Диагностика обучения. Контроль и оценка знаний. 10-бальная система оценивания учебных достижений

Педагогическая диагностика – это система деятельности педагогов, которая заключается в изучении состояния и результатов процесса обучения.

Диагностика включает контроль, проверку, оценивание (оценка), накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дидактического процесса.

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Виды контроля и диагностирования:

Предварительный контроль, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и дает возможность определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти или полугодия.

Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела для определения степени усвоенности данного материала.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль – определение остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более).

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

–Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.

–Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.д.).

–Тестовый контроль основным инструментом такого контроля является тест.

Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчеты по производственной практике. Такие методы контролирования успеваемости студентов в настоящее время используют большинство учебных заведений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.

Дидактические цели проверки знаний.

Требования, предъявляемые к организации проверки знаний, умений и навыков по предмету сводятся к следующему:

а) индивидуальному подходу к проверке знаний учащихся, во время которой преподаватель учитывает разный уровень их развития, не завышая и не занижая предъявляемых требований;

б) тщательной подготовке проверки знаний детей, определению ее цели, видов и форм на разных этапах урока;

в) подготовке вопросов для проверки знаний учащихся.

С целью формирования основ материалистического мировоззрения в процессе проверки знаний необходимо устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.

Педагогический тест – особая совокупность заданий, которые позволяют дать объективную, сопоставимую и даже количественную оценку качества подготовки обучающегося в заданной образовательной области.

Задания педагогического теста включают в себя:

1) констатирующую часть, которая описывает ситуацию и не требует от учащихся каких-либо активных действий (эта часть может и отсутствовать);

2) процедурную часть, содержащую предложения обучающемуся выполнить какие-либо конкретные действия – выбрать правильный ответ из предложенной совокупности ответов, установить соответствие и т. д.;

3) элементы выбора – варианты для выбора правильных ответов, которые формулируются в форме истинных или ложных высказываний.

В школах развитых стран внедрение и совершенствова­ние тестов шло быстрыми темпами. Широкое распростране­ние получили диагностические тесты школьной успеваемо­сти, использующие форму альтернативного выбора пра­вильного ответа из нескольких правдоподобных, написания очень краткого ответа (заполнения пропусков), дописывания букв, цифр, слов, частей формул и т. п. С помощью этих не­сложных заданий удается накапливать значительный ста­тистический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке.

Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников.

Функции ПО: Обучающая, развивающая, воспитывающая. Все функции взаимосвязаны, являясь следствием и причиной одна другой.

Цели обучения – организация усвоения социального опыта по мере осознания и осмысления обществом той необходимой его части, которая составляет содержание.

Для достижения целей в процессе обучения необходимо решить следующие задачи обучения:

1) стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

2) организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

3) развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;

4) выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

5) совершенствование учебных умений и навыков.

Количественным показателем оценки результатов учебной деятельности учащихся является отметка.

Оценочная деятельность заключается в определении степени выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, на основании сопоставления реальных результатов их учебной деятельности с планируемыми целями, требованиями учебных программ, образовательных стандартов.

Отметка — это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое) выражение в баллах.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» Министерство образования Республики Беларусь постановлением от 24 мая 2002 г. № 21 ввело с 1 сентября 2002 г. 10-ти балльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Среди основных факторов, обусловивших введение 10-балльной системы оценивания учебных достижений учащихся, можно назвать следующие:

– приведение системы оценивания в соответствие с ведущими принципами личностно-ориентированного образования, педагогики индивидуальности и переориентация оценочной деятельности на оценку учебных достижений ученика, а не его недостатков;

– построение инвариантной, интегральной оценочной шкалы, учитывающей количественные, качественные показатели и результативность всех видов учебной деятельности учащихся, их индивидуальные особенности в условиях разноуровневого (базового, повышенного и углубленного) обучения;

– неадекватность оценивания учебнопознавательной деятельности учащихся воспроизводящего и продуктивного характера на разных этапах усвоения учебного материала;

– низкая стимулирующая, диагностическая и прогностическая функции 5балльной системы оценивания;

– отсутствие в применяемой 5 балльной (фактически 4балльной) шкале и ее критериальной основе возможностей учета проявления индивидуальных свойств личности при текущем поурочном контроле;

– завышенные критерии и предметные нормы оценки на отметку «3» (удовлетворительно) для тех учащихся, которые в силу своих индивидуальных особенностей и познавательных возможностей не в состоянии достигнуть требуемого эталона усвоения по большинству учебных курсов и предметов;

– использование подчас неудовлетворительной отметки как орудия подавления личности, нагнетания состояния страха и тревожности у обучающихся и др.

10-балльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся образуют взаимосвязанные и взаимообусловленные виды, формы, методы контроля, с помощью которых в соответствии с установленными правилами, требованиями и нормами определяются результаты учебной деятельности учащихся и осуществляется их аттестация.

Основными функциями 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся являются:

–образовательная, ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала;

–стимулирующая, заключающаяся в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности;

–диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности;

–контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала при различных видах контроля и аттестации учащихся;

–социальная, проявляющаяся в дифференцированном подходе к осуществлению контроля и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.

В зарубежных школах практикуются различ­ные системы оценивания знаний, умений, навыков, приняты различные шкалы оценок, включая сто-, двенадцати-, десяти-, двухбалльную и др. Во французском лицее, например, при сдаче выпускных экзаменов результаты определяются по 20-балльной шкале. При этом для каждого предмета ус­танавливается определенный весовой коэффициент, опре­деляющий значимость данного предмета для избранной обучаемым специальности, профиля или отделения лицея. Благодаря этому оценки по профилирующим предметам при­обретают большую весомость.

В Великобритании, на­пример, функцию практического контроля за качеством ака­демической подготовки берут на себя университетские ко­миссии, к которым на период сдачи выпускных экзаменов прикрепляются все грамматические и привилегированные школы, ориентирующиеся в подготовке своих выпускников на дальнейшее университетское образование

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: