Этап – 50-60 – 90-е гг. XX века

Это период основательных теоретических разработок основ педагогической психологии как науки.

1954 год – Б.Ф.Скиннер – идея программированного обучения.

60-е гг. – Л.Н. Ланда – конкретизировал идею Скиннера в своей теории алгоритмизации обучения.

70-80-ее гг. – В.Оконь и М.М. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения (в их системе сочетались идеи Дж. Дьюи о том, что обучение должно идти через решение проблем и идеи К. Дункера, С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина, В.В. Заботина о проблемном характере мышления, фазности мышления и развитии мышления в проблемной ситуации).

В 50-е годы появились пер­вые публикации П.Я. Гальперина и затем Н.Ф. Талызиной, в которых излагались исходные позиции теории поэтапного форми­рования умственных действий, впитавшей в себя основные дости­жения и перспективы педагогической психологии. В это же вре­мя разрабатывается теория развивающего обучения, описанная в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова на основе общей теории учебной деятельности (сформулированной этими же учеными и развиваемой А.К. Марковой, И.И. Ильясовым, Л.И. Айдаровой, В.В. Рубцовым и др.). Развивающее обучение нашло свое отраже­ние и в экспериментальной системе Л.В. Занкова.

40-50-е гг. С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» дал развернутые характеристики учения как усвоение знаний, а оно с разных позиций было рассмотрено Л.Б.Ительсоном и Е.Н. Кабановой – Мелллер.

В 60-70-е гг. возникло принципиально новое направление в педагогической психологии суггестопедия - или суггестология Г.Лозанова, в которой основа – управление педагогом восприятием с использованием эффекта гипермнезии и суггестии (внедрение), причем, эти процессы обучаемым не осознаются. На основе его метода Г.А. Китайгородская создала метод активизации резервных возможностей личности, а А.В.Петровский в процессе такого обучения считает возможным групповое сплочение и развитие групповой динамики.

Таким образом, на 3-ем этапе развития педагогической психологии стали возможными следующие направления обучения:

1) учитывающие активизацию форм обучения;

2) учитывающие педагогическое сотрудничество;

3) учитывающие общение;

4) развитие обучающего как цели обучения.

В этот период формирование предпосылок перехода педаго­гической психологии на новую стадию своего развития с исполь­зованием компьютерной техники соотносится с решением глобаль­ной проблемы перехода человечества в XXI в. — век Человека, век гуманитарной эпохи, где развитие человека — свободного поль­зователя и созидателя новых информационных технологий обес­печивает ему свободу действий в новом постиндустриальном, ин­формационном пространстве.

На этом этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения – учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся.

Е.П.Ересь внесла значительный вклад в развитие психологи­ческой науки Беларуси. Она является автором крупных теоре­тических и практических трудов по проблемам педагогической психологии.

Р.И. Водейко являлся научным руководите­лем и одновременно соисполнителем пятилетних тем научно-исследовательской работы общеуниверситетской кафедры психологии(БГУ), касающихся психологических вопросов обучения студентов с помощью автоматизированной обу­чающей системы развития профессиональных ка­честв педагога у студентов университета.

С 1965 по 1981 г. А.Б. Широкова работала в МГПИ им. М. Горь­кого, она разрабатывала учебные курсы по пед.псих.

Е.А. Панько ведет научную работу, специализируется в области детской и педагоги­ческой психологии. С 1990 г. являлась научным руководителем государ­ственных научно-исследовательских работ в области дошкольного образо­вания. Панько — научный руководитель базисной программы воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях Республики Беларусь «Пралеска».

В ГрГУ им. Я. Купалы ведется активная научная деятельность в области пед.псих на кафедре возрастной и педагогической психоло­гии - заведует кафедрой доцент А.А. Семчук.

Книга Иващенко Ф.И. "Педагогическая психология. Практикум" выпущена в издательстве "Белорусский государственный университет" в 2008 г. В учебном пособии представлено 48 заданий и упражнений для практических занятий по курсу Пед.псих., выполнение которых обеспечивает усвоение методов исследования, психологических теорий обучения и воспитания, а также знакомит студентов с современными видами обучения и основными психологическими закономерностями воспитания. Особое внимание уделено определению направленности и личности педагога, формированию у будущих учителей способности проектировать познавательную деятельность учащихся, планировать педагогическое общение со школьниками.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: