Это период основательных теоретических разработок основ педагогической психологии как науки.
1954 год – Б.Ф.Скиннер – идея программированного обучения.
60-е гг. – Л.Н. Ланда – конкретизировал идею Скиннера в своей теории алгоритмизации обучения.
70-80-ее гг. – В.Оконь и М.М. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения (в их системе сочетались идеи Дж. Дьюи о том, что обучение должно идти через решение проблем и идеи К. Дункера, С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина, В.В. Заботина о проблемном характере мышления, фазности мышления и развитии мышления в проблемной ситуации).
В 50-е годы появились первые публикации П.Я. Гальперина и затем Н.Ф. Талызиной, в которых излагались исходные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии. В это же время разрабатывается теория развивающего обучения, описанная в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова на основе общей теории учебной деятельности (сформулированной этими же учеными и развиваемой А.К. Марковой, И.И. Ильясовым, Л.И. Айдаровой, В.В. Рубцовым и др.). Развивающее обучение нашло свое отражение и в экспериментальной системе Л.В. Занкова.
|
|
40-50-е гг. С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» дал развернутые характеристики учения как усвоение знаний, а оно с разных позиций было рассмотрено Л.Б.Ительсоном и Е.Н. Кабановой – Мелллер.
В 60-70-е гг. возникло принципиально новое направление в педагогической психологии суггестопедия - или суггестология Г.Лозанова, в которой основа – управление педагогом восприятием с использованием эффекта гипермнезии и суггестии (внедрение), причем, эти процессы обучаемым не осознаются. На основе его метода Г.А. Китайгородская создала метод активизации резервных возможностей личности, а А.В.Петровский в процессе такого обучения считает возможным групповое сплочение и развитие групповой динамики.
Таким образом, на 3-ем этапе развития педагогической психологии стали возможными следующие направления обучения:
1) учитывающие активизацию форм обучения;
2) учитывающие педагогическое сотрудничество;
3) учитывающие общение;
4) развитие обучающего как цели обучения.
В этот период формирование предпосылок перехода педагогической психологии на новую стадию своего развития с использованием компьютерной техники соотносится с решением глобальной проблемы перехода человечества в XXI в. — век Человека, век гуманитарной эпохи, где развитие человека — свободного пользователя и созидателя новых информационных технологий обеспечивает ему свободу действий в новом постиндустриальном, информационном пространстве.
|
|
На этом этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения – учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся.
Е.П.Ересь внесла значительный вклад в развитие психологической науки Беларуси. Она является автором крупных теоретических и практических трудов по проблемам педагогической психологии.
Р.И. Водейко являлся научным руководителем и одновременно соисполнителем пятилетних тем научно-исследовательской работы общеуниверситетской кафедры психологии(БГУ), касающихся психологических вопросов обучения студентов с помощью автоматизированной обучающей системы развития профессиональных качеств педагога у студентов университета.
С 1965 по 1981 г. А.Б. Широкова работала в МГПИ им. М. Горького, она разрабатывала учебные курсы по пед.псих.
Е.А. Панько ведет научную работу, специализируется в области детской и педагогической психологии. С 1990 г. являлась научным руководителем государственных научно-исследовательских работ в области дошкольного образования. Панько — научный руководитель базисной программы воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях Республики Беларусь «Пралеска».
В ГрГУ им. Я. Купалы ведется активная научная деятельность в области пед.псих на кафедре возрастной и педагогической психологии - заведует кафедрой доцент А.А. Семчук.
Книга Иващенко Ф.И. "Педагогическая психология. Практикум" выпущена в издательстве "Белорусский государственный университет" в 2008 г. В учебном пособии представлено 48 заданий и упражнений для практических занятий по курсу Пед.псих., выполнение которых обеспечивает усвоение методов исследования, психологических теорий обучения и воспитания, а также знакомит студентов с современными видами обучения и основными психологическими закономерностями воспитания. Особое внимание уделено определению направленности и личности педагога, формированию у будущих учителей способности проектировать познавательную деятельность учащихся, планировать педагогическое общение со школьниками.