Анализ психологических характеристик студентов приобретает принципиальное значение при построении социально-типического портрета студенчества. Традиционно данный анализ включает в себя рассмотрение трех аспектов: уровень притязаний, внушаемость, способность к самостоятельной деятельности. В целом фиксируется довольно высокий уровень притязаний. Войти в политическую и экономическую элиту стремятся 6,2% студентов, поступивших в ВУЗы в 2020 г., 42,5% стремятся реализовать успешную карьеру; надежное и высокооплачиваемое место надеются получить 49,8%, и только 1,5% студентов не стремятся реализовать себя в политике и экономике. Это говорит о том, что основная масса поступивших - лица с сильной нервной системой, склонные к доминированию. Это также может свидетельствовать о стремлении индивида к активному участию в общественной и политической жизни страны. Событиями отечественной и международной политики интересуется 43,8% студентов; отечественная политика интересует 11,6% опрошенных; некоторые события отечественной политики - 25,5%; местные политические события волнуют 6,2% студентов; не интересуются политикой только 13,2% от всех опрошенных.
Основная масса студентов легко переключается с одного занятия на другое, легко концентрируют свое внимание (величина нормированного индекса равна 0,74), что, вероятно, может свидетельствовать о восприимчивости студентов к обучению, а, следовательно, об их способности адаптироваться к новым видам обучения.
Обучение в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студентов
Важность изучения профессиональных ориентаций студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор ВУЗа выпускниками школ - это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного образа жизни. Целью своего обучения 49,3% студентов считают получение специальности с последующим успешным трудоустройством; 36,4% основным мотивом поступления называют необходимость получения высшего образования; целью 10,4% поступивших студентов было повышение уровня знаний; поступили в ВУЗ, чтобы получить вторую специальность, 3,9% опрошенных. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения. Чисто образовательные цели («повышение уровня образования»), которые характерны для молодежи, не имеющей четко выраженной профессиональной направленности и жизненного опыта, назвали 10,4% студентов. В 2014 г. такая цель обучения - повышение уровня образования - была названа 37,5% опрошенных.
При поступлении студентов привлекают доступность образования - 50,7%; новые информационные технологии в процессе обучения - 37,8%; гибкий график обучения - 31,3%; высокое качество обучения - 28,9%. Обращает на себя внимание тот факт, что 31,6% студентов пришли в ВУЗ по рекомендации знакомых и друзей, а вот реклама ВУЗа привлекла лишь 6,4% опрошенных. В настоящее время в условиях острой конкуренции высших учебных заведений в борьбе за абитуриентов важным является качество и эффективность их рекламной деятельности. Реклама отражает позицию ВУЗа, формирует его образ в сознании потенциальных потребителей образовательных услуг. И низкий процент опрошенных студентов, которых привлекла реклама ВУЗа, говорит о неэффективной рекламной деятельности, которая в целом проводится в филиалах.
Основная масса опрошенных приходит после окончания школы, лицея или гимназии - 69,9%; ПТУ или техникум окончили 26% опрошенных; высшее учебное заведение - 4,1%. По сравнению с 2017 г. в два раза вырос процент студентов, имеющих опыт работы. В основном они работали на малых негосударственных предприятиях.
В 2020 г. в ВУЗы пришли студенты, имеющие хорошую довузовскую подготовку (табл. 2).
Таблица 2
Назовите средний балл Вашего школьного аттестата
Ответили | Частота | Процент |
Только 5 В основном 5 Поровну 5 и 4 В основном 4 Поровну 3 и 4 В основном 3 Всего | 107 517 523 2345 988 596 5076 | 2,1 10,2 10,3 46,2 19,5 11,7 100,0 |
Наличие у себя дома компьютера отметило 20,4% студентов, у большинства (79,6%) его нет. При этом 52,3% студентов имеют представление об основных компьютерных программах на уровне пользователя, 16,4% умеют работать на компьютере очень хорошо и хорошо. О том, что не умеют работать на компьютере или «скорее не умеют», ответили 30,3% опрошенных студентов. Очевидно, у этой части студентов могут возникнуть определенные трудности при работе с компьютерными программами.
Таблица 3
Хотели бы Вы продолжить обучение после получения степени бакалавра
Ответили | Частота | Процент |
Да Скорее да И да и нет Скорее нет Нет Всего | 2327 1151 946 420 232 5076 | 45,8 22,7 18,6 8,3 4,6 100,0 |
Для большой части студентов степень бакалавра не является достаточной, и они хотели бы продолжить свое обучение до получения степени специалиста (55,2%) и магистра (25%) (табл. 3, 4).
Таблица 4
Как Вы считаете, какой уровень высшего образования является для Вас достаточным
Ответили | Частота | Процент |
Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра Всего | 1008 2797 1265 5070 | 19,9 55,2 25,0 100,0 |
Весьма привлекательной оказалась для студентов возможность обучения за границей. Воспользоваться ею хотели бы 73,2% опрошенных; не решили для себя этот вопрос 15,3%; ответили «нет» и «скорее нет» лишь 7,9% и 7,6% опрошенных студентов.
Возросли научные установки и интерес к исследовательской работе у студентов набора 2020 г. (табл. 5).
Таблица 5
Хотели бы Вы в будущем продолжить свое образование для получения ученой степени
Ответили | Частота | Процент |
Да - кандидата наук Да - доктора наук Нет Всего | 1208 789 3054 5051 | 23,9 15,6 60,5 100,0 |
Большинство студентов уверены, что диплом вуза в будущем расширит доступ к интересующей работе, явится основой для их карьеры и трудоустройства (табл. 6).
Таблица 6