Уроки изучения художественных произведений

Анна Игнатова «Вектор пластилина».

Книга ведёт ребёнка к своей мечте и даёт понять, что он сам может создать реальность. Это способствует развитию фантазии ребёнка, воображения, расширяет кругозор. Иллюстрация «пластилиновыми фотографиями» является отличным способом разнообразить творческую деятельность.

Майя Борисовой «Интереснее пешком».

Это тридцать три стихотворения и три рассказа о Петербурге. Книга насыщена иллюстрациями, текста не очень много, что позволяет удержать внимание ребёнка, погулять по Петербургу, познакомиться с архитектурой города. Так же важно отметить, что книгу не обязательно читать подряд, она подстраивается под настроение ребёнка и даёт выбор.

Галина Дядина «В Эрмитаж пришёл поэт».

Книга поможет общаться с ребёнком, преодолеть трудности приобщения его к искусству. Детский юмор, красивые картинки, много деталей помогают развить внимательность детей, начать разговор и провести продуктивно время с ребёнком.

Н. Гольцер «Сказки балета», «Сказки оперы».

Данная книга помогает приобщить ребёнка к балету и опере. Автор представляет их как сказку, что позволяет удержать внимание ребёнка. Комментарий даёт информацию об авторе, о композиторе, датах постановки и т.д. Это помогает говорить с ребёнком, передавать ему важные знания о мировом искусстве.

Чудо с хлебами и рыбами» Евангельские сюжеты в мировом искусстве.

Книга является хорошим началом для изучения евангельских сюжетов, разговоров о более глубинных вопросах. Книга даёт представление о том, почему художники, поэты, писатели, скульпторы всегда обращались к этим сюжетам, раскрывает их значение.

На основе своего опыта работы с детьми рекомендую родителям также обязательно обращаться к рассказам Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, как оказалось учащиеся 5-6 классов питают интерес к произведениям данных автор. Я думаю, что это связано с тем, что тексты небольшие, насыщенные и интересные. Обращение к данным рассказам поможет родителям поговорить уже почти с подростком о нравственных идеалах, разных типах людей, любви, сочувствии и при этом затрагивать все вопросы с большей серьёзностью. Конечно же, нельзя забывать и о сказках. В раннем возрасте нужно показать детям, что благодаря чтению можно погрузиться в необычный, волшебный мир.

 

Вопрос № 19. Какие существуют типы уроков внеклассного чтения?

В системе Российского образования уроки внеклассного чтения официального берут свое начало с 1955 года, когда они были включены в систему учебно-воспитательной работы школ. Путь отечественной методики к читателю – школьнику был долгим. Постепенно учителя – словесники пришли к мысли о необходимости серьезного изучения и учета читательской индивидуальности. Методика проведения уроков внеклассного чтения описывается еще в трудах педагогов конца 19-нач. ХХ в.: Х.Д. Алчевской, Н.А. Рубакина, А.П. Нечаева и др. Словесники прошлого вынуждены были принять не только существование внеклассного чтения, в котором преобладала не классика, а приключения и фантастика, но и тот факт, что читаемые школьниками книги вне класса часто гораздо сильнее влияют на воспитание и развитие ученика, чем классные уроки.

В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активно содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое в свою очередь, является опорой школьного курса.

Основная задача, стоящая перед уроками данного типа, - это обеспечение органической связи между классным и внеклассным чтением на основе учета существенных черт обоих видов чтения.

Учащиеся вправе выбирать произведения из списка, рекомендованного программой. Что же такое урок внеклассного чтения? Как замечает методист Бодрова Н.А. (В сб. Внеклассная и внешкольная работа по литературе под ред. Я.А. Ротковича, М., 1970, с. 127), «с одной стороны, это действительно урок, поскольку проводится в отведенное расписанием время, при участии всего класса, и каждый участник его должен проделать определенную работу. В то же время это название условно, потому что, кроме методов обычного урока, здесь широко используются методы и приемы внеклассной работы по литературе. Во многом эти уроки напоминают литературный вечер, конференцию. Здесь гораздо шире можно использовать музыку, живопись, кинофильм, эпидиаскоп и др. вспомогательные средства».

Но самое главное, что должно отличать урок внеклассного чтения от обычного урока, - это особая атмосфера произведения, которая и определяет успех дела. Так считают Белицкая С.П., Барышникова З.В., Шапиро Д.Е. (Уроки внеклассного чтения в 5 классе. Л., 1962., с. 8). Особенно эта мысль актуальна для среднего звена.

Интересная типология уроков внеклассного чтения предложена Н.К. Силкиным: уроки вводного типа, уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произведений, уроки анализа, обобщающие. Ряд сборников, методических рекомендаций к работе по учебникам и учебным пособиям несут в системе уроков, в рекомендациях авторов идею развивающего обучения, дают образцы современного построения урока.

Н.И. Кудряшев разработал классификацию уроков литературы, исходя из специфики самого предмета: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи.

Но, естественно, многообразие целей, содержания и методов изучения литературы требует дальнейшего уточнения классификации уроков. В каждом типе уроков теория и практика преподавания различает много разных видов уроков, а каждый вид в практике содержит разнообразные варианты уроков одного типа и вида.

Типы уроков с их различными видами и вариантами составляют систему уроков, которые в своей совокупности должны охватить все многообразие целей, содержания, методов и приемов обучения.

Рассмотрим подробнее классификацию Н.И. Кудряшева.

Уроки изучения художественных произведений

Уроки этого типа основной своей целью имеют развитие художественного восприятия эстетических и нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащения их сознания художественными образами, нравственное, эстетическое, общественно-политическое воспитание, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством, развитие умений самостоятельно разбираться в книгах, высказывать своё отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги.

В соответствии с этими целями и содержанием этих уроков основной ведущий метод обучения – творческое чтение, а также различные сочетания этого метода с репродуктивным, эвристическим и исследовательским.

Уроки первого типа при всем их разнообразии бывают в основном трёх видов:

- уроки художественного восприятия произведения. "Нравственные проблемы в произведениях В. Распутина (стилистический комментарий к эпизодам повести "Прощание с Матёрой": "Сцена на кладбище", "Прощание Дарьи с избой", "Последний сенокос на Матёре")";

- уроки углубленной работы над произведением. "Обломов - коренной народный наш тип". Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти";

- уроки, обобщающие работу над произведением. "Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература".

Надо отметить и такую разновидность уроков первого типа, как урок синтетический, на котором учитель читает небольшое произведение (преимущественно стихотворение), разбирает его и в конце урока весь материал обобщается.

Такие уроки практикуются большей частью в средних классах, но иногда проводятся и в старших. Предлагаемая типология уроков касается всех классов от 5 до 11. Но естественно, более разнообразны по типам и видам уроки в старших классах. Один и тот же вид урока, проведенный в средних, особенно в 5-6 классах, будет отличаться от того же типа и вида урока в старших классах по своей структуре. Уроки первого типа занимают преобладающее место в системе занятий во всех классах, особенно в средних.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: