Психологическая сущность воспитания. Подходы, принципы и методы воспитания

Воспитание (по Божович) представляет собой активное и целенаправленное руководство формирования личности. Оно предполагает привитие ребенку желательных свойств научения его общественно-выработанным нормам и способам поведения, организацию его собственной деятельности по овладению этими нормами и способами поведения.

Воспитание (по Зимней) целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям и обществу в целом.

В настоящий момент в пед.психологии общепризнанной является воспитательная парадигма (субъект-субъект), согласно которой не только воспитатель выступает субъектом формирования личности ребенка, но и сам ребенок воспитывает себя. Чтобы учащийся воспитывал себя, мог саморазвиваться, ему необходимо иметь необходимую мотивацию, а воспитатель должен управлять формированием его личности, поведение, социальным статусом, сотрудничать с ним, создавать оптимальную воспитательную сферу.

Предметом психологии в области воспитани я являются закономерности и механизмы формирования личности и поведения в процессе обучения и воспитания на различных возрастных этапах.

В качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации

воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику.

Междисциплинарный подход: ФИЛОСОФИЯ – рассматривает под углом зрения становления человека, изучает место системы воспитания, образования в обществе. СОЦИОЛОГИЯ – рассматривает структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные функции. ИСТОРИЯ — изучает становление и преобразование учебно-воспитательных институтов, целей, содержание и методов воспитание в различные исторические эпохи. ПЕДАГОГИКА — рассматривает цели и задачи воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике, а также содержание воспитание. ПСИХОЛОГИЯ – рассматривает воспитание как всеобщую форму психического развития.

Принципы воспитания выступают методологическими нормами, правилами воспитания. К принципам воспитания в педагогике относят:

1) общественную направленность воспитания;

2) связь воспитания с жизнью;

3) опора на положительное в воспитании;

4) принцип гуманности воспитания;

5) личностный подход;

6) единство воспитательных воздействий.

Методы воспитания – это способы воспитующего воздействия педагога на воспитанника. Они весьма многообразны и зависят от ряда факторов: от особенностей личности педагога и его профессионализма, от целей воспитания, средств, условий, форм организации воспитательного процесса, от индивидуальных особенностей воспитуемой личности, от воспитуемых свойств, качеств, состояний личности, от уровня воспитанности воспитанника и др.

Классификации методов воспитания. Методы воспитания разделены на три группы по основной направленности на объект воспитания: 1) методы воспитания сознания; 2) методы воспитания деятельности и поведения (общения); 3) методы стимулирования воспитания.

Последние методы являются общими. Первые две группы, в известной мере, можно назвать специальными, хотя очевидно их универсальное воздействие на воспитуемого. Можно отметить многообразие методов воспитания. Проблема выбора метода воспитания решается в анализе диалектической взаимосвязи всех элементов структуры воспитательного процесса. Адекватным методом воспитания признается тот, который учитывает все многообразие и единство структуры этого процесса, а в педпрактике получает позитивные результаты.

3 подхода к воспитательному психологическому воздействию:

1. Императивный (объектный) под ход – в основе лежит положение о том, что человек – объект воспитания. Основные функции: контроль поведения, установок человека, направление их в нужное русло.

2. Манипулятивный(объектный, монологичный) подход – в основе лежит положение о том, что человек по своей природе зол, аморален, его необходимо обуздать.

Такая позиция довольно распространена в западном человекознании; она составляет идеологию большинства современных служб психологической помощи людям, она лежит в основе технологии и многих методов психотерапевтической и психокоррекционной работы.

3. Диалогический подход – через диалог, наиболее оптимален при организации взаимодействия людей. В основе лежит положение о том, что внешние условия всегда преломляются через внутренние (установки, убеждения), не игнорируя активность самого человека. Ребенок является объектом и субъектом данных отношений.

Цель воспитани я — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей чел-ка, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи и содержание нравственного восп-я молодого поколения определяются этическими требованиями общества.

Трудовое – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деят-ти, накопление проф-го опыта как условия выполнения важнейшей обязанности чел-ка.

Эстетическое – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у чел-ка способности воспринимать прекрасное.

Физическое заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также восп-ие силы воли и хар-ра; направлено на повышение работоспособности чел-ка.

Гражданское – это формир-ние у чел-ка ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

Экономическое – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного чел-ка в масштабах своего дома, производства, страны.

Экологическое – это восп-ие, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.

Правовое предполагает знание чел-ком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.

Свободное рассматривает восп-ие как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в пр-се освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.

Семейное – составная часть социализации чел-ка. В семье социализация стихийна. Рез-ты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образ-я, социальным статусом, материальными условиями); субъективными хар-ристиками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.

Религиозное – целенаправленное и планомерное взращивание верующих поср-вом внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии (вероисповедания). В основе религиозного восп-я лежит феномен сакрализации мира, т.е. наделения естественных явлений, обыденных мирских процедур и отдельных личностей священным содержанием через обрядовое освящение.

Социальное  воспитание – составная часть относительно контролируемой социализации. Социальное восп-ие – это взращивание чел-ка в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ

Результат воспитания – следствие целого ряда факторов и условий.

Психологический контакт между воспитателем и воспитанником. Контакт – это общность психического состояния, вызванная взаимопониманием в совместной деятельности и связанная с обоюдным доверием друг к другу заинтересованных сторон. Контакт выступает как положительный фактор, усиливающий взаимовлияние субъектов взаимодействия. Контакт включает как минимум: взаимопонимание, взаимодействие, взаимоотношение.

Воспитательный коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанниками в семье, в спонтанном, неорганизованном общении со сверстниками, через средства массовой информации, чтение книг и т.д. Коллектив открывает возможности накопления опыта общественного поведения в разнообразных позициях: в позиции руководства и активной деятельности, в позиции подчинения другим мнениям и воздействиям, в позиции активного противопоставления своих мнений и действий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: