные или теоретические науки и прикладные. Вторые направлены на решение конкретных производственных, технических и социальных проблем.

Научное знание – это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим критериям: доказанность, определенность, проверяемость, системность, рефлексивность, полезность, открытость к критике, методологичность, способность к изменению и улучшению. Научным знанием также является система знаний о законах природы, общества и мышления.

В научном исследовании Экспериме́нт (— метод исследования причинных связей среди переменных значений объектов. Эксперимент - краеугольный камень эмпирического подхода в приобретении данных о мире и используется как в естественных науках, а также и в общественных. Спланированный эксперимент может также использоваться как подготовительное средство для решения практических проблем, помогает поддержать или отвергнуть теоретические гипотезы.

Эксперимент — одна из форм практики, выполняющий функцию критерия истинности научного познания мира в целом.

Псевдонаука — деятельность, имитирующая науку, но по сути таковой не являющаяся. Главное отличие псевдонауки от науки — использование не проверенных научными методами и просто ошибочных данных и сведений, а также отрицание возможности опровержения, тогда как наука основана на фактах (проверенных сведениях) и постоянно развивается, расставаясь с опровергнутыми теориями и предлагая новые.

Рели́гия – особая форма взаимодействия человека (общества) со «сверхъестественным»;

Религия стремится дать ответ на первостепенный для каждого человека вопрос о смысле жизни. В отличие от науки, устанавливающей лишь необходимые причинно-следственные связи и безличные законы природной жизни, религия раскрывает человеку цель его бытия, указывает его предназначение в мире – предназначение, исполнение которого означает исполнение миссии человека на Земле. Вне определения этого предназначения человеческая жизнь утрачивает всякий смысл, равноценна неосознанной животной жизни.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: