| Ответили | Частота | Процент |
| Да Скорее да И да и нет Скорее нет Нет Всего | 2180 1769 931 126 65 5071 | 43,0 34,9 18,4 2,5 1,3 100,0 |
Несмотря на то, что 55% родителей опрошенных студентов принадлежат к базовому слою современного общества (являются рядовыми специалистами, помощниками специалистов, рабочими, крестьянами, работниками торговли и сервиса), 80,8% студентов хотели бы принадлежать к среднему социальному слою, быть квалифицированными профессионалами, представителями мелкого бизнеса, среднего звена управления. Быть государственными служащими или рабочими хотели бы 18,7% студентов, стать сельхозслужащими, вести домашнее хозяйство хотят 0,5% студентов.
Студенты большей частью (60%) ориентированы на активную предпринимательскую деятельность. Распределение установок профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики у студентов 2020 г. выглядит следующим образом (табл. 7).
Подобные характеристики ожиданий и установок студентов позволяют говорить о стратегической оправданности предлагаемых вузом услуг и стабильном спросе на них на ближайшую перспективу.
Для студентов вуза серьезной проблемой остается вопрос трудоустройства. Готовы опереться на собственные силы лишь 22,4% студентов-первокурсников, 19% такой возможности трудоустройства не имеют и 58,6% затруднились ответить на поставленный вопрос.
Таблица 7
Укажите, к какому социальному слою Вы хотели бы принадлежать
| Ответили | Частота | Процент |
| Индивидуальные предприниматели Управляющие и чиновники Управленцы среднего звена Гос. служащие и рабочие Работники крупного негосударственного предприятия Работники мелкого бизнеса Сельхозслужащие Ведение домашнего хозяйства Всего | 1473 1378 440 967 809 85 3 8 54 5244 | 28,5 26,7 8,5 18,7 15,7 1,6 0,1 0,2 100,0 |
Большей части студентов высших учебных заведений необходима помощь в трудоустройстве. Деятельность ВУЗов по трудоустройству предполагает изучение спроса на специалистов выпускаемых ВУЗами профиля, а также изучение желания студентов работать в различных структурах. Несмотря на определенную «непопулярность» государственных предприятий, на них хотели бы работать 40,0% студентов. Очевидно, такая позиция может быть связана со стабильностью государственных предприятий. В крупных негосударственных корпорациях хотели бы работать 31,5% опрошенных, заниматься индивидуальным предпринимательством - 24,7 %, работать на малом негосударственном предприятии - только 3,8%. Такой небольшой процент выбора студентами малых негосударственных предприятий может быть связан с большим риском распада данных предприятий.
Таким образом, можно уверенно сказать, что представитель современного студенчества России обладает рядом доминирующих характеристик. Студенты имеют высокий уровень притязаний по отношению к обучению, нацелены на получение профессии, востребованной в обществе. Для этой социальной группы характерно самостоятельное принятие решений. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения студентов.
Хотя институты, университеты и академии продолжают ориентироваться на учащуюся молодежь средней школы, ее доля постепенно снижается. Вместе с тем, по сравнению с 2014 г. в 2020 г. в два раза произошло увеличение мужской составляющей студентов.
В настоящее время в условиях острой конкуренции возрастает роль рекламной деятельности, отражающей позицию ВУЗов и формирующей в сознании потребителей образовательных услуг образ высшего учебного заведения. К сожалению, низкий процент студентов, которых привлекла реклама ВУЗа, говорит о неэффективной рекламной деятельности (проведение конференций, семинаров, «дней открытых дверей» и т.д.), которая в целом проводится в ВУЗах.
Возросла доля студентов, которые хотели бы продолжить свое обучение до получения степени специалиста и магистра, а также получить степень кандидата и доктора наук.
Заключение
Думается, что приведенные социологические данные не требуют подробных комментариев, они лишь подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российским идеалам гуманизма, культуры, образования и науки.
Сегодня, когда происходят изменения в общественном сознании, во взглядах на мир и месте в нем человека его общественно-политического, духовно-нравственного, ценностно-ориентированного отношения к окружающей социально-культурной среде, задачей государства становится формирование новых идеалов, культурных ценностей, социально-значимых интересов, которые всегда были и остаются основными устоями жизни человеческой цивилизации.
Таким образом, без коренной трансформации системы отечественного образования, очевидно, невозможно добиться радикальных качественных перемен в интеллектуальной сфере жизнедеятельности общества, внедрить новое мышление в общественное сознание.






