Урок как основная форма организации процесса обучения. Типология и структура уроков

Урок - форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием

Урок имеет следующие особенности:

– является завершенной и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи;

– каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объему учебного материала;

– в отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;

– посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;

– является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;

– совместная деятельность учителя и учащихся, а также общение большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для сплочения коллектива детей;

– способствует формированию познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственному развитию учащихся

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:

- по основной дидактической цели;

- по основному способу их проведения;

- по основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

· урок ознакомления с новым материалом;

· урок закрепления изученного;

· урок применения знаний и умений;

· урок обобщения и систематизации знаний;

· урок проверки и коррекции знаний и умений;

· комбинированный урок.

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

· в форме беседы;

· лекции;

· экскурсии;

· кино уроки;

· самостоятельная работа учащихся;

· лабораторные и практические работы;

· сочетание различных форм занятий.

Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

· вводные;

· первичного ознакомления материалом;

· образования понятий, установления законов и правил;

· применения полученных правил на практике;

· повторения и обобщения;

· контрольные;

· смешанные или комбинированные.

Структура уроков основных типов. Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить и подтвердить целесообразность выделения следующих их типы:

1) урок ознакомления с новым материалом;

2) урок закрепления изученного;

3) урок применения знаний и умений;

4) урок обобщения и систематизации знаний;

5) урок проверки и коррекции знаний и умений;

6) комбинированный урок;

7) урок – лекция;

8) урок – семинар;

9) урок – зачет;

10) урок – практикум;

11) урок – экскурсия;

12) урок – дискуссия;

13) урок – консультация;

14) интегрированный урок;

15) театрализованный урок;

16) урок – соревнование;

17) урок с дидактической игрой;

18) урок – деловая игра;

19) урок – ролевая игра.

 

Современные требования к уроку. Инновационные формы организации учебных занятий.

Современные требования к уроку бывают трёх видов:

Дидактические

- чёткое определение места урока среди других уроков,

- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,

- учёт принципов целостного педагогического процесса,

- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,

- наличие межпредметных связей.

Воспитательные и развивающие методы.

- формирование памяти, внимания и мышления школьников,

- воспитание нравственных качеств личности,

- развитие познавательного интереса и мотивов,

- соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,

- развитие творческих способностей,

- создание проблемной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: